Петрунин В.В. Социальная теология Критского собора 2016 г.: основные проблемы

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 271.21:2-41

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ КРИТСКОГО СОБОРА 2016 Г.:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Петрунин В.В.

В статье анализируется социально-политическая проблематика Критского собора 2016 г. На основании анализа соборных документов автор выделяет и дает обобщенную характеристику основных проблем, стоящих перед современным человеком, обществом и государством, с точки зрения Православных Церквей, принявших участие в Критском соборе. Особое внимание уделяется вопросам брака и семьи, биоэтики, войны и мира, экологии, глобализации. Автор приходит к выводу о том, что социально-политические документы Критского собора призваны были положить начало формированию общеправославной социальной доктрины, появление которой актуализировано продолжающейся секуляризацией современного мира.

Ключевые слова: Православное христианство, Критский собор 2016 г., социальная теология, политическая теология, социальная доктрина, секуляризация, глобализация.

 

THE SOCIAL THEOLOGY OF THE COUNCIL

OF CRETE 2016: KEY ISSUES

Petrunin V.V.

The article analyses the socio-political problems of the Council of Crete 2016. Based on the analysis of the Council documents, the author identifies and gives a generalised description of the main problems facing modern man, society and the state, from the point of view of the Orthodox Churches that took part in the Council of Crete. Special attention is paid to marriage and family issues, bioethics, war and peace, ecology, globalisation. The author concludes that the socio-political documents of the Council of Crete were intended to initiate the formation of a pan-Orthodox social doctrine, the emergence of which is actualised by the continuing secularisation of the modern world.

Keywords: Orthodox Christianity, Council of Crete 2016, social theology, political theology, social doctrine, secularisation, globalisation.

 

Отличительной чертой современного православного богословия является особое внимание к социально-политическим проблемам, волнующим человека, общество и государство. Развитие православной социальной/политической теологии становится своеобразным ответом на продолжающийся процесс глобальной секуляризации, когда «в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность» [8, с. 104]. Светская этика продолжает оставаться предпочтительной для современного человека, что актуализирует необходимость присутствия в публичном политическом пространстве альтернативных этико-аксиологических программ, способных представить иное видение решения проблем, стоящих перед современным обществом и государством.

Религиозные институты реализуют подобное присутствие посредством разработки собственной социальной доктрины. В настоящий момент мы наблюдаем процесс формирования официальных систематизированных социальных доктрин в двух автокефальных Православных Церквях – Константинопольском [4] и Московском Патриархатах [8]. Данное обстоятельство эксплицирует необходимость философско-религиоведческого анализа особенностей формирования и развития православного социального учения на современном этапе. Важной религиоведческой задачей представляется раскрытие специфики проблемного поля православных социальных доктрин в контексте современных глобальных проблем.

Современные исследователи анализировали ряд проблем, рассмотренных в ходе заседаний Критского собора или возникших во время его проведения. Речь идет о различных вопросах экклезиологии, миссионерской деятельности, церковного права, экуменизма, этнофилетизма и др. [см.: 1; 2; 5; 11; 13; 14; 15].

Вместе с тем можно говорить о необходимости экспликации социально-политической проблематики официальных документов Критского собора. Отличительной чертой этих документов является общая констатация того факта, что «сегодня Церковь Христова сталкивается с крайними и вызывающими проявлениями идеологии секуляризации, присущими политическим, культурным и социальным событиям» [7, с. 17].

Социально-политическая проблематика Критского собора

Особенностью православного христианства является отсутствие единой социальной доктрины, в отличие от Римско-Католической Церкви. Вместе с тем, попытка создания общеправославной доктрины была предпринята на Критском соборе, состоявшемся в июне 2016 г. Данный собор именуется в документах Константинопольского Патриархата как Святой и Великий Собор Православной Церкви. В Русской Православной Церкви Критский собор получил иное наименование – Собор Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей. Из четырнадцати на тот момент взаимно признанных Православных Церквей в соборе приняли участие десять (Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская Православные Церкви и Православная Церковь Чешских земель и Словакии) автокефальных Православных Церквей. Отказались от участия в соборе Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская Православные Церкви. Священный Синод Московского патриархата отметил, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы – как выражающие общеправославный консенсус» [3]. Такое же мнение высказали и другие Православные Церкви, отсутствовавшие на соборе.

