Станишевская Ж., Станишевский М. Опыт проведения «Стартап школ» для студентов и выпускников направления «Психология» различных специализаций: мультидисциплинарный подход в планировании будущей профессиональной деятельности

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 615.851:159.9+371.134

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ «СТАРТАП ШКОЛ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

И ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ» РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ:

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ

БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Станишевская Ж., Станишевский М.

В статье исследуются вопросы профессиональной ориентации и готовности к самостоятельной работе студентов и выпускников различных специализаций, связанных с психологией. Стратегии начала трудовой деятельности в качестве психолога, самореализация в данной профессии и непосредственное применение полученных знаний в ряде случаев являются проблемой для выпускников вузов. К сожалению, не все программы высших учебных заведений уделяют достаточное внимание помощи студентам в формировании представлений о практическом применении полученных знаний и организации своей будущей трудовой деятельности. Авторы статьи делятся собственным опытом проведения «Стартап-школ» для студентов и выпускников направления «Психология» различных специализаций. В статье освещаются успехи и трудности в проведении подобных школ, тренингов и семинаров.

Ключевые слова: стартап в психологии, мультидисциплинарный подход, дискурсивные стратегии, онлайн/oфлайн площадки.

 

EXPERIENCE IN “START-UP SCHOOLS” CONDUCTING FOR STUDENTS

AND GRADUATES OF THE “PSYCHOLOGY” DIRECTION OF VARIOUS SPECIALIZATIONS:

A MULTIDISCIPLINARY APPROACH IN FUTURE

PROFESSIONAL ACTIVITIES PLANNING

Staniszewska Ż., Staniszewski M.

The article studies the issues of professional orientation and readiness for independent work of students and graduates of various specializations related to psychology. Strategies for starting work as a psychologist, self-realization in this profession and the direct application of the acquired knowledge in several cases are a problem for university graduates. Unfortunately, not all programs of higher educational institutions pay sufficient attention to helping students to form ideas about the practical application of the acquired knowledge and the organization of their future work. The authors of the article share their own experience of “Start-Up Schools” conducting for students and graduates of the psychology direction of various specializations. The article highlights the successes and difficulties in conducting such schools, training and seminars.

Keywords: Start-Up in psychology, multidisciplinary approach, discursive strategies, online/offline platforms.

 

Идея проведения программ, направленных на внедрение полученных в ходе обучения знаний и навыков в повседневную трудовую деятельность не нова. Теоретические знания и умения должны найти применение в повседневной жизни и удовлетворить потребности своего «носителя». В список таковых можно включить весь спектр базовых потребностей, от «хлеба насущного» до профессиональной самореализации и личностной самоактуализации [1, с. 77-90]. Интересной формой начала профессионального старта являются различные стартапы (start-up), т.е. новые идеи, технологии или инновации, которые пытается реализовать носитель этих идей, нередко в условиях ограниченных ресурсов [10]. Например, выпускники различных учебных заведений, стремящиеся реализоваться в своей профессии, часто ищут новые возможности для применения своих знаний и способностей. К таковым можно отнести студентов и выпускников направления «Психология» различных специализаций. В связи с этим встречаются различные формы проведения этих программ, от однодневных тренингов до более широких и несколько дневных семинаров или школ.

Позволим себе представить некоторые наши выводы и идеи из полученного, возможно, не очень большого опыта, проведения подобных мероприятий. Постараемся представить основные группы проблем, с которыми нам пришлось столкнуться в ходе проведения наших учебных программ. Эти программы мы назвали «Стартап-школами». Итак:

1. В ходе пробных мероприятий, которые выглядели как небольшие семинары, с сочетанием интерактивных лекций, тренингов, упражнений, «домашних заданий», мы пришли к выводу, что таковой одноразовой акции явно недостаточно. Для лучшего результата нужен определенный набор мероприятий, имеющих системную структуру, что-то вроде школы. Почему?

1.1. У студентов старших курсов и выпускников не всегда сформировано четкое представление, чем конкретно они могут, и будут заниматься в ходе своей предстоящей трудовой деятельности. Для этого необходимо потратить время на ориентирование в профессии, т.е. понимание рамок, возможностей, собственных целей и задач.

