Балахтар В.В. Государственная молодежная политика – регулятор социального становления и социализации подрастающего поколения
УДК 323.2-053.6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА – РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Балахтар В.В.
В статье описаны взгляды на сущность и содержание социального становления и социализации подрастающего поколения, рассмотрены особенности влияния государственной молодежной политики на социальное становление и социализацию подрастающего поколения, выделены факторы, влияющие на формирование молодежи, освещены особенности социализации личности.
Ключевые слова: государственная молодежная политика социализация, социальное становление, подрастающее поколение, молодежь.
STATE YOUTH POLICY AS A REGULATOR OF SOCIAL FORMATION
AND SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION
Balakhtar V.V.
The article dwells on the views on the essence and the meaning of social formation and socialization of the grown up generation. It examines the peculiarities of state youth political influence on social formation and socialization of the grown up generation. The article reveals factors affecting youth formation and features of personality’s socialization.
Keywords: state youth politics, socialization, social formation, growing up generation, youth.
Актуальность данной темы обусловлена потребностями создания условий и гарантий социального становления и развития молодежи как отдельной социальной группы общества, ее интеграции во все сферы жизнедеятельности и одновременного формирования целостной системы политико-правовых основ, организационно-кадровой системы социальной работы по обеспечению практической реализации прав и свобод, запросов и потребностей молодежи.
Поэтому существует насущная потребность исследования, распространения результатов научных исследований ученых, усиленного внимания к проблемам молодежи со стороны государства, поскольку она занимает одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения, его социализации, самореализации, включении в процессы развития Украины. Это, в свою очередь, будет способствовать расширению социальной базы преобразований, социальной, культурной и экономической воспроизведению и развития государства.
Анализ исследований этой проблемы свидетельствует о значительном количестве научных работ. Весомый вклад в изучение теории и практики молодежной политики сделали зарубежные (Г. Гасперони, К. Мантгейм, Р. Томсон, С. Такер и пр.) и украинские исследователи (В. Барабаш, Е. Бородин, М. Головатый, В. Головенько, Н. Комаров, М. Перепелица, А. Яременко и др.). Политическим аспектам социализации молодежи в условиях возрождения украинской нации, социализации как адаптивного механизма привлечения молодежи к активной жизнедеятельности посвящены работы М. Баяновской, Д. Мельникова, Л. Пилюгина, В. Подоляк, А. Рудакевич и других ученых.
Молодежная политика в Украине осуществляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи – как в ее интересах, так и в интересах субъектов молодежной политики – общественных институтов, взаимодействующих непосредственно и косвенно с молодежью, а также самой молодежи [10, с.20]. Ее структура содержит много элементов, одним из которых является государственная молодежная политика: «деятельность государства, направленная на молодежь, подрастающее поколение, это вся деятельность государства в отношении молодежи» [9, с.67]. По мнению М. Головатого, «государственная молодежная политика является одним из специфических и приоритетных направлений деятельности государства, его органов с целью создания определенных условий и социальных гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их полнейшей самореализации как в личных, так и в общественных интересах»[5, с. 8].
Цель и задачи статьи предусматривают научный анализ сущности государственной молодежной политики как регулятора социального становления и социализации подрастающего поколения.
Основательное изучение научной литературы свидетельствует об общественной значимости рассматриваемой проблемы, дает возможность обобщить опыт, углубить теоретические представления о влиянии государственной молодежной политики на социальное становление и социализацию подрастающего поколения.
Государственная молодежная политика в Украине вообще и на региональном уровне в частности – это сложное, многогранное явление, имеющее вполне определенную цель, задачи, направления, механизм реализации и т.п. Ее основы были заложены принятием Верховной Радой Украины Декларации «Об общих началах государственной молодежной политики в Украине» от 15.12.1992 года [7], где определено, что «государственная молодежная политика – это системная деятельность государства в отношениях с личностью, молодежью, молодежным движением, осуществляемая в законодательной, исполнительной, судебной сферах. Ее целью является создание социально-экономических, политических, правовых условий, что, в свою очередь, есть гарантом жизненного самоопределения, интеллектуального, нравственного, физического развития молодежи, реализации ее творческого потенциала как в собственных интересах, так и в интересах Украины» [8], рекомендуется механизм ее формирования и реализации в государстве.
