Мухаметов Р.С. Некоммерческая организация как категория политической науки
УДК 323.2
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Мухаметов Р.С.
Статья посвящена теоретико-методологическому исследованию некоммерческих организаций. Автор предлагает различать понятия «неправительственная организация» и «некоммерческая организация» (НКО). В статье излагаются основные отличительные признаки НКО. Много вниманию уделено типологии организаций. Автор дал исчерпывающий научный анализ форм деятельности НКО.
Ключевые слова: неправительственная организация, некоммерческая организация, негосударственная организация, гражданское общество, народная (общественная) дипломатия.
NON-PROFIT ORGANIZATION
AS A CATEGORY OF POLITICAL SCIENCE
Mukhametov R.S.
The article is devoted to theoretical and methodological study of non-profit organizations. The author proposes to distinguish the concept of “non-governmental organization” and “non-profit organization” (NPO). The article outlines the main features of the NPO. A lot of attention is paid to the typology of these organizations. The author gave an exhaustive scientific analysis of the forms of NPO activities.
Keywords: non-governmental organization, non-profit organization, non-governmental organization, civil society, national (public) diplomacy.
Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, является развитие гражданского общества. В современном мире некоммерческие организации (НКО) рассматриваются как организационная основа гражданского общества.
Изучение некоммерческих организаций привлекает сегодня внимание политологов, социологов, экономистов, философов и других ученых. Важность изучения некоммерческих организаций в России обусловлена той ролью, которую они играют в жизни общества. Третий (некоммерческий) сектор призван решать ряд жизненно-необходимых задач по реальной поддержке миллионов людей, осуществлению множества общественно-полезных инициатив и проектов.
На смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных советских общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан. Из 221073 зарегистрированных НКО на 2013 год к «третьему сектору» можно было отнести 192956 организаций (в это число не входили политические партии, государственные корпорации, государственно-общественные объединения, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения). Количество людей, занятых в «третьем секторе», составляло 1,1% экономически активного населения [10]. Для сравнения: в странах Западной Европы в деятельность третьего сектора вовлечено до 10 % экономически активного населения [2, с. 5].
Необходимо отметить, что НКО играют большую роль в решении социальных проблем. В России даже используется термин «социаль¬но-ориентированная некоммерческая организация». Во многих странах Европейского союза используется другой термин – «общественно-полезное НКО» [7]. Такие организации, в частности, занимаются социальной поддержкой малоимущих категорий населения, профилактикой социально опасных форм поведения граж¬дан, благотворительной деятель¬ностью, оказанием юридической по¬мощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и т.д. [11].
По данным Росстата, на начало 2015 года в России было зарегистрировано 132087 социально ориентированных НКО, а численность их работников превысила 1 млн. человек. Результаты из деятельности являются довольно внушительными. Так, в 2014 г. около 23 млн. человек были оказаны социальные услуги, 5 млн. человек получили юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе, более 3 млн. человек получили от социально-ориентированных НКО благотворительную помощь в денежной форме [2, с. 47-49].
НКО осуществляют и политическую деятельность. Можно обозначить следующие ее формы: 1) участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований), публичных дискуссий и выступлений; 2) наблюдение за проведением выборов; 3) публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов; 4) распространение оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики; 5) осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований [3].
В ноябре 2012 года в России вступил в силу «закон об иностранных агентах». «Иностранными агентами» признаются НКО, которые получают имущества (в том числе денежных средств) от иностранных источников и занимаются политической деятельностью на территории Российской Федерации. К настоящему моменту к НКО, выполняющим функции «иностранных агентов», были причислены музей истории политических репрессий «Пермь-36», правозащитный центр Мемориал, правозащитная Организация «Агора», ассоциация «ГОЛОС», Комитет Солдатских матерей и т.д.