Православные Церкви, участвовавшие в Критском соборе, приняли целый ряд документов, в которых представили миру свою позицию по актуальным социально-политическим проблемам. Фундаментальным основанием социальной позиции Церквей является провозглашение особого достоинства человеческой личности, созданной по образу и подобию Божию. Одной из важных антропологических характеристик человека является его свобода, понимаемая как дар Божий. Поэтому защита человеческого достоинства провозглашается особой миссией Православной Церкви [6, с. 17]. Православные Церкви особенно подчеркивают, что современная теория прав человека не должна «подрывать основы социальных ценностей, семьи, религии, нации и угрожать основополагающим нравственным ценностям» [7, с. 24].

 Исходя из этого, особое внимание в документах Критского собора уделяется проблемам брака и семьи. Православные Церкви осознают современный кризис института брака и видят его причины в обмирщении современного общества и нравственном релятивизме [12, с. 77]. Поэтому участники Критского собора призывают общество вернуться к христоцентричному пониманию таинства брака, определяя при этом, что сам брак – это «нерушимый союз любви мужчины и женщины» [7, с. 14]. Кроме того, особенно подчеркивается, что для православных христиан неприемлемым является гражданский союз, как разнополый, так и однополый, а также любые другие формы сожительства отличные от брака. При этом Церкви признают гражданский брак, зарегистрированный в законном порядке [12, с. 80].

Другим важным вопросом является проблема воспитания и образования детей и молодежи. Православные Церкви заявляют о необходимости воспитания во Христе подрастающего поколения, которое призвано быть «носителем многовековой и благословенной традиции Православной Церкви» [7, с. 15].

Еще одним важным современным вызовом для православного христианства представляется развитие науки и возникающих в связи с этим антропологических и нравственных проблем. Более всего Православные Церкви беспокоит «бесконтрольное применение биотехнологий в зарождении, продолжении и окончании жизни» [7, с. 19]. Поэтому Церкви предлагают разрешать различные биоэтические проблемы, опираясь на христианскую этику и святоотеческое учение [10, с. 37].

Особое внимание в документах Критского собора уделено феномену глобализации, создающей новые формы социальной несправедливости. Православные Церкви особенно подчеркивают необходимость защиты в глобальном мире «идентичности народов и укрепление местных традиций» [7, с. 23]. Общечеловеческий прогресс не должен пониматься как повышение уровня жизни населения в ущерб христианским духовным и нравственным ценностям.

Современная глобализация порождает целый ряд мировых проблем. Например, проблема беженцев и мигрантов, которая усугубляется по политическим, экономическим и экологическим причинам. Поэтому Православные Церкви призывают государственную власть не только помогать беженцам и мигрантам, но и работать над устранением причин данного явления [7, с. 28].

Зачастую одной из причин появления беженцев является война, ввиду этого православные церкви недвусмысленно осуждают войну, «считая ее последствием существующего в мире зла и греха» [6, с. 91-92]. В документах Критского собора говорится о запрете применения оружия массового поражения и содержится призыв к прекращению гонки вооружений. Кроме того, Православные Церкви приветствуют любые формы диалога, которые ведут к прекращению и недопущению военных действий в современном мире. Также подчеркивается, что современные военные конфликты зачастую приводят к преследованию по религиозному признаку, что совершенно недопустимо.

Поэтому участники Критского собора говорят о том, что мир и справедливость должны занять центральное место в жизни современного социума. Однако подчеркивается, что подлинный мир на Земле возможен только после воплощения в социально-политической сфере христианских принципов [6, с. 90].

Еще одной глобальной проблемой, требующей особого христианского внимания, является экология. Православные Церкви отмечают, что причиной современного экологического кризиса является антропологическая проблема. Трагический разрыв между человеком и тварным миром произошел благодаря греховному падению прародителей человеческого рода. Участники Критского собора видят решение экологических проблем посредством возвращения христианских принципов в социально-экономическую жизнь современного человечества. Православные Церкви подчеркивают необходимость ответственности человека за окружающий мир, сопряженной с самоограничением в удовлетворении материальных потребностей. Исходя из этого, провозглашается «обязанность Церкви всеми имеющими в ее распоряжении духовными средствами способствовать защите творения Божия от последствий человеческой алчности» [6, с. 98].