Законы Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» (1993), «Об органах и службах по делам несовершеннолетних» (1993), «Об образовании» (1996), «О молодежных и детских общественных организациях» (1998), «О социальной работе с детьми и молодежью» (2001), «О высшем образовании» (2014) и другие законодательные акты составляют нормативно-правовую базу по реализации молодежной политики. Однако молодежь нуждается в расширении жизненных перспектив. В создании возможностей для самореализации в процессе социализации, получения качественного и желаемого образования, соответствующего трудоустройства, профессиональной пригодности, развития и саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации каждой личности как высшей ценности общества, а не только законодательного регулирования собственного жизненного пространства [1].
Передача и освоение социального опыта, становление общественного человека со временем перерастает в процесс обновления общества, является основным содержанием процесса взаимодействия молодежи и социальной среды. Изменяя общество, молодежь меняется и сама, становится активной частью общества, включается в общественный механизм. Но успешная социализация – это изменение поведения личности в соответствии с потребностями общества с учетом ее желаний. Общество всегда стремится воспитать молодежь, поддерживающую развивающиеся в нем общественно-политические процессы [14, p. 46-47].
На формирование молодежи в процессе социализации влияют как макрофакторы (мировое сообщество, государство и его органы, органы местного самоуправления, общество и его элементы, СМИ), мезофакторы (этнокультурные условия, тип жилья, место и условия проживания, традиционные условия развития человека), так и микрофакторы (семья, учебные заведения, внешкольное учреждения, сообщество сверстников, различные общественные и религиозные объединения и т.п.) [11, с. 13-25].
По мнению выдающегося украинского педагога В. Сухомлинского, «процесс воспитания всесторонне развитой личности заключается в том, что, заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель одновременно никогда не выпускает из поля зрения то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основным. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральную, идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовую, эстетическую, эмоциональную, физическое совершенство» [12, с. 72].
Совокупность всех факторов в целом и каждый в отдельности по-разному влияют на подрастающее поколение, а динамика их развития и влияния зависит как от индивидуальных качеств, так и от уровня развития общества, науки и техники. Учиться быть личностью – одна из самых тяжелых наук, ведь она связана с совершенствованием характера, со способностью действовать автономно, проявляя самостоятельность суждений и высокую ответственность за свои действия и поступки [2, с. 57-62], процессом самовоспитания и самосовершенствования. Самовоспитание является сложным видом деятельности, что требует постановки целей и задач, разработки программы, планирования работы, учета и контроля. Молодежь перенимает у педагогов умения самоанализа и самооценки, целенаправленной сознательной и систематической работы над собой с целью обеспечения такого уровня развития личности, который бы отвечал общественным требованиям и личному идеалу. А применение интерактивных методик (технологий) способствует развитию навыков критического мышления, самоуважения, уверенности, активности, умению решать проблемы и принимать решения [3, с. 9].
Потенциал развития личности заложен в ней самой, в ее потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимодействие, самосовершенствование и самоактуализацию в социуме. Понятно, что, наиболее всего, это касается коммуникативных способностей молодежи, развития их коммуникативных умений и навыков. Взаимодействие личности (связь «Я – Ты», «Я – Мы», «Я – Они») стимулирует коммуникативные процессы, способствует формированию ответственности, ценностно-мировоззренческой ориентации, рациональной социальной стратегии [4, с. 107]. А это, в свою очередь, делает процесс приспособления к новым требованиям, которые ставит перед молодежью высшая школа и одновременно к новым социальным обстоятельств общения со сверстниками и педагогами, форм и методов обучения (самостоятельной работы, групповых форм взаимодействия и др.) и быта (отсутствие привычного семейного круга, материальные трудности, сложность проживание в общежитии и т.д.) [2, с. 57-62].
Адаптация как социальное явление представляет собой процесс включения личности в новую для нее социальную среду, требующую формирования психологических механизмов, благодаря которым лицо обеспечит свою безопасность и адекватную ориентацию в новой ситуации. При условии успешной адаптации личность получает возможность максимально успешной самореализации [13].
