Committee of Care on Russian icon painting

Вальчак Д. Возродитель русской иконы: Н.П. Кондаков и его деятельность в комитете попечительства о русской иконописи (1901-1918)

Академик Никодим Павлович Кондаков (1844-1925), хорошо известный как искусствовед-византинист и автор важных научных трудов по истории русской иконы, был также активным борцом за дело возрождения русской иконописи и одним из инициаторов создания Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918). На протяжении 17 лет ученый неизменно состоял в должности управляющего делами Комитета и присутствовал почти на всех его заседаниях. В статье изложена всесторонняя научная и организаторская деятельность Н.П. Кондакова в данном учреждении. Исходя из обширного исторического материала, заключающегося в протоколах заседаний Комитета, а также основанного на воспоминаниях ученого, автор показывает роль Н.П. Кондакова в деле возрождения русской иконописи, в частности, в создании Лицевого иконописного подлинника, организации иконописных школ Комитета, иконных лавок и т.п.

Вальчак Д. Как изобретение печатной машины повлияло на русскую иконопись? Печатные иконы в России конца XIX – начала XX вв.

Целью статьи является всестороннее представление такого характерного для России конца XIX – начала XX вв. явления, каким была «печатная икона». В статье указываются истоки и типичные черты этого феномена, анализируются главные этапы его развития. Автор старается указать причины особой популярности «печатных икон». В статье также описывается критика русской интеллигенции в адрес «печатных икон».

Вальчак Д. Икона, доступная каждому верующему. Русские финифтяные образки XIX – начала XX вв.

Главной целью статьи является освещение основных этапов становления и развития в России иконописи на финифти. Финифть – характерный для России вид художественной эмали, на которой в конце XVIII столетия ростовские мастера стали писать небольшие нательные иконки. Путем анализа отдельных объектов – финифтяных образков XIX – начала XX вв. – автор определяет иконографические и стилистические особенности данных произведений. В качестве дополнительных источников приводятся также и литературные произведения.

Вальчак Д. Как воспитать «просвещенных» иконописцев? Учебные иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918)

Главной целью настоящей статьи является освещение вопросов, связанных с организацией и деятельностью учебных иконописных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918) в Мстере, Палехе, Холуе и Борисовке. Автором проводится детальный анализ протоколов заседаний и других документов Комитета. На их основании воспроизводится хронология и программа обучения в иконописных школах, а также предпринимается попытка реконструкции созданного в кругу Комитета идеала просвещенного иконописца. Подводятся итоги деятельности учебных иконописных мастерских.

Вальчак Д. Лицевой иконописный подлинник Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918): изначальный проект и его осуществление

В статье воспроизводится хронология работ Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918) над созданием собственного Лицевого иконописного подлинника, который должен был состоять из снимков образцовых икон и представлять собой практическое пособие для иконописцев. Автором проводится подробный анализ проходящей внутри Комитета дискуссии о форме и содержании первого тома планируемого подлинника «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1905) Н.П. Кондакова. Выявляется круг художественных инспираций для подлинника и устанавливается связь между идеей создания Лицевого иконописного подлинника и проектом религиозного возрождения и церковными реформами эпохи Николая II.