1.2. Хорошо, когда есть возможность для небольшого эксперимента, создания теоретической модели или плана действий, которые можно впоследствии обсудить и отшлифовать в учебной обстановке. Важно не только дать «домашнее задание», но также обсудить его в рамках общей дискуссии. В условиях учебной обстановки это не повлечет за собой разочарования или материальных потерь у будущих специалистов, однако позволит увидеть со стороны слабые и сильные стороны стартап-проектов.

1.3. В ходе нескольких встреч можно рассмотреть конкретные примеры деятельности успешных представителей профессии или показать примеры различных практик.

2. Известно, что иногда к окончанию учебного заведения у студентов старших курсов и выпускников теряется мотивация к учебе и пропадает интерес к собственной профессии. Если это случилось, то успешного стратапа не стоит ожидать. Поэтому нужно приложить усилия со стороны преподавателей «Стратап-школы» для возрождения «вкуса» и «профессионального азарта» у будущих специалистов.

3. Существенной проблемой, с которой нам пришлось столкнуться в ходе проведения «Стратап-школ» это недостаточная готовность будущих специалистов к быстрым изменениям в структуре и требованиях на рынке труда. Изменяются запросы людей, рождаются новые профессии, возникают новые вызовы в обществе. В связи с этим становится более актуальным мультидисциплинарный подход в деятельности психолога. Этот подход хотелось бы представить более широко, т.к. именно он вызывает наибольший интерес. Рассмотрим подробнее, о чем идет речь.

Психология с самого начала имеет предметом своего изучения психику как особую систему жизнедеятельности биологических организмов, отдельную от физиологической системы, но находящейся с ней в неотрывной связи. Эта связь хорошо видна на примере эмоций, в процессе проявления которых задействованы когнитивная, физиологическая и поведенческая сферы индивида [6, s. 466]. Взаимодействие имеющих психику существ с окружающей средой всегда происходит при участии множества как внешних, так и внутренних факторов. С расширением методологической и понятийной баз психологии, сформировались и продолжают развиваться разные отрасли психологии. Развиваясь, наука обогащается новыми знаниями о природе психики. Возникают разные направления, вызванные, в том числе, техническим прогрессом и процессами глобализации. Например, изучаются проблемы коммуникации между человеком и машиной, а также между биологическим мозгом и электронными системами, встроенными в организм человека, такими, например, как протезы конечностей и пр.

Исследования процессов глобализации и изменений в социальных системах также дают много материала для пополнения науки новыми теориями и направлениями. Однако для того, чтобы обозначить современные прикладные возможности психологии необходимо учитывать неизменность биопсихической сферы человека, быстро меняющийся социальный ландшафт и еще более изменчивую внешнюю среду. Таким образом, практикующий психолог, студент или выпускник вуза может находить новые сферы приложения своих возможностей, самореализации.

Одной из современных тенденций сейчас является использование достижений смежных или достаточно далеких от психологии наук, что можно назвать междисциплинарностью в работе психолога. В психологии существует множество направлений, связанных с использованием достижений разных наук и методов. Таким направлением является, например, психолингвистика. Эта дисциплина занимается, в том числе, изучением влияния языка и символов на психические процессы [7, s. 262]. Психологические травмы, вызванные инвазией информации (вербальной или невербальной) занимают важное место в современной психотерапии [9, s. 14]. Процессы восприятия, анализа, переработки и присвоения информации во многом зависят от готовности индивида или группы людей грамотно подходить к каждой из этих составляющих. Здесь имеется широкий плацдарм для работы специалистов, готовых расширить свои возможности, находясь на стыке наук, а также используя возможности современных технологий и приложений. Внедрение в обучающие программы разработанных нами междисцилинарных элементов, значительно расширило прикладные возможности психологов, принявших участие в «Стартап школах».

Тенденция к переносу обучения и консультирования в онлайн или к гибридным формам, с одной стороны является вызовом для специалистов-психологов, с другой стороны – расширяет круг возможностей. Система коммуникации, как и все системы, характеризуется взаимозависимостью элементов. Каждый участник коммуникационного процесса одновременно воздействует и является объектом воздействия [4, s. 5]. Применение различных форм проведения психологических консультаций и групп может помочь как специалисту, так и клиенту расширить коммуникационные каналы и обогатить возможности самопрезентации и обмена информацией. Поэтому сочетание офлайн и онлайн коммуникации стоит на одном из первых мест планировании начала или переформатирования консультативной деятельности.

