Мельков А.С. Праведный врач Николай Иванович Пирогов: к 215-летию со дня рождения

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 929:617:2-584

ПРАВЕДНЫЙ ВРАЧ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ:

К 215-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Мельков А.С.

Статья посвящена 215-летнему юбилею со дня рождения выдающегося русского врача, ученого, педагога и гражданина Н.И. Пирогова (1810-1881). Автор рассматривает жизненный путь и профессиональную деятельность великого хирурга через призму его отношения к религии, Церкви и Богу. Подробно проанализированы нравственные качества личности Пирогова, эволюция его религиозно-философских взглядов и педагогические принципы. Также описано народное почитание «чудесного» доктора, приведены воспоминания и свидетельства о нем современников, учеников и представителей русской религиозной и философской мысли. Автор приходит к выводу о том, что Н.И. Пирогов, будучи верным сыном своего народа и Православной Церкви, содержательно и праведно прожил свою яркую, необычную, исполненную страданиями и испытаниями, но также и радостями жизнь, которую без остатка положил на алтарь Отечества и ради помощи страдающему человечеству. Как Божий избранник великий русский хирург многие годы самоотверженно трудился на ниве медицинской науки, совершая блестящие и великие открытия, которые применял ради высочайшей миссии – спасения людей от недугов и болезней. В этой связи, по мнению автора, вопрос возможной канонизации Николая Ивановича Пирогова сегодня как никогда актуален.

Ключевые слова: Н.И. Пирогов, история медицины, хирургия, канонизация, христианское мировоззрение, юбилей, праведность.

 

THE RIGHTEOUS DOCTOR NIKOLAI PIROGOV:

TO THE 215TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH

Melkov A.S.

The paper is devoted to the 215th anniversary of Nicolai Pirogov’s birth (1810-1881), an outstanding Russian doctor, scientist, pedagogue and citizen. The author examines the life path and professional activity of the great surgeon through the prism of his attitude to religion, Church and God. The moral qualities of Pirogov’s personality, the evolution of his religious and philosophical views and pedagogical principles are analysed in detail. It is also described the popular veneration of the “wonderful” doctor, and provides memoirs and testimonies of his contemporaries, students and representatives of Russian religious and philosophical thought. The author comes to the conclusion that Nicolai Pirogov, being a faithful son of his people and the Orthodox Church, had lived his bright, unusual, full of suffering and trials, but at the same time joyous life, which he laid down on the altar of the Motherland and for the sake of help suffering humanity. Being God’s chosen, the great Russian surgeon worked selflessly for many years in the field of medical science, making brilliant and great discoveries that he applied for the sake of the highest mission – saving people from illnesses and diseases. In this regard, according to the author, the issue of the possible canonization of Nikolai Pirogov is more relevant today than ever.

Keywords: Nikolai Pirogov, history of medicine, surgery, canonization, Christian worldview, jubilee, righteousness.

 

Жертвенный подвиг чудесного доктора

В ноябре 2025 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) – великого русского хирурга, ученого, педагога и мыслителя, чье имя вписано золотыми буквами не только в историю отечественной и мировой медицины, но давно уже стало одним из блистательных символов России. Его жизнь и труды стали высочайшим нравственным примером и идеалом, на который равнялись и равняются целые поколения отечественных врачей.

В наше бурное, неспокойное время не хватает такой путеводной звезды, которой, несомненно, является Н.И. Пирогов. Можно смело сказать, что его обширнейшее наследие сегодня как никогда прежде востребовано и актуально. Это касается и медицинской науки, и педагогики, и духовной жизни нашего народа.

Сила и величие Пирогова, помимо его выдающихся успехов в медицине, великих научных открытий и колоссальной общественно-просветительской деятельности заключаются также и в его совершенном духовно-нравственном облике. Именно этот мощный нравственный стержень и моральная сила всегда выделяли Пирогова среди современников. И именно такие качества не могли часто простить великому ученому его многочисленные завистники и клеветники. Но по-иному жить великий Пирогов не хотел и не умел. За свои высокие нравственные идеалы наш «чудесный доктор», как его называли восхищенные современники, страдал на протяжении всей жизни. Страдал, чтобы быть, а не казаться, оставаясь тем самым верным истине и своему высокому призванию!

Пирогов жил и служил людям в середине XIX века. Это было время, когда в России зародилось неверие. В образованном обществе широко распространились идеи материализма и нигилизма, а в качестве инструмента борьбы с Богом стали использовали науку, в том числе, медицину. Окунувшись в безбожие, ученые не хотели просто оставаться неверующими, они пытались распространить свои взгляды в обществе, обосновывая, будто бы отрицать бытие Бога возможно и необходимо именно «научно», а не как-то иначе.