В процессе социализации молодежи происходит развитие ее творческого самоутверждения, способствующие ориентированию в современных социальных явлениях, овладению социальным опытом старших поколений, пониманию собственного призвания, росту уровня социальной активности и т.п. Привлечение подрастающего молодежи к активной общественной жизни тесно связано с деятельностью молодежных общественных организаций, реализующих молодежную самодеятельность и инициативу, стремление юношей и девушек к участию в жизни общества и государства, удовлетворению собственных потребностей и интересов, решению социальных проблем [6, с. 50-62].
Итак, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что анализ влияния государственной молодежной политики на социальное становление и социализацию молодежи отчетливо демонстрирует тенденции демократизации и гумманизации общественных отношений, стремление государства согласовать интересы различных слоев и групп населения, общественных институтов и территориальных сообществ. Это будет способствовать формированию и проведению государственной молодежной политики как средства всестороннего развития молодого поколения, реализации его возможностей и способностей, ускоренного развития современного украинского общества.
Главной целью государственной молодежной политики в контексте всеобщего развития должно стать формирование патриотически настроенного, национально сознательного и социально защищенного молодого поколения, которое своей деятельностью обеспечит успешную интеграцию страны в мировое сообщество. Украинскому обществу следует формировать устойчивую систему общечеловеческих и политических ценностей, которые соответствуют современным реалиям, ментальным особенностям и социокультурным предпочтениям молодых граждан.
Список литературы:
1. Балахтар В. Вплив державної молодіжної політики на соціалізацію підростаючого покоління // БДФЕУ: зб. праць: Гуманітарні науки. Чернівці, БДФЕУ, 2013. Вип. 6. С. 154-158.
2. Балахтар В. Проблеми адаптації студентів першокурсників до навчання у внз // Педагогіка вищої та середньої школи: зб. наук. пр. Кривий Ріг: КПІ ДВНЗ «КНУ», 2012. С. 57-62.
3. Балахтар В.В. Матвийчина С.В. Методичні рекомендації щодо особистісного розвитку студентів. Метод. посіб. Чернівці: Технодрук, 2012. 116 с.
4. Балахтар В.В. Психологія і педагогіка вищої школи: Навч.-метод. посіб. Чернівці: Книги-ХХІ, 2011. 196 с.
5. Головатый М.Ф. Молодежная политика в Украине: проблемы обновления. К.: Наукова думка, 1993. 236 с.
6. Гузенко І.М. Становлення і розвиток державної молодіжної політики в Україні // Військово-науковий вісник. 2009. Вип. 11. С. 50-62.
7. Декларация «Об общих началах государственной молодежной политики в Украине» от 15 декабря 1992 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. № 16. 27 с.
8. Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 5 февраля 1993 № 2998-Х1И // Ведомости Верховной Рады Украины. 1993. № 16. 27 с.
9. Криворученко В.К. К вопросу о законодательстве субъектов Федерации в сфере молодежной политики. М.: НИЦ ПМ, 1990. 125 с.
10. Перепелица М.П. Государственная молодежная политика в Украине (региональный аспект). М.: Рус. институт социальных исследований; Укр. центр полет. менеджмента, 2001. 242 с.
11. Сторожук Р.П. Государственная молодежная политика в контексте европейского выбора Украины: механизма реализации: дис. … канд. наук гос. упр.: спец. 25.00.02. А.: ОРИГУ НАГУ. 2007. 237 с.
12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. К.: Рад. школа, 1979. Т. 1. 686 с.
13. Шапар В.Б. Психологический толковый словарь. Харьков, 2004. 640 с.
14. Balakhtar V. Effect of state youth policy in the social formation of youth // European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, proceedings of the 3rd International scientific conference: Papers of the 1st International Scientific Conference (Volume 1). May 20-21, 2013. Stuttgart, Germany, 122 p. Volume 1. P. 46-47.
Сведения об авторе:
Балахтар Валентина Визиторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы и кадровой политики Буковинского государственного финансово-экономического университета (Черновцы, Украина).
Balakhtar Valentyna Vizitorivna – Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Lecturer of Social and HR Policy Department, Bukovyna State University of Finance and Economics (Chernivtsi, Ukraine).
E-mail: valentina-balakhtar@rambler.ru.