Какие здесь можно выделить перспективы построения научных и практических программ в области психологии? Многие вопросы, которые мы ставим для студентов, желающих начать свой стратап, связаны с разработкой современных эффективных стратегий в этой области. Происходит интеграция новых эффективных дискурсивных стратегий, которые можно представить следующими направлениями:

– Культурные стратегии, которые включают в себя знания об изменении систем ценностей, норм и верований.

– Социальные стратегии, связанные со знанием общественной структуры, общественных ролей и социальной роли языковых изменений.

– Стратегии интеракционные, опирающиеся на такие понятия, как цели, задачи, планы, мысли, желания, эмоции, а также характер взаимоотношений участников коммуникации.

– Прагматические стратегии, которые делают возможным соединение текстовых структур с контекстом интеракции.

– Семантические стратегии как установка значения дискурса.

– Схематические стратегии, которые связаны с выбором доминирующей схемы, например, повествовательной.

– Стилистические и риторические стратегии, которые связаны с выбором стилистических средств [5, s. 56-68].

Значительное количество времени в онлайн расширяет круг общения среднестатистического человека. Благодаря коммуникации через Интернет, человек обретает большее, чем раньше количество так называемых «слабых социальных связей». Увеличивается не только доступ к разнообразной информации и социальная поддержка, но и другие разные возможности, например, покупка товаров или успешный поиск работы. Правильно подобранные стратегии дают возможность участия в разнообразных социально-психологических проектах в составе международных стартап-команд.

Дистресс, о котором в последнее время можно говорить как о широкомасштабном явлении, охватывает многие сферы жизни человека и целых сообществ. Множество негативной информации, например: пандемия, военные конфликты, природные катаклизмы и т.п. детерминируют частое напряжение нервной системы и могут привести к истощению защитных сил организма и анемии. Психологи, которые сталкиваются с проблемами анемии при стадии истощения защитных ресурсов организма, хорошо знают, что такого вида проблемы вызывают психосоматические заболевания, и во многих случаях ослабление иммунной системы. При этом организм человека становится более уязвимым к воздействию внешних факторов, таких как вирусы, бактерии и др. Одной из задач психологов является научить клиента ориентироваться в условиях неопределенности и нестабильности, при этом, не теряя себя как личность и индивидуальность [8, s. 153].

Здесь снова необходимо обратиться к сочетанию клинического подхода в психологии с другими направлениями, например, с телесно-ориентированной психологией. В данном случае можно говорить о междисциплинарности внутри самой психологии. Например, важным разрабатываемым направлением является профилактика гиподинамии. Недостаток движения и/или присутствие в жизни человека ограниченных физических активностей приводит не только к снижению жизненного тонуса, но и к психологическим проблемам. Задачей специалиста здесь будет вернуть/возобновить или сформировать собственное внутреннее позитивное отношение клиента к физической активности, другими словами, помочь человеку радоваться движению. Поскольку малоподвижный образ жизни – это многоуровневая проблема, то стратегия помощи здесь во многом будет состоять из сочетаний разных психологических методик, начиная с глубокого анализа конкретной ситуации. Одной из важнейших задач для психологов и работников социальной сферы является помочь клиентам найти внутренние ресурсы и с надеждой посмотреть в будущее [2, s. 58].

Профилактика последствий дистресса и работа с пост-стрессовыми состояниями является в наше время очень востребованным направлением. Психофизиология человека остается неизменной [3, s. 20], также как и базовая потребность в принятии и поддержке макро и микросоциума. Поэтому важным механизмом борьбы со стрессом остается активная поддержка социальных связей. Задачей для специалистов здесь является разработка программ для семей, детские группы, организация различных форм психологических групп и групп взаимопомощи. Хорошие практики становятся предметом обсуждения в «Стартап-школе».