На личном опыте познав всю тяжесть отпадения от веры еще в юношеские и молодые годы, Пирогов осознанно, путем богоискания, нравственных переживаний и страданий в возрасте 38 лет открыл для себя Святое Евангелие, навсегда приобщившись к спасительному таланту Православной веры. Вот, что он писал по этому поводу: «Не вдруг и не без борьбы я сделался верующим… я благодарю Бога за то, что умел себя понять и убедиться, что могу жить искренней верою. Я искренно верю в учение Христа Спасителя…

Смело, и несмотря ни на какие исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; нельзя не прочувствовать, что они не от мира сего… Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира чрез внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться и в том, что этому учению суждено быть неугасаемым маяком на извилистом пути нашего прогресса» [12, с. 136-137, 141].

Это строки из знаменитого «Дневника старого врача», написанного Пироговым в последние годы жизни (1879-1881) и являющегося апофеозом литературного наследия ученого. Дневник Пирогова как «кульминационное произведение является не только автобиографическим, но, прежде всего, научно-философским и в какой-то степени даже религиозным трактатом. Здесь ученый последовательно изложил все метаморфозы своего мировоззрения, которое в результате постоянных и глубоких духовных исканий менялось в течение всей его жизни и плодотворной творческой деятельности» [19, с. 10].

Не случайно именно Евангелие стало любимой книгой Пирогова. Ученый верил, истинное Слово Божие, вводящее душу в вечность, содержится именно в Евангелии. Поэтому очевидно, что всю свою подвижническую жизнь, которая была посвящена врачеванию, исцелению людей, Пирогов основывал на высоких евангельских идеалах. «Такое глубокое религиозное отношение к жизни отмечает путь многих больших ученых мира, истинных слуг человечества» [8, с. 122]. Пирогов считал, что, уклоняясь от правды Христовой, люди впадают в звериное, или даже хуже – демоническое состояние. В наше время эти правильные мысли великого хирурга подтверждаются событиями современной истории.

Как справедливо отмечает выдающийся кардиохирург современности, академик Российской академии наук Ю.Л. Шевченко, «гениальная ученость, горячая любовь ко Христу, постоянная решительная борьба за правду, обостренное чувство справедливости, сердце, исполненное милосердием к страждущим и больным, – таков подлинно святой образ человеколюбивого хирурга Пирогова» [22, с. 26].

Многие годы сомнений и тягостных раздумий потребовались великому хирургу, чтобы определить, в чем заключается главный из вопросов жизни. На закате своих лет ученый окончательно утвердился на подлинно христианском разрешении этого одного из самых насущных вопросов, решительно утверждая, что «главный вопрос жизни – вопрос о Боге» [12, с. 123].

Мысли и чувства Пирогова о Христе дышат почти поэтическим восторгом: «Веровать, что среди нас жил человеческою же жизнию наш Спаситель, испытав на Себе муки и радости этой жизни, было таким, еще никогда неиспытанным счастьем, что все проникнутые этою верою не могли не ставить ее выше всех других чувств и способностей души» [12, с. 135-136].

Исповедуя Православную веру, Пирогов говорил следующие слова: «Для меня главное в Христианстве – это недостижимая высота и освещающая душу чистота идеала веры; на нем целые века тьмы страстей и неистовств не оставили ни единого пятна; кровь и грязь, которыми мир не раз старался осквернить идеальную святость и чистоту христианского учения, стекали потоками назад на осквернителей» [12, с. 136].

Применительно к своей деятельности Пирогов справедливо указывал на то, что «для врача, ищущего веры, самое трудное уверовать в бессмертие и загробную жизнь. Это потому, во-первых, что главный объект врачебной науки и всех занятий врача есть тело, так скоро переходящее в разрушение; во-вторых, врач ежедневно убеждается наглядно, что все психические способности находятся не только в связи с телом, но и в полной от него зависимости» [12, с. 143-144].

Свой взгляд на жизнь после смерти Николай Иванович описывал следующими словами: «Истину узнаем только за гробом; там узнаем, соответствовала ли наша жизнь ее истинной цели. Органические страсти с их увлечениями и чувственность вещественного бытия, перестав существовать, дадут возможность нам стать к истине лицом к лицу; это не то, что стоять лицом к лицу с нашей совестью здесь, живя вещественно: там придется иметь дело с самой истиной, которой мы так добиваемся здесь и вместе с тем стараемся ее избегнуть» [12, с. 146].

Будучи великим и преданным сыном России, исполняя заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) Николай Иванович Пирогов много потрудился в деле избавления нашего народа от опасных болезней, спасения раненых на поле брани, в том числе, начав использование эфирного наркоза, а также в вопросах организации деятельности сестер милосердия.

В 1847 году Пирогов был командирован в расположение русской армии на Кавказ. Именно там «при штурме аула Салты в полевом лазарете он впервые в мире применил эфир как болеутоляющее средство при выполнении хирургических операций на поле боя. Он сделал под Салтами сто хирургических операций с наркозом. Иногда десять операций следовали одна за другой, при полной тишине. Молчащая операционная – тогда это казалось чудом!» [21, с. 109]. В своем отчете о командировке на Кавказ Пирогов описал опыт применения наркоза такими словами: «Первый раз операции проводились без стонов и криков раненых… самый утешающий эффект эфиризации был в том, что операции проводились в присутствии других раненых мужчин, которые не боялись, а, напротив, операции обнадеживали их насчет их собственного положения» [цит. по: 6, с. 37].