Особое значение в рамках отстаивания православного взгляда на актуальные проблемы современности православные церкви придают межрелигиозному диалогу, особенно с инославными христианами. Провозглашается, что весь христианский мир должен «дать единодушный ответ на вызовы современного мира. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека» [9, с. 59].

Подводя итог, можно отметить, что Православные Церкви, принявшие участие в Критском соборе 2016 г., осознают важность наличия общеправославной позиции по актуальным социально-политическим проблемам современности. Критский собор призван был положить начало формированию общеправославной социальной доктрины, положениями которой православные церкви должны были руководствоваться в диалоге с человеком, обществом и государством.

Анализ официальных церковных документов показал, что за рамками соборных постановлений остался целый ряд других актуальных социально-политических проблем, прежде всего, таких как понимание политической власти, современного государства и характера отношений с ним в контексте современных политических процессов.

Также стоит отметить, что особое внимание к социально-политической проблематике со стороны православного богословия свидетельствует о своеобразном «социальном повороте» в современной православной теологии, что выражается в научной институализации таких богословских дисциплин как социальная и политическая теология. Данное обстоятельство эксплицирует необходимость философско-религиоведческого анализа социально-политических позиций Православных Церквей.

 

Список литературы:

1. Амвросий (Ермаков В.А.), архиеп. Экклезиология документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» в свете святоотеческого учения о Церкви и её миссии // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 31-42.

2. Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть IV. [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2017. № 2. URL: https://st-hum.ru/node/530 (дата обращения: 10.12.2024).

3. Журналы заседания Священного Синода от 15 июля 2016 года. Журнал № 48 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Православной Церкви [сайт]. 15.07.2016. URL: https://goo.su/7hItQ (дата обращения: 10.12.2024).

4. За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви [Электронный ресурс] // Предание.ру [сайт]. 2024. URL: https://goo.su/Dn8E (дата обращения: 10.12.2024).

5. Легеев М.В., Мефодий (Зинковский), Кирилл (Зинковский). Экуменизм как явление современности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. Вып. 4. С. 223-240.

6. Миссия Православной Церкви в современном мире // Документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Крит, Пятидесятница (16-27 июня 2016 г.). М.: Новое Небо, 2018. С. 84-102.

7. Окружное послание // Документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Крит, Пятидесятница (16-27 июня 2016 г.). М.: Новое Небо, 2018. С. 7-31.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. № 8. С. 5-105.

9. Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром // Документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Крит, Пятидесятница (16-27 июня 2016 г.). М.: Новое Небо, 2018. С. 50-60.

10. Послание Святого и Великого Собора Православной Церкви // Документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Крит, Пятидесятница (16-27 июня 2016 г.). М.: Новое Небо, 2018. С. 32-40.

11. Смулов А.М. Проблема «границ Церкви»: история и современность // Гуманитарное пространство. Международный альманах = Humanity space. International almanac. 2021. Т. 10. № 6. С. 751-762.

12. Таинство брака и препятствия к нему // Документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Крит, Пятидесятница (16-27 июня 2016 г.). М.: Новое Небо, 2018. С. 77-83.

13. Шахбазян К.Г., Шахбазян М.А. Текст и контекст: к проблеме интерпретации догматических формулировок в современном православном богословии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 179-192.

14. Шишков А.В. Два экуменизма: консервативные христианские альянсы как новая форма экуменического взаимодействия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. №1. С. 269-300.

15. Шишков А.В. «Республика автокефальных церквей» как модель устройства Православной церкви // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 34. С. 75-95.

 

Сведения об авторе:

Петрунин Владимир Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности Юридического института Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (Орёл, Россия).

Data about the author:

Petrunin Vladimir Vladimirovich – Candodate of Philosophical sciences, Associate Professor of Theology, Religious Studies and Cultural Aspects of National Security Department, Law Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev (Orel, Russia).

E-mail: petrunin@list.ru.