НКО принимают участие и в международных делах. Они действуют по следующим направлениям:
– собирают, обрабатывают и распространяют информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания;
– инициируют конкретные подходы к их решению и побуждают правительства к заключению соответствующих соглашений;
– наблюдают за деятельностью правительств и межгосударственных структур в тех или иных сферах международной жизни, выполнением государствами взятых на себя обязательств;
– привлекают внимание мировой общественности к крупным международным проблемам [4, с. 50-51];
– оказывают влияние на общественное мнение с использованием своих экспертно-консультативных ресурсов (продвижение через СМИ экспертных оценок);
– участвуют в международных гуманитарных проектах и проектах развития (борьба с бедностью, инфекционными болезнями, защита экологии и др.);
– создают постоянно действующие дискуссионные площадки, клубы, открывают филиалы и представительства в разных странах мира для продвижения своих идеологических и ценностных установок, сопровождения и лоббирования национальных политических, экономических и деловых интересов;
– работают с национальными диаспорами, занимаются этноконфессиональной и языковой консолидацией общин зарубежных соотечественников;
– участвуют в международных и региональных экспертно-политологических форумах и диалогах по актуальным проблемам;
– формируют позитивный имидж своей страны за рубежом, пропагандируют ее ценности и образ жизни;
– создают негосударственные каналы поддержки оппозиционных политических сил в другой стране [9].
Как нам представляется, можно выделить следующие механизмы воздействия НКО на внутреннюю и внешнюю политику государства. Во-первых, участие в обсуждении законопроектов. Во-вторых, участие в деятельности различного рода общественно-консультативных советах при министерствах, привлечение представителей НКО к обсуждению вопросов формирования и реализации государственных решений. Иными словами, НКО получают возможность в определенной степени влиять на процесс принятия политических решений, высказывать свое мнение по интересующим их вопросам.
Таким образом, наличие множества организаций требует уяснения сущности явления некоммерческой неправительственной организации. Это возможно путем выделения отличительных признаков данного объекта изучения.
В современной литературе можно встретить несколько схожих понятий – «неправительственные организации» (НПО), «некоммерческие организации» (НКО), «негосударственные организации» (НГО). В России есть только один термин (с правовой точки зрения) «некоммерческая организация», а в западных государствах в основном используется термин «неправительственная организация». Последнего термина в российском юридическом лексиконе не существует. Он не получил широкого распространения и не вошел в законодательную практику. В Российской Федерации аналогом НПО являются некоммерческие организации. Иными словами, в России НКО и НПО используются практически как равнозначные термины, что ведет, с нашей точки зрения, к методологическим ошибкам. НПО (NGO – non-governmental organization) – термин, широкой применяемый в англоязычной литературе, означает «негосударственную некоммерческую организацию». Другими словами, понятие «НПО» подразумевает, что организация должна быть создана и фактически действовать для достижения именно некоммерческих целей. В международном праве и мировой политике термин «НПО» чаще всего применяется именно к организациям, имеющим международный характер. Как нам представляется, не совсем правомерно употреблять понятия «неправительственная организация» и «некоммерческая организация» как синонимы.
В зависимости от вида собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные. Государственными являются организации, которые находятся в собственности государства и выполняют задачи, функции и полномочия, делегированные государством, руководители которых назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Негосударственная организация – это группа людей, которая объединилась для достижения общих целей, проведения совместной работы и действующая на принципах самоуправления. Можно выделить следующие признаки негосударственных организаций:
– выступают от своего имени, а не от имени и по поручению государства;
– выполняют собственные, корпоративные задачи и функции, а не государственные (хотя и могут способствовать решению государственных задач);
– не обладают государственно-властными полномочиями;
– не финансируются со стороны государства, а осуществляют деятельность посредством иных источников;
– создаются не государственными органами, а гражданами и/или юридическими лицами;
– самостоятельно формируют свои органы управления;
– имущество организации находится в негосударственной (частной) собственности [6, с. 145].
Организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие (см. таблицу 1). Коммерческими считаются организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Некоммерческими считаются те организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Таблица 1.
Различия между коммерческими и некоммерческими организациями
Таблица 2.
Типология организаций
К государственным коммерческим организациям относятся государственные унитарные предприятия. Примерами государственных некоммерческих организаций являются образовательные (вузы), научные (институты РАН), медицинские (больницы, поликлиники), культурные учреждения (библиотеки, музеи). К негосударственным коммерческим организации относят частные коммерческие предприятия, фирмы. В качестве примеров негосударственных некоммерческих организаций можно привести благотворительные (Российский фонд помощи, Фонд «Подари жизнь»), экологические (Российское экологическое движение «Зеленые», Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского), правозащитные организации (Московская Хельсинкская группа, Межрегиональная правозащитная Ассоциация АГОРА).
