family memory

Головашина О.В. Ускользающий объект: изучение региональной исторической памяти в современных российских исследованиях

В статье автор призывает обратить внимание на необходимость исследования региональных аспектов исторической памяти. Опираясь на конструктивисткую трактовку исторической памяти, автор анализирует, какие факторы привели к текущей ситуации: высокая степень централизации системы гуманитарного и социального образования, централизация в сфере медиа, отсутствие или слабое влияние местных институтов трансляции исторической памяти, низкий социальный запрос на региональный контент о прошлом. Автор предлагает поменять оптику исследования региональной истории, отказавшись от установок условного «краеведения», с позиции которого регион предстает одним из «краев» государства. Для этого необходимо развивать региональный туризм и брендирование отдельных территорий, повышать узнаваемость визуальных образов, связанных со спецификой региона, использовать ресурсы семейной памяти.

Линченко А.А. Время и событие в нарративах семейной памяти молодежи

В статье на основе результатов анализа нарративных интервью были осмыслены особенности репрезентации семейного времени, хронологии и периодизации, а также основные типы событий семейной истории в представлениях молодых липчан. Способы конструирования времени и событийности были проанализированы в контексте культурных практик повседневной жизни, осознаваемых как традиции труда, быта и досуга. На основе биографического метода Фритца Шютце были выявлены положительные и отрицательные кривые биографических рассказов, которые были сопоставлены с «семейными сценариями», репрезентированными в нарративах молодых людей. Установлено, что в молодежной среде семейное время в большинстве случаев доминировало над историческими событиями региона и страны, а преобладающей тенденцией явилось стремление к «поколенческой периодизации». Были проанализированы особенности осмысления и аргументации в молодежной среде событий семейной истории. Дополнены существующие классификации типов семейного рассказа, которые в молодежной среде могут быть связаны с сильной, слабой преемственностью, а также направлены на отрицание семейного исторического опыта. В контексте интерпретации мифологического Р. Барта и А.Ф. Лосева классифицированы образы сакрального и профанного в нарративах семейной памяти.

Линченко А.А. Праксиологическое понимание семейной памяти: актуальность культурно-исторической теории деятельности

Статья посвящена анализу теоретико-методологических оснований изучения семейной памяти в контексте практического поворота и культурно-исторической теории деятельности. Выявлена взаимосвязь исторической культуры и семейной памяти. Обосновывается идея культурного опосредования практик воспроизводства семейной памяти. Особенности трансляции семейной памяти анализируются в контексте практик труда, быта и досуга. Обосновывается мысль, что эвристический характер культурно-исторической теории связан с особой ролью личности как селектора фактов и событий семейной памяти, особенностями трансформации семейной памяти в семейно-историческое сознание. Значение культурно-исторической теории деятельности также связано с изучением практик согласования различных способов тематизации семейного прошлого.