Последствия социальной изоляции, о которой так много говорится в обществе и которую многие пережили на собственном опыте, обнажили ряд серьезных проблем. Среди них – увеличение числа внутрисемейных конфликтов, повышение уровня разводов, домашнего насилия, трудности в школьном обучении и пр. Эти проблемы в свою очередь неизбежно создают новые – как психологические (личностные и групповые), так и социальные в микро и макросоциуме. Умение предвидеть негативные тенденции, обозначать сферы профессионального приложения, разрабатывать программы профилактики и работы с этими проблемами требует от психолога более широкого видения современных общественно-социальных процессов. Тишина и «сакральность» закрытого кабинета, где присутствуют только консультант и клиент/пациент, конечно, остается основным инструментом работы. Но сам специалист (во многом благодаря Интернету и виртуальным приложениям, социальным сетям, лайкам/дизлайкам и пр.) уже не может претендовать на «таинственность» и «закрытость» своей фигуры. Это, с одной стороны, может приносить некий дискомфорт в работу, с другой – способно помочь талантливому специалисту стать более востребованным. Еще одной позитивной стороной этой «открытости» можно назвать возможность учиться и обмениваться опытом у своих коллег, что, вопреки мнению о большой конкуренции, напротив – профессионально обогащает участников такого общения. Можно в шутку сказать, что налаживание «слабых» социальных профессиональных связей, обсуждение позитивных практик дает толчок к созданию новых сфер профессионального приложения. Фактически это приводит к созданию открытых и закрытых профессиональных групп, офлайн и онлайн коммуникативных площадок, опыт работы которых дает позитивные плоды как для специалистов, так и для их клиентов.

Успешное начало трудовой деятельности в качестве психолога, готовность к самостоятельной работе, начало самореализации в профессии, представляют собой важнейший этап в жизни молодых специалистов. Как уже было сказано выше, одним из инструментов успешного начала профессиональной деятельности может стать «Стратап-школа». Важным элементом, на котором мы сделаем особый акцент, является понимание мультидисциплинарного подхода в деятельности психолога. Это позволяет шире смотреть на возможности реализации специалистов в профессии психолога и в то же время улучшить качество оказываемой помощи и услуг в данной сфере.

 

Список литературы:

1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаева А.М. СПб.: Евразия, 2001. 478 с.

2. Duda M. Rodzina z wieloma problemami w optyce polityki społecznej / Procesy społeczne oddziałujące na rodziny // Femili forum. Opole: WTUO, 2020. Nr 10. S. 57-74.

3. Heszen I. Psychologia stresu. Korzystne i niekorzystne skutki stresu życiowego. Warszawa: PWN, 2013. 384 s.

4. Kaźmierczak M., Plopa M. Kwestionariusz komunikacji małżeńskiej. Warszawa: Vizja Press & IT, 2008. 78 s.

5. Małyska A. Strategie komunikacyjne we współczesnym dyskursie politycznym. Lublin: UMCS, 2012. 294 s.

6. Pathus S.A. Psychologia współczesna. Gdańsk: GWP, 2004. 875 s.

7. Simon F.B., Stierlin H. Słownik terapii rodzin. Gdańsk: GWP, 1998. 510 s.

8. Staniszewska Ż. Kryzys przeszczepu korzeni mieszkańców wsi Dowbysz jako przykład wewnętrznej migracji psychologicznej // Varia Genealogia. 2018. Nr 2. S. 143-154.

9. Staniszewska Ż., Staniszewski M. Psychoterapia emocjonalno-stresowa. Komunikacja interpersonalna Opole: Studio IMPRESO, 2021. 216 s.

10. Start-up (startup) [Электронный ресурс] // Polski Fundusz Rozwoju [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3CJAt4P (дата обращения: 17.09.2021).

 

Сведения об авторах:

Станишевская Жанна – доктор гуманитарных наук (PhD), Опольский университет (Ополе, Польша).

Станишевский Мирослав – доктор гуманитарных наук (PhD), Опольский университет (Ополе, Польша).

Data about the authors:

Staniszewska Żanna – Doctor of Human Sciences (PhD), University of Opole (Opole, Poland).

Staniszewski Mirosław – Doctor of Human Sciences (PhD), University of Opole (Opole, Poland).

E-mail: reseaps@yandex.ua.