Фролов В.В. Финансовое обеспечение работников региональных прокуратур РСФСР в 1955-1964 гг. (по материалам прокуратуры Псковской области)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 343.163(470.25)

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОКУРАТУР РСФСР В 1955-1964 ГГ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Фролов В.В.

В статье рассматривается проблема финансового обеспечения работников региональных прокуратур РСФСР в период хрущёвской оттепели (1955-1964 гг.). Данная работа написана на основе ранее неопубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области. При решении исследовательских задач в настоящей статье автор использовал системный, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. В заключение исследования делается вывод о том, что во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. сотрудники областных (краевых) прокуратур РСФСР имели достойную заработную плату, а значит, им не приходилось лишний раз думать о каком-либо дополнительном заработке, чтобы прокормить свою семью.

Ключевые слова: региональная прокуратура, прокурор, помощник прокурора, следователь, заработная плата, хрущёвская оттепель.

 

FINANCIAL PROVISION OF EMPLOYEES

IN RSFSR REGIONAL PROCURACIES IN 1955-1964

(ON MATERIALS OF PSKOV REGION PROCURACY)

Frolov V.V.

The article reviews the problem of financial support for employees of the regional procuracies of the RSFSR during the Khrushchev's Thaw (1955-1964). This work was written on the basis of previously unpublished materials and documents of the State Archives of the Pskov Region. Solving research problems in this article the author used systemic, comparative-historical and historical-genetic methods. In conclusion, between the second half of the 1950s and the first half of the 1960s employees of RSFSR regional procuracies had a decent salary, which means they did not have to think about any additional earnings once again to support their family.

Keywords: region procuracy, procurator, assistant procurator, investigator, Khrushchev's Thaw.

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 18-49-600001. 

 

Эффективность деятельности любого учреждения (организации) во многом зависит от его материально-технической базы и финансового стимулирования труда работников этой структуры. Финансирование системы государственных органов власти в необходимом объеме является гарантией их жизнедеятельности, а также способности решать задачи, возложенные на них государством и обществом. Одним из важнейших элементов государственного устройства страны, доказавших свою необходимость и востребованность обществом, является прокуратура. Работники данного правоохранительного института выполняют нелегкую задачу поддержания законности и правопорядка в стране. Именно поэтому их работа должна иметь достойное финансовое вознаграждение, что позволит избежать появления у государственных служащих мыслей о дополнительном незаконном заработке.

В представленной статье будет рассмотрена проблема финансового обеспечения работников региональных прокуратур РСФСР в 1955-1964 гг., когда органы прокуратуры в период хрущёвской «оттепели», как и другие правоохранительные и исполнительные институты советского государства, подверглись серьёзному реформированию. Именно в это десятилетие в областных (краевых) прокуратурах происходило сокращение штатов и оптимизация их организационной структуры, что способствовало борьбе с бюрократизмом и волокитой.

В современной научной литературе проблема финансового обеспечения органов советской прокуратуры в период «оттепели» (как впрочем, и всего послевоенного периода) практически не изучена. Единственной работой, где данная тема в некоторой степени нашла своё отражение, является диссертационное исследование М.В. Кирячёва «История территориальных органов прокуратуры СССР в 1953-1964 гг. (на материалах Центрального Черноземья)» [6].

Во второй половине 1950-х гг. работники региональных прокуратур РСФСР имели достойную заработную плату. Так, согласно «Штатному расписанию прокуратуры Псковской области за 1956 г.», ежемесячная заработная плата прокурора области составляла 1500 руб., а его двух заместителей – 1400 руб. Другие сотрудники прокуратуры Псковской области (центрального аппарата и районных (межрайонных) подразделений) имели следующие ежемесячные оклады: начальник следственного отдела – 1250 руб.; помощник прокурора по кодификации и оперативному учёту – 1100 руб.; начальник отдела по надзору за милицией – 1250 руб.; помощник прокурора по специальным делам – 1100 руб.; старший помощник прокурора по кадрам – 1200 руб.; помощник прокурора по надзору за местами заключения – 1200 руб.; начальник отдела общего надзора – 1200 руб.; начальник уголовно-судебного отдела – 1250 руб.; начальник гражданско-судебного отдела – 1200 руб.; начальник особого сектора – 1000 руб.; начальник хозяйственно-финансового отдела – 1150 руб.; прокурор отдела – от 1050 до 1100 руб.; старший следователь – 1050 руб.; начальник канцелярии – 550 руб.; прокурор города – 1300 руб.; межрайонный прокурор – от 1200 до 1250 руб.; прокурор района – 1000 руб.; помощник прокурора города – 1000 руб.; помощник межрайонного прокурора – от 950 до 1000 руб.; помощник районного прокурора – 790 руб.; городской следователь – 1000 руб.; межрайонный следователь – от 950 до 1000 руб.; районный следователь – 790 руб. [1, л. 8, 9, 23].