А когда в 1848 году в Петербурге свирепствовала холера, Пирогов по распоряжению военного министра открыл в своей клинике холерное отделение, где занялся изучением этой опасной болезни. От холеры погибало много людей, морги были переполнены телами умерших, врачи отказывались вскрывать холерные трупы, боясь заразиться. Но «чудесный доктор» не только не испытывал подобных страхов, а без устали работал в Анатомическом институте, где провел сотни вскрытий. Рассматривая пораженные ткани через микроскоп, он сделал массу патологоанатомических срезов и препаратов [2, с. 229]. Материалы проведенных вскрытий Пирогов использовал для написания монографии, посвященной патологической анатомии азиатской холеры, где подробно описал проявления процесса течения опасной болезни, а также установил, что инфекция проникает в организм в ходе приема пищи и питья. Эта работа снабжена атласом рисунков и таблицей вскрытий. В 1851 году за данный труд Пирогов был удостоен Демидовской премии Академии наук 1-й степени [5, с. 67].

Таким образом, выполняя профессиональный долг врача и христианина, постоянно рискуя заразиться смертельной болезнью, Николай Иванович совершал жертвенный подвиг во имя Отечества и ради спасения людей. Научный труд Пирогова по азиатской холере является основополагающим, сохраняя свою актуальность в наши дни [2, с. 230].

Еще одним христианским подвигом самопожертвования стала деятельность Н.И. Пирогова в период героической обороны Севастополя (1854-1855). «Животворным источником этого подвига являлась православная вера, указавшая хирургу Пирогову верный путь для приложения своих врачебных усилий в осажденном врагами Севастополе. Где же, как не здесь, на переднем крае героической обороны славного русского города, больше всего нуждались и в милосердии, и во врачебной помощи мужественные защитники нашей Родины!

Сплав христианского милосердия и врачебного долга, ставший основой практической и общественной деятельности видного хирурга на театре Крымской войны, привел его и к выдающимся достижениям на врачебном поприще. В наши дни эти результаты позволяют отнести Пирогова к числу немногих организаторов общественного здравоохранения, чьи достижения в период севастопольской обороны имели мировое значение» [19, с. 15].

Одним из выдающихся достижений великого хирурга является организация отрядов сестер милосердия. Эти отряды изначально были сформированы в Петербурге и в Москве при активном участии членов императорской фамилии. А уже на месте боевых действий руководство их деятельностью принял на себя Пирогов. Так отряды сестер милосердия, действовавшие под началом великого хирурга в период Крымской войны, стали прообразом международного института медицинских сестер, у истоков которого стоял «чудесный доктор».

Другим важнейшим вкладом Пирогова в дело оказания медицинской помощи в военно-полевых условиях является организация ранее не применявшейся специальной сортировки раненых, которая была применена на главном перевязочном пункте в осажденном Севастополе в 1855 году.

Новая организационная мера позволила эффективно оказывать квалифицированную хирургическую помощь раненым в условиях ограниченных сил и средств врачебно-сестринских бригад. До введения Пироговым медицинской сортировки врачебно-сестринские бригады оказывали помощь раненым в выборочном порядке. Но подобный «выбор» был хаотичным, случайным, в результате чего, многие раненые умирали, так и не дождавшись получения помощи. Заслуга Пирогова заключалась в том, что по его методике оказание квалифицированной хирургической помощи стало проводиться на основании результатов предварительного врачебного осмотра и последующего оказания неотложной врачебной помощи всем, кто в ней остро нуждался.

Так «в процессе медицинской сортировки все раненые, поступившие на главный перевязочный пункт Севастополя, разделялись на 4 категории, в том числе: легкораненые (не требующие оперативного лечения); требующие оказания квалифицированной хирургической помощи по неотложным показаниям или в первую очередь; те, кому оказание квалифицированной хирургической помощи может быть отсрочено, и она будет оказываться во вторую очередь; агонирующие или имеющие повреждения, не совместимые с жизнью, и нуждающиеся в облегчении телесных и душевных страданий (опека обученной сестры милосердия и православного священника)» [19, с. 16].

За заслуги в оказании помощи раненым и больным Пирогов был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени [5, с. 67].

Примечательно, что основные принципы медицинской сортировки, предложенные Пироговым в ходе Крымской войны, продолжают применяться в мировой военно-медицинской практике и в наши дни, включая современные военные конфликты.