Таким образом, в России под «неправительственными организациями», «некоммерческими организациями» понимаются только негосударственные некоммерческие организации.
Можно выделить следующие признаки, присущие НКО: 1) получение коммерческой прибыли не ставится в качестве основной цели деятельности; 2) государственные органы не являются участниками или учредителями организации; 3) организация создана добровольно по инициативе участников (физических и/или юридических лиц); 4) подразумевается самоуправление на основе совместно определенной цели; 5) организация не использует и не пропагандирует насильственные методы деятельности, т.е. не является террористической; 6) организация не имеет цели достижения власти [1, с. 54-56; 8, с. 111]; 7) выполнение общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом; 8) НКО осуществляют свою деятельность на собственные средства (собственные средства НКО складываются из взносов её членов и привлечённых денежных средств); 9) действует запрет на распределение прибыли среди учредителей, участников организации и ее руководства.
В научной литературе разными авторами представлено множество классификаций некоммерческих организаций [5, с. 145-152]. Одним из критериев типологии НКО является масштаб деятельности. НКО могут быть организованы на государственном, региональном или международном уровне.
Международные неправительственные некоммерческие организации, кроме вышеназванных признаков, должны отвечать еще следующим условиям:
а) иметь консультативный статус при международных межправительственных организациях (Международная Ассоциация «Знание», Международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор», Международный общественный фонд «Российский фонд мира», ПИР-Центр);
б) осуществлять деятельность, по крайней мере, в нескольких государствах.
Примерами подобных организаций являются Врачи без границ, Гринпис, Международная амнистия, Репортёры без границ, Хьюман Райтс Вотч и т.д. Из отечественных можно привести Федерацию мира и согласия, Фонд «Международное гуманитарное измерение».
Региональные НПО осуществляют деятельность в определенном географическом регионе. Так, например, Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции) имеет филиалы в Ереване (Армения) и Бишкеке (Киргизия).
Наконец, национальные НПО осуществляют деятельность в одной стране. В качестве примеров можно привести общероссийские общественные организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «Всероссийский Совет местного самоуправления».
Таким образом, не совсем корректно употреблять термины «неправительственная организация» и «некоммерческая организация» как синонимы. Понятие неправительственной организации шире и включает в себя понятие некоммерческие организации.
Список литературы:
1. Андреева О.С. Неправительственные организации (определение понятия, сущность) // Власть. 2009. № 10.
2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год. М., Общественная палата Российской Федерации, 2015.
3. Минюст предложил прописать семь форм политической деятельности НКО. [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. 22.01.2016. URL: http://www.rg.ru/2016/01/22/proekt-site.html (дата обращения: 12.05.2016).
4. Наумов А.О. Международные неправительственные организации в современной мирополитической системе. М., 2009.
5. Попова Ю.С., Пряхин Г.Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 47. Экономика. 2014. № 21.
6. Соболева Ю.В. Негосударственные организации как вид субъектов административного права: основные черты // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2015. № 4.
7. Сравнительный анализ нормативно-правового толкования понятия «общественно полезная организация». [Электронный ресурс] // НКО: законы развития [сайт]. 31.08.2005. URL: https://nkozakon.ru/8/ (дата обращения: 12.05.2016).
8. Cтецко Е.В. Неправительственные организации: формирование политического бренда // Вестник МГИМО. 2010. № 6.
9. Сухарев А.И. Политическое становление субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира: автореф. дис. ... докт. полит. наук. [Электронный ресурс] // Управление научной и инновационной политики РУДН. [сайт]. 2011. URL: http://goo.gl/YA8NQB (дата обращения: 12.05.2016).
10. «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России. [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества [сайт]. 15.03.2013. URL: http://civilfund.ru/mat/20 (дата обращения: 12.05.2016).
11. Что такое социально-ориентированная некоммерческая организация? [Электронный ресурс] // Портал НКО [сайт]. 2013. URL: http://www.portal-nko.ru/dialog/16503/16599 (дата обращения: 12.05.2016).
Сведения об авторе:
Мухаметов Руслан Салихович – кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политической науки Департамента политологии и социологии Института социальных и политических наук Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).
Data about the author:
Mukhametov Ruslan Salikhovich – Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Theory and History of Political Science Department, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia).
E-mail: muhametov.ru@mail.ru.