Agatha Christie

Богатырев А.В. Об именах и фамилиях персонажей Агаты Кристи

В данной статье криминальные произведения Агаты Кристи, преимущественно об Эркюле Пуаро и Джейн Марпл, изучаются с точки зрения антропонимики. Антропонимы можно рассматривать в качестве элемента своеобразной «игры» автора с читателем – своего рода дополнительное «испытание» его интеллектуальных способностей. Содержа в себе скрытый символизм, антропонимы придают творениям писательницы оттенок романа-аллегории, что допускает их аллегорическое толкование. На конкретных примерах показано, как Кристи подбирала имена и фамилии своим персонажам, какими источниками для этого пользовалась.

Богатырев А.В. «Формы» глупости в «Конце человеческой глупости» Агаты Кристи

Роман «Конец человеческой глупости» Агаты Кристи уводит далеко за пределы криминального жанра – к вопросам философского порядка. Главной героиней здесь выступает глупость, принимающая разные обличья. Ее можно увидеть, услышать, совершить, ей подвержены все люди, вне зависимости от социального положения, пола, рода занятий. Своеобразной персонификацией глупости становится миссис Фоллиат, живущая в деревушке Нэссекомб, на примере которой показана суетность и пустота всего мира. С высоты прожитых лет Кристи возвращается к «глупостям» своей молодости, анализирует причины и последствия пережитого ею краха семейной жизни: в романе явственно присутствует мотив замены «подлинной» супруги «мнимой» (любовницей). Кристи приходит к выводу: в разводе виновны обе стороны – и муж, и жена. Тем не менее, как удалось установить, больше всего писательница критикует представительниц женского пола, что похоже на внутреннюю мизогинию. Не чужда она и самокритики, которая порой доходит до самоуничижения. Демонстрируя скептическое отношение к науке и образованию, романистка сомневается в том, что глупость возможно как-то преодолеть, ведь это свойство присуще человеческой природе.

Богатырев А.В. Детективы Агаты Кристи: некоторые вопросы

Рассматривая литературную деятельность Агаты Кристи, автор статьи особое внимание обращает на недостаточно исследованные романы писательницы «Слоны умеют помнить» и «Занавес», первый из которых заслужил не вполне справедливые отзывы критиков. Приводятся доказательства возможной связи отдельных сюжетов Кристи с «Дракулой» Брэма Стокера. Изучается символика образа Эркюля Пуаро, углубляются представления об определенных гранях его характера и месте во «вселенной» Кристи. Ее детективные головоломки – своеобразный шифр, они построены на приемах подмены и повторения. Отмечаются новые примеры, демонстрирующие отношение творчества Кристи к Шекспиру и сочинениям Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе. Исторический элемент присутствует у Кристи не только явно в виде исторических событий и пр., но и в скрытой форме, проникнув в более глубокие слои ее творчества.

Богатырев А.В. Средства коммуникации в творческом замысле Агаты Кристи: телефон, почта, радио

Литературное наследие Агаты Кристи изучается с точки зрения использования разнообразных средств связи, которые в изобилии упоминаются в произведениях писательницы. В рамках одного произведения ее герои нередко пользуются несколькими устройствами для обмена информацией, что связано с развитием науки и техники в эпоху Кристи. Телефон, почтовая связь, радио играют роль улик, используются для знакомства читателя с обстановкой, активизации сюжета, в ряде произведений они составляют «сердцевину» интриги. При разработке схем преступлений романистка прибегала к приемам из «арсенала» актеров радиопостановок. Впервые показаны пересечения сюжетов Кристи с творчеством представителя мистического жанра Эдварда Фредерика Бенсона. Вместе с некоторыми другими авторами Кристи предвосхитила дискуссии о «феномене электронного голоса», дебаты о котором начались во второй половине XX в. Проводится мысль о неотвратимости наказания: инструменты коммуникации, которые преступники стараются обратить себе на пользу, оказываются для них орудиями разоблачения.