Целитель души и тела

Великий русский хирург ревностно потрудился и на другом ответственном поприще, прославившись в качестве гениального педагога-администратора, которому очень многим обязана отечественная школа. После возвращения из Крыма Пирогов обратил внимание на сложное положение образования в России и на методы воспитания молодого поколения. В сентябре 1856 года ученый был назначен попечителем Одесского учебного округа, а с июля 1858 года стал попечителем Киевского учебного округа [19, с. 17].

Основным постулатом Пирогова, который привел к революционному прорыву в современной ему русской педагогической мысли, стало утверждение, что прежде всего нужно воспитать в учащемся человека, а уже потом учить его той или иной профессии. Вот, что по этому поводу писал Николай Иванович: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себя наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане» [13, с. 30].

Известный принцип Пирогова о воспитании в человеке, прежде всего, Человека с большой буквы, заключается в выдвижении на первый план гуманизма, нравственности, уважения к личности человека независимо от его общественного положения и национальности. Этот принцип основан на христианских идеалах, восходя к апостолу Павлу, который убеждал уверовавших во Христа оставить всякую неправду. В послании к Колоссянам апостол говорит: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:8-11).

По меткому выражению академика Ю.Л. Шевченко, «для педагогической системы Пирогова характерно стремление построить образование на единой научной основе, имеющей непрерывную связь, начиная с низшей и кончая высшей школой, так чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и, вместе с тем, представляло собой определенную ступень подготовки учащихся к практической жизни» [19, с. 17].

Пирогов считал главной целью воспитания формирование высоконравственной человеческой личности. Стремление человека решить вопрос о цели и смысле своей жизни ученый рассматривал как «вопрос жизни», как «самый существенный атрибут духовной натуры человека» [13, с. 25]. В связи с тем, что путь к самопознанию и самосовершенствованию крайне сложный и трудный, задача воспитания и образования заключается в том, чтобы помочь человеку на этом пути.

По мнению Пирогова, ценность и значимость человека определяется его нравственными достоинствами, устремленностью его деятельности, соответствием слова и дела. «Быть, а не казаться» (лат. Esse quam videri) – именно этот нравственный принцип древних стал важнейшим для ученого на протяжении всей жизни, а также был положен им в основу научной и практической деятельности.

Так Пирогов впервые в истории отечественной педагогики поставил в центре сам объект воспитания – человека, показав, что именно человек как личность представляет собой самостоятельную ценность, а не средство для достижения других целей.

Занимаясь вопросами образования и воспитания, великий русский хирург не оставил исследования в области медицины. В конце 1850-х годов им был полностью завершен выдающийся научный труд под названием «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» [27]. Первые изыскания в этой сфере были начаты Пироговым еще в 1836 году, когда он стал профессором хирургии на медицинском факультете Дерптского университета. Значительных успехов ученый достиг позже, в 1849 году, когда ему удалось провести интенсивные топографо-анатомические исследования, связанные с послойными распилами замороженного человеческого тела.

В это время духовные размышления привели Пирогова к выводу, подтверждаемому известными словами апостола Иакова, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:17). При этом под делами понимается православный принцип «добротоделания», основанный на том, что всякое совершаемое верующим доброе дело, является выражением его служения Господу.

Поэтому работа ученого над «Иллюстрированной топографической анатомией…», где с высокой точностью излагалось положение всех частей тела, велась Пироговым так самоотверженно, став одним из главных добрых дел ученого. Этот великий труд предназначался хирургам, чьими руками должно совершаться избавление страдающих людей от болезней. «Так Евангельская любовь к ближнему материализовалась в научном труде Пирогова, считавшего профессиональную деятельность ученого и врача одним из способов "добротоделания" во имя служения Иисусу Христу. Высочайшая цель, к достижению которой стремился Пирогов, во многом объясняет ту невиданную целеустремленность, с которой он продвигался к завершению своего труда, несмотря на многолетние препятствия (1849-1859). В наши дни становится общепризнанным небывалый научный результат, достигнутый тогда Пироговым» [24, с. 87].

Сегодня все больше и больше ученых приходят к признанию удивительного научного факта, свидетельствующего о том, что «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов…» Пирогова считается предтечей компьютерной томографии, ставшей одной из передовых медицинских технологий XXI века.

В своей врачебной деятельности великий русский хирург всегда руководствовался высокими идеалами христианского сострадания и милосердия к больному. Эти императивы стали основой подготовки и воспитания врачей в отечественной медицинской школе, в которой десятилетиями формировались самоотверженность и готовность к самопожертвованию при выполнении врачебного долга. Такие великие нравственные качества свойственны многим поколениям наших врачей. Именно об этих качествах писал А.И. Куприн в рассказе «Чудесный доктор», имея в виду Пирогова, служившего не себе, а Богу и всему человечеству: «И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от еле скрываемых слез:

– С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек» [9, с. 204].

