Pushkin

Тарасова Д.В. Мотив убийства в русской литературе XIX века

В статье на материале отечественной литературы XIX века раскрывается мотив убийства как важный элемент деструктивной деятельности человека. Предлагается уникальная четырехуровневая система классификация мотива убийства. Проводится комплексный анализ литературного материала в рамках предложенной классификации и обозначенных критериев. В качестве примеров используются литературные произведения российских писателей XIX века: Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Лескова.

Никишов Ю.М. В погоне за новеньким: «Евгений Онегин» как эротическое произведение

Читателю стала доступной электронная книга театрального обозревателя Александра Минкина с эксцентричным названием «Немой Онегин»; основа ее ранее печаталась в газете «Московский комсомолец». Свою страсть к театру автор проявляет и в книге, но главной задачей остается понимание пушкинского текста. Междисциплинарный подход сам по себе таит возможности новых прочтений. Но ожидания сменяются решительным разочарованием.

Никишов Ю.М. Кутузов и Рылеев: что значат эти имена в варианте строфы «Евгения Онегина»

Судьба Онегина включила разные этапы духовного развития героя: светский денди, человек с преждевременной старостью души, человек околодекабристского круга. Декабристская тема в романе включена в печатный текст как звено биографии автора и подкреплена серией прямых и косвенных деталей. Роман с самого начала развертывался как произведение с открытым временем: художественное время перекликалось с временем историческим. Эта тенденция крепла. Роман о современности превращался в исторический роман о современности.

Науменко Г.А. Молитва («Отцы пустынники и жены непорочны…»)

В настоящей статье предпринята попытка показать, что в стихотворении А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны...», входящем в Каменноостровский цикл под цифрой II, переосмысляется образ поэта-пророка из пушкинского стихотворения «Пророк» в соответствии с этическим идеалом христианского поэта и пророка (Ефрема Сирина). C помощью «божественной молитвы» Пушкин противопоставил христианские идеалы восточного «отца пустынника» и поэта тираноборческим идеалам польского поэта Адама Мицкевича и его alter ago Конрада.

Науменко Г.А. С Гомером и c Мицкевичем («Мицкевичский подтекст» в творчестве Пушкина последних лет)

Диалог А.C. Пушкина с польским поэтом Адамом Мицкевичем, хорошо известный по «Медному всаднику», согласно общепринятому мнению был завершен в стихотворном послании Мицкевичу «Он между нами жил...». В настоящей статье предпринята попытка обосновать гипотезу, что Пушкин продолжил диалог в 1834-1836 гг. и что стихотворение «C Гомером долго ты беседовал один…» было адресовано Мицкевичу. Пушкин попытался по-другому, чем в «Он между нами жил…», взглянуть на автора антирусского «Отрывка» («Ustęp») с точки зрения высоких гомеровско-библейских ассоциаций, акцентируя гений поэта, который внимает всему.