Аннакурбанов Р.Х. О месте карлуков в политической жизни Тюркского каганата

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94(575.4)

О МЕСТЕ КАРЛУКОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ТЮРКСКОГО КАГАНАТА

Аннакурбанов Р.Х.

Несмотря на то, что история Тюркского каганата хорошо изучена востоковедами, некоторые исторические события и эпизоды до сих пор остаются малоизвестными. Это касается, в том числе участия некоторых племен в политической жизни государства. В статье рассматривается место карлуков в истории Тюркского каганата. А также анализируется причины борьбы восточных карлуков против воссозданного Восточно-тюркского каганата, а также особенности политической борьбы западных карлуков.

Ключевые слова: Тюркский каганат, Танская империя, каганат, каган, ябгу, карлуки.

 

ABOUT THE PLACE OF KARLUKS IN THE POLITICAL LIFE

OF THE TURKIC KHAGANATE

Annakurbanov R.H.

Some historical events and episodes still remain poorly understood despite the fact that the history of the Turkic Khaganate has been well studied by orientalists. This applies, among other things to the participation of some tribes in the political life of the State. The article examines the place of the Karluks in the history of the Turkic Khaganate. It also analyses the reasons for the struggle of the eastern Karluks against the recreated Eastern Turkic Khaganate, as well as the features of the political struggle of the Western Karluks.

Keywords: Turkic Khaganate, Tang Empire, Khaganate, kagan, Yabgu, Karluks.

 

Племена, входившие в карлукскую конфедерацию, активно участвовали в политическую жизни Тюркского каганата. В составе основных племен, сыгравших важную роль в объединении Тюркского каганата, упоминаются халаджи, чигили, ягма [3, с. 143]. Китайские источники ошибочносвязывают происхождение карлуков с основателями каганата – тюркютами [4, с. 83]. Ал-Масуди считал карлуков потомками Алп Эр Тонга (Афрасияб) и Шана (Ашина) [10, с. 20]. Ибн ал-Факих отмечал, что среди тюрков карлуки занимают высокое положение [6, с. 153]. Цель статьи проанализировать место карлуков, тесно связанных с родом основателя Тюркого каганата Ашина, в политической истории этого государства.

По обычному праву огузов (торе) власть принадлежала племени из каганского рода. Происхождение карлуков из рода Алп Эр Тонга (Афрасияб) подтверждают данные письменных источников. В отношении рода Ашина такая информация отсутствует. Но китайские источники подтверждают, что предки основателя государства Бумын кагана были представителями аристократических слоев. По сообщениям Тан-шу, первым ханом рода Ашина был Нодулу. Сын Нодулу Ашина носил титул Асян Шад. Его сын Туу, носивший титул Великого Ябгу, был отцом Бумын-хана [9, с. 105].

Мусульманские авторы связывают происхождение карлуков с Алп Эр Тонгой (Афрасиябом) и Шаном (Ашином). Сообщение анонимного источника о том, что Гёк бори был зятем Алп Эр Тонга, позволяет предполагать, что после создания государства для легитимизации политической власти род Ашина установил родственные отношения с карлуками [11, с. 110]. Присвоение четвёртому кагану Тобо хану после занятия престола титула Арслан хана (Арслан-Лев тотем карлуков), также подтверждает эту гипотезу.

Племена, входившие в карлукское объединение проживали в обеих частях Тюркского каганата. В 604 г. каганат разделился на две части. Граница между Восточным и Западным каганатами проходила по сыпучим пескам восточной Джунгарии [5, с. 268]. В результате карлуки разделились на две части. Карлуки, проживавшие на Монгольском Алтае (на берегу Черного Иртыша), предгорьях Хангая, Танну-Ола и в Джунгарии, считаются восточными карлуками. На территории Западного каганата карлуки проживали в горах Тарбагатая, вокруг озера Зайсана и на восточном берегу озера Байкала. Поэтому целесообразно будет отдельно описывать место карлуков в политической истории каганата.