В наши дни многие верующие врачи при осуществлении профессиональной деятельности молятся и просят помощи у Николая Ивановича Пирогова, равно как и у его небесного покровителя святителя Николая Чудотворца. Подтверждение этому находим в словах основателя и президента Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова академика Ю.Л. Шевченко: «Доктора Пироговского Центра в каждодневном служении больным мысленно обращаются за помощью и поддержкой к Господу, повторяя слова молитвы великого хирурга:

Господи Боже мой, удостой меня быть орудием мира твоего, чтобы я прощал – где обижают, чтобы соединял – где ссора, чтобы воздвигал веру – где давит сомнение, чтобы возбуждал радость – где горе живет.

Господи, Боже мой, удостой: не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Ибо кто дает – тот получает, кто себя забывает – тот приобретает, кто прощает – тому прощается, кто умирает – тот просыпается к вечной жизни!» [19, с. 22].

Среди верующих врачей существует убежденность в том, что «Пирогов как бы подсказывает хирургам, направляет их в том, как следует правильно поступить в сложных клинических ситуациях, в итоге помогая победить болезнь, происходили и происходят не единожды. Это неудивительно, ведь медики, врачи и медсестры, в особенности хирурги, уже давно молятся Николаю Ивановичу, просят у него благословения и помощи на операции, кто-то открыто, кто-то тайно. А уж в горячих точках многие военные хирурги носили и носят в карманах маленькие портреты Пирогова как иконку» [20, с. 39].

Ю.Л. Шевченко в своих воспоминаниях рассказывает следующее: «Будучи еще совсем молодым сотрудником хирургической клиники Военно-медицинской академии, я не раз был свидетелем того, как мои уже пожилые, испытанные вой ной учителя, великие профессора порой тайно за перегородкой в ординаторской перед операцией истово молились Николаю Ивановичу Пирогову, прося у него помощи. Один из моих учителей, академик И.С. Колесников, которому я ассистировал во время операции на легком, в момент очень сложной ситуации, когда ему никак не удавалось остановить мощное кровотечение из сердца, буквально криком призывал на помощь Пирогова: "Николай Иванович, ну помоги же мне!" В этот момент сестра подала И.С. Колесникову необычный хирургический зажим, которым мы очень редко пользовались, и профессор моментально остановил кровотечение. Больной был спасен. Когда мы выходили из операционной (я обычно провожал своего учителя до кабинета), он остановился, положил мне руку на плечо, очень пристально, но мягко посмотрел мне в глаза и по-отечески сказал: "Вот, сынок, что значит Пирогов!"» [20, с. 39-40].

Очевидно, что не без основания и во врачебном сообществе, и среди пациентов – в полноте народной уже давно утвердилась убежденность и вера в чудодейственные способности великого хирурга Н.И. Пирогова, что объясняется не только его талантом, необычайной трудоспособностью и чистотой помыслов, но, безусловно, еще и Божьим даром.

Народное почитание и чудеса

23 ноября 1881 года не стало Николая Ивановича Пирогова – тяжелая болезнь оборвала жизнь великого ученого-хирурга, мыслителя и общественного деятеля. Это случилось в его имении под Винницей, где «чудесный доктор» проживал свои последние годы.

Тело Пирогова в присутствии священника было забальзамировано специально для этого приехавшим из Петербурга доктором Д.И. Выводцевым. Специальное разрешение на бальзамирование было получено от Святейшего Синода: «Учтя заслуги Н.И. Пирогова как примерного христианина и всемирно известного ученого, разрешили не предавать тело земле, а оставить его нетленным "дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик"» [25, с. 24].

Тело великого хирурга было помещено в саркофаг и захоронено на территории его имения в склепе специально построенного храма в честь святителя Николая Чудотворца. Живым доказательством того, что Пирогов является избранником Божьим, служит то, что его тело не подверглось тлению и находится практически в неизменном состоянии более 140 лет! Этот знаменательный факт с полной уверенностью можно назвать чудом, подтверждающим праведность великого Пирогова.

«Все эти годы ежедневно в церковь уникального винницкого некрополя, в храм-усыпальницу святителя Николая, приходят люди, чтобы поклониться честным останкам праведного врача Николая Пирогова как святым мощам. Приходят помолиться и попросить у великого хирурга помощи и исцеления от болезней, обращаются к нему в различных сложных медицинских случаях и тяжелых жизненных ситуациях. И многие, как правило, получают просимое, ибо "чудесный доктор" является заступником и ходатаем перед Богом за всех тех, кто притекает к нему в своих нуждах и скорбях» [22, с. 31].

Народное почитание Пирогова общеизвестно. Это почитание началось еще при его жизни, о чем свидетельствует трогательное прощание ученого с Киевским учебным округом в 1861 году [15, с. 529-552], или знаменательный юбилей пятидесятилетней деятельности на поприще медицинской науки, просвещения и гражданственности, торжественно отмеченный в Москве в мае 1881 года [2, с. 456-458, 460-462].

