Статья посвящена анализу следственного процесса над старообрядцами-спасовцами, связанного с совершением ритуального самоубийства 35 человек в селе Копены Аткарского уезда Саратовской губернии (1827 г.). Даётся общая характеристика событий и мотивации фанатичного поведения в общем контексте девиантных культурных практик в старообрядчестве. Особый акцент в работе сделан на выявлении социального подтекста произошедшего и связи «проповеди» самоубийства с внешними обстоятельствами. В частности, делается попытка выяснить специфику существования спасовской общины в Копенах и её взаимоотношения с вотчинным управлением поместья Нарышкиных. Автор приходит к выводу о существовании глубоких противоречий в жизни удельных крестьян, вынудивших фанатичную часть спасовцев пойти на радикальный шаг, а также о влиянии данных событий на формирование отрицательного образа старообрядчества.