 Восточные карлуки

 Эта часть карлуков в политической истории Тюркского каганата впервые упоминается в 30-е гг. VII в. в период осложнения политической ситуации. Отсутствие сведений до этого времени дает основание предполагать, что карлуки были в номинальном подчинении каганату. В 629 г. один из полководцев правителя Восточного каганата Кат Иль-хана (620-630 гг.) Ашина Шэни захватил западнотюркскую крепость Бишбалык. При этом он против Тун-джабгу (618-630 гг. каган западных тюрков) поднял карлуков живших на берегу Иртыша (Чёрного Иртыша - Р.А.) [4, с. 198]. В 630 г. Восточный каганат покорился империи Тан. После разгрома каганата Чеби-хан, имевший при Кат Иль-хане титул младшего хана не подчинился Тану, бежал со своей ордой к Алтайским горам и подчинил себе карлуков [4, с. 229]. Эта информация означает, что до этого времени карлуки не были в подчинении каганату. Это были карлуки, жившие в верхнем течении Иртыша. Чтобы захватить Чеби-хана, танские послы безуспешно попытались использовать карлуков [4, с. 230]. После покорения Восточного каганата карлуки с целью сохранить свою независимость сбилизились с Танской империей. В 650 г. при подчинении одной из ветви тюркютов – толосов, карлуки оказали поддержку Танской армии. Танский император воспринял эту поддержку как «подданство». В 657 г. на местах проживания карлуков были созданы три административные области: Ин-Шань, Дами, Сюань-чи. Правителями этих областей стали главы карлукских племен булак, чигил, ташлык, которые назначались Танским императором. Это обстоятельство показывает, что подчинение карлуков Танскому правительству было формальным [2, с. 347].

После воссоздания в 682 г. Восточно-тюркского каганата положение карлуков осложнилось, и они оказались в зависимости каганата. Карлуки были гордым и свободолюбивым народом и вели мужественную борьбу за независимость. В надписи Кюль-тегина говорится: «Когда Кюль-тегину было 27 лет, народ карлуков вследствие свободы и независимости стал [нам] врагом» [12, с. 41-42]. В первой четверти VIII в. карлуки несколько раз (711-712, 714-715, 715-716, 720 гг.) поднимали восстания против каганата [7, с. 343]. Несмотря на ожесточенное сопротивление, восточные карлуки были временно подчинены Восточному каганату. Но они продолжили борьбу. В 742 г. глава тардушов, хранитель западной границы каганата Кули-Чур сражался против карлуков и погиб в бою. На надписи, поставленной в его честь, говорится, что карлуки атаковали его с трех сторон [4, с. 365].

 После смерти Йоллыг-хана на престол возвели его младшего брата Билге Гутлуг-хана (Тенгри-хана). При нем власть забрала По-бег (мать хана, дочь Тонюкука). По огузскому Торе (свод обязательных традиций и обычаев) центром каганата управлял хан, восточным и западным крыльями – шады (принцы). По-бег, доверив управление центром обычному тархану, нарушила Торе огузов. Это вызвало всеобщее недовольство и стало сигналом для восстания. В 742 г. восстали уйгуры, басмалы и карлуки. В 744 г. Озмыш-хана убили басмалы, а возведенного на престол его брата Баймей хана – уйгуры. Таким образом, восстание завершилось крушением Восточно-тюркского каганата [4, с. 366-367].

Разгромив каганат, союзники создали свое государство. Вождь басмалов стал каганом, вождь уйгуров – восточным ябгу, а вождь (элтебер) карлуков – западным ябгу. После кратковременного правления басмалов власть перешла в руки уйгурских ханов. Подчинив себе басмалов и восточных карлуков, уйгуры приняли их в свою среду как равных. В Уйгурском каганате басмалы и карлуки всегда шли впереди во время сражений, потому что их меньше жалели и берегли [4, с. 379]. По нашему мнению, причиной этому является то обстоятельство, что оба племени как представители каганского рода в равной степени были опасными для уйгуров. Уйгурский хан Пейло, напав на басмалов, разгромил их и убил Седе Иши-кагана. После этого начались сражения с карлуками. По словам Л. Гумилева, «враждебность кочевых ханств – уйгурского и карлукского – была непреодолима» [4, с. 371-373]. В 745-755 гг. произошло несколько столкновений. Против карлуков выступил сам уйгурский каган Моянчур-хан. В надписи Моянчура на южной стороне карлуки упоминаются в семи местах (25, 27, 28, 29, 31, 34, 36 строки), на западной – в двух местах (40-41 строки) [12, с. 41-42].