Уже тогда Пирогов оценивался восторженными современниками как личность высоконравственная, оказывая положительное влияние на современное ему российское общество, в особенности на молодежь. Об этом прекрасно сказал выдающийся педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Наконец-то мы имеем посреди нас человека, на которого с гордостью можно указать нашим детям и внукам, и по безукоризненной дороге которого можем вести смело наши молодые поколения. Пусть наша молодежь смотрит на этот образ, и будущность нашего Отечества будет обеспечена. Другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней немного. Если Н.И. Пирогов призывает нас к бескорыстной деятельности на пользу народа, если он говорит нам о нравственной силе духа; если он указывает нам необходимость нравственного самовоспитания, как единственного средства действовать благотворно на воспитание народа, если он говорит нам о религии, нравственности, любви к людям и любви к Отечеству, бескорыстии, самопожертвовании, то эти слова уже не одни громкие фразы, а дела, или укоряющие нас в бездействии, или призывающие нас к спасительной деятельности. Н.И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твердую уверенность в том, что эта деятельность не пропадет даром. Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность» [цит. по: 11, с. 2].

А слова профессора анатомии А.П. Вальтера, сказанные в 1861 году, позволяют сделать вывод о том, что Пирогов – это совесть России! «О, чудо! Анатом, хирург и испытатель материи в природе человека делается поборником ее духовного начала. Он требует признания и развития достоинства человека, в знаменитых строках о вопросах жизни он кладет руку на больное место в воспитании русской молодежи, но кладет ее как врач для исцеления ран. Он произнес то, что все чувствовали, но никто не обрек в слово. Вся Россия его поняла, вся Россия согревалась его теплою, вдохновленною речью, вся Россия стала требовать гуманности, человечности в воспитании» [15, с. 535].

Говоря о чудесах применительно к личности Н.И. Пирогова, следует отметить, что неслучайно известный рассказ А.И. Куприна называется именно «Чудесный доктор» [9]. Ведь то, что совершал Николай Иванович в своей повседневной врачебной деятельности, иначе как чудесами назвать нельзя. «Он успешно лечил безнадежно больных людей, изобретал новые хирургические методы и совершенствовал уже известные. Все эти изобретения Пирогова облегчали страдания больных и способствовали их скорейшему выздоровлению» [20, с. 38].

После кончины ученого память о нем сохранилась в сердцах его благодарных и талантливых учеников. Благодаря делам и заботам таких последователей Пирогова на ниве медицинской науки как С.С. Шкляревский [26], И.В. Бертенсон [1], Н.В. Склифосовский [14, с. 37-38, 66-69], Н.Н. Бурденко [3] и др. в России о жизни и трудах «чудесного» доктора никогда не забывали и всегда говорили с достоинством и глубочайшим уважением.

В 1881-1922 годах существовало Пироговское общество, которое было одним из самых авторитетных объединений врачей всех специальностей. А конференции врачей Российской империи назывались Пироговскими съездами.

После революции имя великого хирурга всегда вызывало большое уважением среди советских врачей. Добрая память о «чудесном докторе» сохранялась и в сердцах тех крестьян, которые еще помнили Пирогова при жизни. Так в 1927 году на страницах журнала «Украинский медицинский архив» был опубликован уникальный материал, состоящий из безыскусных и незамысловатых личных воспоминаний простых людей о великом хирурге [10]. Эти воспоминания свидетельствуют о том, какой глубокий и легендарный след оставил выдающийся врач, ученый и педагог в народе, который всегда питал чувство глубокой и искренней благодарности к Пирогову за качественную и бескорыстную помощь в лечении различных болезней.

В послереволюционный период о высоком духовно-нравственном облике Пирогова, его почтительном, трепетном отношении к Богу и Церкви писали такие выдающиеся религиозные мыслители и философы, как С.Л. Франк [17], протоиерей В.В. Зеньковский [7] и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [4].

В наши дни в честь Пирогова в России и за рубежом названы медицинские учебные заведения, больницы, клиники, госпиталя и санатории. Имя Пирогова носят улицы, переулки и набережные, ему установлены памятники и бюсты. Например, в черте Винницы находится музей-усадьба Н.И. Пирогова, парк-музей «Н.И. Пирогов» открыт в Болгарии.

Эпохальным событием стало создание в 2003 году в Москве Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. Основатель и президент Центра академик Ю.Л. Шевченко справедливо утверждает, что «этот Центр мы смело можем назвать "Домом Н.И. Пирогова"». Ведь именно на базе НМХЦ им. Н.И. Пирогова «сегодня ведется масштабная медицинская, научная и просветительская деятельность. А музей великого ученого в структуре Пироговского центра содержит ряд уникальных экспонатов и является весьма важным звеном, способствующим воспитанию молодежи в духе славных пироговских традиций» [19, с. 7]. Первая очередь музея Н.И. Пирогова в составе Центра была открыта для посетителей к 195-ой годовщине со дня рождения ученого 13 ноября 2005 года [20, с. 37].