Соотнося выше приведенные данные со сведениями, представленными в нашей монографии «Становление и деятельность органов прокуратуры Псковской области в 1944-1955 гг.: исторический аспект исследования», следует отметить, что размеры ежемесячных должностных окладов работников областных (краевых) прокуратур советского государства с 1950 по 1956 гг. фактически не изменялись [9, с. 34-35]. Правда, при этом необходимо учесть, что в СССР после проведения в декабре 1947 г. денежной реформы осуществлялось поэтапное снижение государственных розничных цен на товары массового потребления вплоть до апреля 1954 г. В результате этого покупательная способность прокурорских работников, как и других советских граждан, в это время только возрастала. Небольшие корректировки в заработной плате в данный период были характерны только для работников районных (межрайонных) прокуратур. Градация оклада сотрудников периферийных (межрайонных, районных, городских) прокуратур зависела от размера территории, которую обслуживала прокуратура, и количества жителей, проживающих на ней [1, л. 23].

Размер заработной платы работников прокуратуры Псковской области и ежемесячный доход сотрудников других региональных прокуратур РСФСР отличались несущественно. Так, например, согласно данным исследователя М.В. Кирячева, месячный доход прокурора Тамбовской области в 1950-1956 гг. составлял 1950 руб. (1300 руб. оклад и 650 руб. персональная надбавка), а зарплата других сотрудников областной прокуратуры в зависимости от должности варьировалась в интервале от 400 до 1200 руб.

Заработная плата прокурорско-следственных работников в исследуемый нами период времени была существенно больше, чем у советских рабочих и служащих отраслей народного хозяйства. Например, средний ежемесячный заработок граждан, занятых в промышленности в СССР в 1956 г. равнялся 807 руб. У работников строительной сферы месячный оклад составлял 742 руб., а у работников совхозов и подсобных сельскохозяйственных предприятий – 466 руб. Средняя заработная плата у представителей сферы здравоохранения равнялась 521 руб., а у работников торговли и материально-технического снабжения – 553 руб. [8].

Вместе с тем, сравнение заработной платы регионального прокурора РСФСР и первого секретаря обкома КПСС обнаруживает огромную пропасть в их доходах, так как обозначенный партийный работник во второй половине 1950-х гг. получал ежемесячно 5000 руб. У второго секретаря и секретаря Обкома партии должностной оклад составлял 4000 руб. [7, с. 243].

В начале 1957 г., согласно «Штатному расписанию прокуратуры Псковской области за 1957 г.», произошло существенное увеличение ежемесячной заработной платы прокурора Псковской области: c 1500 до 2600 руб. [2, л. 9]. Увеличение окладов других работников областной прокуратуры состоялось во второй половине 1957 г.

24 июля 1957 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 898 «О заработной плате работников органов прокуратуры и судебных органов». После вступления в силу данного нормативно-правового акта заработная плата ряда работников прокуратуры Псковской области несколько увеличилась. Так, оклад первого заместителя прокурора области вырос на 400 руб. и стал равняться 1700 руб. Правда, при этом в августе 1957 г. была упразднена должность второго заместителя прокурора Псковской области. У некоторых помощников прокурора и начальников отделов центрального аппарата областной прокуратуры также произошло увеличение ежемесячной заработной платы. В частности, оклады старшего помощника прокурора по общему надзору, начальника следственного отдела, старшего помощника прокурора по кадрам, старшего помощника прокурора по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел и старшего помощника прокурора по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел стали составлять 1300 руб. [2, л. 33].

Существенное повышение должностных окладов произошло у работников периферийных (районных, межрайонных, городских) прокуратур. Так, ежемесячная заработная плата прокурора города стала равняться 1700 руб. (+400 руб.); межрайонного прокурора – от 1300 до 1400 руб. (+150 руб.); прокурора района – 1200 руб. (+200 руб.); помощника прокурора города – 1100 руб. (+100 руб.); помощника межрайонного прокурора – от 1050 до 1150 руб. (+150 руб.); помощника районного прокурора – 975 руб. (+185 руб.); городского следователя – 1100 руб. (+100 руб.); межрайонного следователя – от 1050 до 1150 руб. (+150 руб.); районного следователя – 975 руб. (+185 руб.) [2, л. 49].

В октябре 1957 г. после упразднения Великолукской области и передачи части её территории в состав Псковской области основная часть структурных подразделений прокуратуры Великолукской области вошла в состав прокуратуры Псковской области (в качестве городской, межрайонных и районных прокуратур). Финансовое стимулирование труда сотрудников новообразованных периферийных прокуратур Псковской области было таким же, как и в других межрайонных (районных) прокуратурах региона. Однако должностной оклад у прокурора города Великие Луки был меньше, чем у его коллеги из Пскова на 100 руб. (1600 руб.) [2, л. 64].

В начале 1960-х гг., согласно «Штатному расписанию прокуратуры Псковской области за 1960 г.», размер заработной платы районного прокурора увеличился и составил 1300-1400 руб. Это можно объяснить тем, что в составе прокуратуры Псковской области к этому времени осталось всего 4 межрайонные прокуратуры, остальные получили статус районных [3, л. 13]. 

1 января 1961 г. в СССР была проведена денежная реформа в форме деноминации с девальвацией. 10 рублей образца 1947 г. подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 г. В связи с этим оклады всех граждан СССР на бумаге «уменьшились» в 10 раз. Так, например, если у прокурора Псковской области ежемесячная заработная плата до реформы составляла 2600 руб., то после 1 января 1961 г. она стала равняться 260 руб. [4, л. 8].

С 1961 по 1964 гг. каких-то существенных изменений в размере заработных плат работников региональных прокуратур РСФСР не происходило [5, л. 11, 12, 13, 14].

Таблица № 1

Ежемесячный доход работников прокуратуры Псковской области в 1956-1964 гг. 

[1, л. 8, 9, 23; 2, л. 33, 49; 5, л. 11, 12, 13]

В заключение следует отметить, что в период хрущёвской «оттепели» происходит постепенное увеличение финансового стимулирования труда работников региональных прокуратур РСФСР. Во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. сотрудники областных (краевых) прокуратур имели достойную заработную плату, а значит, им не приходилось лишний раз думать о каком-либо дополнительном заработке, чтобы прокормить свою семью. Всё это свидетельствует о том, что в отличие от периода «позднего сталинизма», в 1955-1964 гг. Советское государство уже не относилось к прокуратуре как к второстепенному государственному институту. Именно в период «оттепели» органы прокуратуры начинают приобретать в государстве ту значимость и авторитет, которые были продекларированы в Конституции СССР 1936 г.

 

Список литературы:

1. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 232.

2. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 249.

3. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 309.

4. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 348.

5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 384.

6. Кирячев М.В. История территориальных органов прокуратуры СССР в 1953-1964 гг. (на материалах Центрального Черноземья): дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.02. – Отечественная история. Курск, 2006. 179 с.

7. Мамяченков В.Н. Денежные доходы работников партийных органов Свердловской области в 1950-х годах // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 242-245.

8. Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.» [Электронный ресурс] // Исторические материалы [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/imQiTG (дата обращения: 09.08.2018).

9. Фролов В.В. Становление и деятельность органов прокуратуры Псковской области в 1944-1955 гг.: исторический аспект исследования: Монография. Псков: ПсковГУ, 2016. 150 с.

 

Сведения об авторе:

Фролов Василий Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Псковского государственного университета (Псков, Россия).

Data about the author:

Frolov Vasiliy Vladimirovich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Public Relations and Journalism Department, Pskov State University (Pskov, Russia). 

E-mail: frolov1406@mail.ru.