В 752 г. ябгу карлуков выступил против уйгуров в союзе с басмалами, тюргешами и енисейскими кыргызами. При поддержке Танской империи уйгуры победили. Когда в 752 г. ябгу тюрков Абусы поднял восстание, карлуки выступили на стороне империи, и, наступая с запада, одержали победу над повстанцами. Абусы попал в плен и был выдан Танскому правительству. После этого ябгу карлуков был признан «царем Алтая» [4, с. 371]. В 775 г. карлуко-уйгурская война закончилась полной победой уйгуров, покоривших восточные кочевья карлуков до Саура и Тарбагатая [4, с. 378]. Ябгу карлуков прекратил войну за «тюркское наследство». Восточные карлуки начали массовое переселение в сторону Семиречья на территории Западного каганата.

Западные карлуки

В создании западной ветви тюркского каганата особо важную роль играли семиреченские племена дулу и нушиби. В состав союза дулу входили племена чумуган, хулуву (карлуки), туциши (тюргеши) и другие [1, с. 385]. Часть карлуков, проживавших в западной части каганата, участвовала и в походе Истеми-хана. Проживавшие на восточной окраине западные карлуки оказались под влиянием Восточного каганата. В 40-е гг. VII в. Ашина Хелу подчинил себе карлуков, проживавших в Тарбагатае.

После смерти Кара Чурина в Западном каганате власть ханов из рода Ашина начала ослабевать. Основную военную опору этой ветви каганата составляли племена, входившие союз дулу и нушеби. Вожди нушебийцев были сторонниками торгово-экономических отношений с Китаем. А главы союза дулу были против этого. В результате началась борьба между дулу и нушеби за политическое влияние в каганате. Для ослабления политической напряженности каган Ышбара-Толис-шад в 635 г. провел реформу. В результате племена дулу и нушеби получили право на самоуправление. Статусы племенных вождей приравнялись шаду. Вождь племени дулу получил титул Чур, а глава нушебийцев – Йегин (Сыгин). Реформа не оправдала ожиданий, и борьба двух союзов продолжилась. В 638 г. на реке Или соперники заключили непрочный мир, согласно которому данная река становилась границей [4, с. 216]. В подчинении союза дулу оказались 27 владений, расположенных от Восточного Туркестана до озера Балхаша [1, с. 385]. Большинство западных карлуков проживало в этом регионе.

После покорения Восточной части каганата Танское правительство обратило свое внимание на его Западную часть. В 653 г. танская армия вторглась в Западно-тюркский каганат. Против завоевателей выступили карлуки. В 654 г. в битве на берегу реки Чу карлуки потерпели поражение [8, с. 90-91]. Каган Ышбара-хан в 659 г. умер в Китае. Сопротивление нушебийцев, начавшееся в 660 г., закончилось поражением. В результате Западно-тюркский каганат покорился Танской империи. На земле каганата образовались два губернаторства – Гуняин и Хаочин, которые соответствовали территориям дулу и нушеби [8, с. 91]. Во главе губернаторств были поставлены Ашина Мише и Ашина Бучжен. Оба эти хана не были самостоятельны [4, с. 241].

После покорения Танской империей на этих землях усилилось межплеменное разногласие. В составе союзе Дулу между двумя крупнейшими племенами – карлуками и тюргешами началась борьба за господство в каганате, которая в начале VIII в. приняла особенно ожесточенный характер. Учжилэ-хан, опираясь на помощь Танского правительства, в 699 г. добился господства в Семиречье и основал Тюргешский каганат. В 704 г. в городе Кулане тюргеши убили последнего хана западных тюрков Ашина-Сина [1, с. 385]. Тюргеши сначала противостояли воссозданному Восточному каганату, а после его распада – уйгурам и арабам. Внешние и внутренние войны вскоре ослабили государство. Один из вельмож тюргешов Бекан Кулиг-чур отмечал: «мы родились в степях, в стране волнения, нападают друг на друга и режутся…» [7, с. 334]. С 740 г. тюргешами стал управлять ставленник Танского правительства Бага Тархан и племя подчинилось Китаю. Но антикитайское движение продолжалось. В 748 г. танский полководец Ван Чжен-Сян захватил столицу тюргешов Суяб и город был разрушен до основания. Так Тянь-Шань-Семиреченский регион охватила анархия [8, с. 95].

В этот сложный период активизировались западные карлуки, которые усилились с переселением восточных соплеменников в Семиречье. 747-750 гг. были периодом усиленных соперничеств между Танской империей и Арабским халифатом за установление контроля над восточной частью Центральной Азии. Это соперничество завершилось Таласским сражением, где столкнулись армия танского полководца Гао Сян-чжи и арабское войско во главе с Зияд ибн Салихом. В этот период западные карлуки формально были в подчинении Танской империи. Войскам карлуков было приказано поддерживать армию Гао Сян-чжи. 29 июля 751 г. вблизи города Атлаха произошло историческое, судьбоносное для народов Центральной Азии сражение, которое вошло в мировую историю как Таласское сражение. В пятый день битвы армия карлуков ударила с тыла и привела танскую армию в замешательство. В результате арабское войско одержало победу. В результате Таласского сражения территория Западного каганата окончательно освободилась от Танского влияние. Арабы тоже не смогли воспользоваться плодами этой победы. Создавшуюся ситуацию ловко использовали ябгу карлуков. Победа в Талласком сражении подняла авторитет карлуков и они стали лидерами среди тюркских племен. После переселения в Семиречье восточных карлуков в 759 г. карлуки начали активную борьбу против тюргешов. В 766 г. в подчинение карлукского ябгу перешло все Семиречье с двумя ставками западнотюрких и тюргешских каганов Таразом и Суябом. Таким образом, на землях Западно-Тюркского каганата возникло государство карлуков.

Анализируя роль карлуков в политической жизни Тюркского каганата можно сделать вывод, что происхождение этого племени из рода легендарного кагана тюрков Алп Эр Тонга, установление первых каганов из рода Ашина родственных отношений с ними показывает, что карлуки в этом государстве находились в привилегированном положении. Утрата этой привилегии была основной причиной борьбы карлуков против каганата. В Западном каганате политическая борьба карлуков в основном связана с внутренними противоречиями. Когда распались обе части каганата, карлуки начали активную борьбу за сохранение государственности тюрков, борьбу за «тюркское наследие». Эта борьба завершилась с образованием на месте Западно-тюркского каганата государства карлукских ябгу.          

 

Список литературы:

1. Бернштам А.Н., Заднепровский Ю.А., Западно-Тюркский каганат // Очерки истории СССР III-VIII вв. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. С. 378-395.

2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3 т. Т. 1. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. LXXXI, 382 с.

3. Эрматов М. М. Этногенез и формирование предков узбекского народа. Ташкент: Узбекистан, 1968. 199 с.

4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки / АН СССР. Ин-т народов Азии. М.: Наука, 1967. 504 с.

5. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: АСТ, 2008. 608 с.

6. Извлечения из «Китаб ахбар ал-булдан» ибн ал-Факиха / Пер. С. Волина // Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.; Л. АН СССР. 1939. C. 152-153.

7. История Казахской ССР: С древнейших времен до наших дней: в 5 т. Т. 1: Первобытно-общинный строй. Племенные союзы и раннефеодальные государства на территории Казахстана. Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1977. 478, [2] с.

8. История Киргизии: в 2 т. Т. 1. Фрунзе: [б.и.], 1956. 426 с.

9. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М. Наука, 1964. 214 с.

10. Кляшторный С.Г. Эпоха Махмуда Кашгарского. // Советская тюркология. 1972. № 1. С. 18-23;

11. Кляшторный С.Г. Эпоха «Кутадгу билиг» // Советская тюркология. 1970. № 4. С. 82-86;

12. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 111 с.

 

Сведения об авторе:

Аннакурбанов Реджепгулы Хакназарович – старший преподаватель кафедры истории Туркменистана и методики его преподавания Туркменского государственного педагогического института имени Сейтназара Сейди (Туркменабад, Туркменистан).

Data about the author:

Annakurbanov Rejepguly Haknazarovich – Senior Lecturer of Turkmenistan History and its Methodology of Teaching Department, Seyitnazar Seydi Turkmen State Pedagogical Institute (Turkmenabat, Turkmenistan).

E-mail: tawassulwuzara@gmail.com.