В том же году Европейской академией естественных наук был учрежден Европейский орден Николая Пирогова. Председателем Международного наградного комитета этого ордена стал выдающийся кардиохирург, президент НМХЦ им. Н.И. Пирогова Ю.Л. Шевченко. «С тех пор каждый год в день рождения Пирогова на актовом дне Пироговского центра вручается Европейский орден Николая Пирогова выдающимся российским и зарубежным личностям за особые заслуги в здравоохранении, медицинской науке, медицинском образовании и гуманитарной деятельности. Очень многие наши соотечественники и их зарубежные коллеги стали лауреатами этой престижной награды» [20, с. 37].

В 2010 году по случаю 200-летия со дня рождения Пирогова по инициативе Ю.Л. Шевченко Ученым советом Пироговского Центра была учреждена Международная Пироговская премия. С тех пор премия ежегодно вручается выдающимся врачам за беспрецедентный вклад в развитие медицины, верность профессии и гуманизм.

В 2013 году при участии Ю.Л. Шевченко Президиумом Российской академии медицинских наук была учреждена Большая золотая медаль Н.И. Пирогова. После того, как в 2015 году медицинская академия вошла в Российскую академию наук Большая золотая медаль Н.И. Пирогова стала одной из главных наград РАН. Медаль вручается раз в год членам Академии и иностранным медикам за особые научные достижения в медицине [20, с. 37].

Примечательно, что в 2020 году в разгар пандемии COVID-2019 президентом России В.В. Путиным был учрежден ордена Пирогова, который вручается за особые заслуги в охране здоровья [16].

Пирогов был не только человеком необыкновенной нравственной силы, но, прежде всего, глубоко верующим христианином, который прошел трудный путь богоискания. И этот путь «был усыпан терниями и умножен многими препятствиями в виде сомнений, с которыми сталкивается на собственном пути каждый естествоиспытатель и, особо, врач» [18, с. 9].Верность Пирогова Православию не подлежит сомнению и подтверждается словами самого Николая Ивановича, о чем он прямо говорит в своем Дневнике: «Если я спрошу себя теперь: какого я вероисповедания, то отвечу на это положительно: православного – того, в котором родился, и которое исповедовала вся моя семья… Искренно верую в учение Христа Спасителя» [12, с. 154-155, 136].

Уже на смертном одре, будучи тяжело больным, Пирогов принял последнее и самое тяжкое испытание в жизни как волю Божью с глубоким христианским смирением, что выражается следующими его словами: «Благодарю моего Господа Бога, что страдания не лишили меня способности живо вспоминать старое, думать и писать. Да будет воля святая Твоя!» [12, с. 342].

Представляется справедливым мнение о том, что «вопрос о канонизации Николая Ивановича Пирогова в наши дни как никогда актуален. Сегодня, в эпоху борьбы всего человечества с тяжелыми болезнями и недугами, как физическими, так и духовно-нравственными, обращение к неоценимому и богатейшему опыту Пирогова жизненно необходимо всем нам. И это не только гениальные открытия великого хирурга в области медицины, которые сохраняют свою значимость и актуальность в наши дни, но и богатейшая сокровищница духовной мудрости "чудесного доктора", заключенная в его личном опыте богообщения и сопряженная с глубоким христианским смирением перед волей Творца» [23, с. 5-6].

О том, что Пирогов является праведным врачом, красноречиво говорит его подвижническая жизнь, исполненная любовью к ближнему и искренним смирением перед Богом. Как Божий избранник великий русский хирург многие годы самоотверженно трудился на ниве медицинской науки, совершая блестящие и великие открытия, которые применял ради высочайшей миссии – спасения людей от недугов и болезней. Как заботливый отец и талантливый администратор Пирогов внес неоценимый вклад в воспитание юношества и совершенствование системы народного образования в России. Будучи верным сыном своего народа и Православной Церкви Пирогов содержательно и праведно прожил свою яркую, необычную, исполненную страданиями и испытаниями, но также и радостями жизнь, которую без остатка положил на алтарь Отечества и ради помощи страдающему человечеству.

 По авторитетному свидетельству Ю.Л. Шевченко, «именно за эти исключительные качества великого хирурга всегда почитали и почитают в нашем народе праведником, справедливо называя Пирогова "Чудесным доктором". Ведь его прижизненные и посмертные чудесные деяния, связанные с исцелением и спасением тысяч больных, составляют особую и славную страницу в истории медицины нашего Отечества и Церкви» [20, с. 40].

Сегодня, когда крайне сложно найти безукоризненные нравственные авторитеты, необходимо переосмыслить значение личности великого Пирогова как в истории отечественной медицины, науки и народного образования, так и в духовно-религиозной жизни нашего общества. В памяти поколений, в живом народном сознании, в убеждении верующих врачей великий русский хирург ясно воспринимается как праведный врач, как «чудесный доктор» от Бога, ставший целителем душ и тел человеческих. Именно к Николаю Ивановичу Пирогову с верой и надеждой молитвенно обращаются как врачи, так и пациенты, именно его православные люди искренне любят, почитая как угодника Божия.

 

Список литературы:

1. Бертенсон И.В. Николай Иванович Пирогов. Очерк его общественной деятельности как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога с 24-го мая 1831 г. по 24-е мая 1881 г. СПб.: Изд. К. Риккера, 1881. 47 с.

2. Брежнев А.П. Пирогов. М.: Молодая гвардия, 1990. 476, [2] с.

3. Бурденко H.Н. О Н.И. Пирогове с исторической точки зрения (сообщено в заседании [Юрьевского врачебного общества Н.И. Пирогова] 5-го ноября). Юрьев: Тип. К. Маттисен, 1908. 14 с.

4. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Наука и Религия // Очерки гнойной хирургии. М.; СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2000. С. 642-672.

5. Глянцев С.П. Чины, награды и звания Н.И. Пирогова // Военно-медицинский журнал. 2010. № 12. С. 65-68.

6. Гусаров В.Г. Н.И. Пирогов – предтеча современной анестезиологии как науки // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова 2020. Т. 15. № 3. Ч. 1. С. 35-40.

7. Зеньковский В. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой // История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 364-385.

8. Иоанн Шаховской, еп. Н.И. Пирогов – хирург и мыслитель // Время Веры. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954. С. 120-123.

9. Куприн А. Чудесный доктор // Рождественское чудо. Рассказы русских писателей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. С. 192-204.

10. На могилі М. Пирогова й народні перекази про нього // Український медичний архів. 1927. Т. 1. Зошит 2-3. С. 277-281.

11. Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души. Его жизнь, государственно-общественная деятельность и педагогические взгляды / Сост. С. Старосивильский. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. [2], 25 с.

12. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. 440 с.

13. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Первая редакция // Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное» / Сост. и лит. ред.: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. Смоленск; М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2018. С. 24-40.

14. Склифосовский Н.В. Избранные труды / Вводная статья и примеч. проф. В.В. Кованова. М.: Медгиз, 1953. 432 с.

15. Сочинения Н.И. Пирогова. Изд. второе. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1900. Т. 1. VIII, 554 с.

16. Учреждены орден Пирогова и медаль Луки Крымского [Электронный документ] // Kremlin.ru [сайт]. 19.06.2020. URL: https://goo.su/gsDEU (дата обращения: 04.10.2025).

17. Франк С. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. № 32. 1932. С. 73-84.

18. Шевченко Ю.Л. «Главный вопрос жизни – вопрос о Боге». Слово о Николае Ивановиче Пирогове на Всероссийском национальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. Москва, Храм Христа Спасителя, 25 ноября 2010 года. М: Изд. Российской акад. естественных наук, 2010. 20 с.

19. Шевченко Ю.Л. Высокий дар небес. К вопросу о канонизации Н.И. Пирогова // Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации) / Под ред. Ю.Л. Шевченко; лит. ред. А.С. Мельков; тех. ред. К.В. Забелин. М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 7-24.

20. Шевченко Ю.Л. Народное почитание и чудеса праведного врача Николая Пирогова (К канонизации) // Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации) / Под ред. Ю.Л. Шевченко; лит. ред. А.С. Мельков; тех. ред. К.В. Забелин. М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 33-41.

21. Шевченко Ю.Л. Пирогов и Боткин: исторические параллели. Научный доклад на Пироговских чтениях, к 180-летию со дня рождения Сергея Петровича Боткина // Избранные труды по истории медицины академика Ю.Л. Шевченко / Редактор-составитель К.В. Забелин. Смоленск: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 106-116.

22. Шевченко Ю.Л. Светлый облик чудесного доктора. Н.И. Пирогов – праведный целитель тел и душ человеческих // Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации) / Под ред. Ю.Л. Шевченко; лит. ред. А.С. Мельков; тех. ред. К.В. Забелин. М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 25-32.

23. Шевченко Ю.Л. Слово к читателям // Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации) / Под ред. Ю.Л. Шевченко; лит. ред. А.С. Мельков; тех. ред. К.В. Забелин. М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 5-6.

24. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Духовно-философское наследие Н.И. Пирогова // История медицины. 2014. № 1. С. 80-93.

25. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Музей Н.И. Пирогова: прошлое без настоящего… но с верой в будущее. СПб.: Наука, 2005. 253, [1] с.

26. Шкляревский С.С. Очерк жизни и деятельности Н.И. Пирогова. Киев: тип. С.В. Кульженко, 1881. 16 с.

27. Pirogoff N. Anatome topographica: sectionibus per corpus humanum congelatum triplici directione ductis illustrata. Petropoli: Jacob Trey, 1852-1859. 4 T.

 

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич – доктор теологических наук, кандидат филологических наук, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich – Doctor of Theological Sciences, Candidate of Philological Sciences, President of the Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru.