Марьин Е.В. О некоторых аспектах дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37:378.147

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Марьин Е.В.

Поскольку в наше время мир сталкивается с беспрецедентными вызовами и быстро меняющимися технологиями, будущее высшего образования представляется крайне проблематичным. Кульминация онлайн-обучения, значительное сокращение числа учащихся и растущая обеспокоенность по поводу студенческой задолженности нарушили традиционные образовательные модели и подняли важные вопросы о будущем образования. С начала пандемии COVID-19 высшее образование во всем мире подверглось глобальной трансформации. Университеты массово стали вводить дистанционное обучение. Но каковы долгосрочные последствия этих новых практик?

Ключевые слова: пандемия COVID-19, цифровые технологии, совершенствование образования, цифровые компетенции, будущее образования, дистанционное обучение.

 

ON SOME ASPECTS OF DISTANCE LEARNING

DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Maryin E.V.

As the world is currently facing novel challenges and rapidly changing technologies, the future of higher education seems to be extremely problematic. The culmination of online learning, the significant decline in student enrolment, and growing concerns about student debt have disrupted traditional educational models and raised important questions on the future of education. Since the beginning of the COVID-19 pandemic higher education around the world has undergone some global transformations. Universities en masse began to introduce distance learning. But what are the long-term consequences of these new practices?

Keywords: COVID-19 pandemic, digital technologies, education improvement, digital competencies, the future of education, distance learning.

 

Пандемия COVID-19 вынудила высшие учебные заведения, которые в значительной степени полагаются на традиционный очный формат обучения, начать массовое применение удаленных, дистанционных технологий в образовательном процессе. А ведь до начала пандемии гибридная среда обучения была либо упрощенной, либо вовсе отсутствовала.

Когда в 2020 г. дистанционное обучение стало нормой, многие высшие учебные заведения перешли на удобную и практичную онлайн платформу Zoom [2, с. 37]. Потребовался всего один год пандемии, чтобы новые цифровые технологии навсегда изменили мир образования. Сегодня существуют разнообразные типы программного обеспечения для дистанционного обучения, в которое высшим учебным заведениям необходимо инвестировать средства и ресурсы при создании смешанной учебной среды.

В условиях пандемии ИТ- и операционные менеджеры должны были быстро обновить технологический блок своего университета, чтобы преподаватели и студенты смогли удаленно получать доступ к критически важным ресурсам кампуса из дома. Мы стали свидетелями мощной цифровой трансформации образования всего за несколько месяцев пандемии COVID-19. Однако по мере того, как угроза распространения коронавируса постепенно отступает и многие высшие учебные заведения вновь открывают свои двери для студентов, вузы сталкиваются с серьезным вопросом, определяющим будущее образования: следует ли возвращаться к ситуации, предшествовавшей пандемии, или надо предоставить варианты смешанного обучения, при которых студенты имеют доступ как к дистанционным, так и к очным курсам, а также к ресурсам на территории кампуса?

Во время вспышки пандемии в 2020 г. экстренный переход на онлайн-обучение обозначил проблему неготовности к нему всех участников образовательных отношений [4, с. 83]. В этих условиях университеты были вынуждены быстро скоординировать свои действия с административным персоналом, профессорами, студентами и особенно техническими группами, чтобы перенести учебные курсы в онлайн, для успешного завершения учебного года. Это потребовало от преподавателей и студентов быстрого освоения систем управления обучением (таких как Moodle,Blackboard,Brightspace,GoogleEducation и др.). Кроме того, возникла необходимость в использовании коммуникационного программного обеспечения для дистанционного обучения (например, Zoom,AdobeConnect,Skype и Teams).

Студентам и сотрудникам вузов пришлось внести существенные коррективы в свои рабочие планы. Им нужно было не только быстро научиться использовать инструменты онлайн-обучения, но также пришлось адаптироваться к новым методам участия, взаимодействия, виртуального обучения и общения между участниками педагогического процесса.

Профессора и студенты вначале были не очень готовы к этим новым форматами оценивания и обучения. Прохождение аттестации и выпускных экзаменов в виртуальном формате, несомненно, подняло важнейшие вопросы педагогической честности между директорами, преподавателями и студентами.

С одной стороны, у профессоров было очень мало опыта подготовки к онлайн-экзаменам. Формат экзамена с открытой книгой и отсутствие контроля со стороны студентов открыли путь для большего обмана, чем обычно. С другой стороны, студенты, в основном те, у кого был только ограниченный доступ к Интернету, опасались, что они окажутся в невыгодном положении при прохождении онлайн-тестирования.

Сочетание всех этих факторов стресса неизбежно сказалось на психическом здоровье студентов и преподавателей. Вот почему некоторые университеты предусмотрели возможность адаптации к новым форматам обучения. Вероятно, это временно повлияет и на ценность дипломов. С другой стороны, такое решение откроет профессорам и учреждениям возможности для переосмысления методов оценки и академической честности в будущем.

Хотя переход от очной формы к онлайн-обучению стал серьезной проблемой, академические учреждения обнаружили в этом и ряд преимуществ – гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, массовость и т.п. [5, с. 9]. Переход к электронному обучению продемонстрировал его универсальность и адаптивность, о чем часто не подозревают ни административный персонал, ни сами преподаватели.

Кроме того, онлайн формат позволил обучать студентов доступу к различным системам управления электронным обучением в университетском образовании. Перенос курсов из очного формата в онлайн продемонстрировал удобство дистанционного обучения и даже убедил определенные категории студентов вернуться к университетским программам.

В ходе этого процесса университеты осознали, что онлайн-обучение может помочь разнообразить их студенческий контингент. В основном потому, что онлайн-курсы позволяют большему количеству студентов меньше платить за обучение. Студенты, которые могут эффективно обучаться удаленно, фактические не несут ежедневных расходов на транспорт, проживание и питание. Кроме того, онлайн-обучение позволяет студентам, живущим за пределами кампуса, существенно экономить свое время.

В краткосрочной перспективе онлайн формат также дает возможность получать образование студентам, которые ранее не могли себе этого позволить из-за удаленности университета от места их постоянного проживания. Таким образом, этот метод обучения позволяет университетам эффективно учитывать определенные специфические потребности студентов.

Неудивительно поэтому, что в наши дни «процесс обучения становится более динамичным с каждым днем, в результате чего внимание смещается в сторону полной диджитализации образовательных процессов. Согласно исследованию Deloitte, 75% преподавателей предсказывают, что в течение 10 лет цифровой контент полностью вытеснит печатный из образования. Более половины опрошенных утверждают, что гаджеты используются в аудиториях как минимум раз в неделю, a 42% используют электронику ежедневно» [3, с. 138].

Помимо чисто образовательных возможностей, в онлайн обучении видят и перспективы сокращения расходов вузов. Это обстоятельство вынуждает университеты сохранить переход на дистанционное обучение в будущем на постоянной основе, по крайней мере, частично. В такой ситуации университеты почти неизбежно будут вынуждены пересмотреть свою образовательную политику, интегрируя в учебные планы онлайн и дистанционное обучение в качестве мер по смягчению последствий кризиса, вызванного пандемией.

Приходится признать, что Covid-19 изменил мир, и научные круги не исключение. Теперь люди иначе взаимодействуют друг с другом, по-другому работают и учатся. Будут ли эти изменения устойчивыми? Конечно, университеты осознают, что нынешняя практика преподавания уже не будет полностью идентична предыдущей, «доковидной» модели.

При этом вузам необходимо учитывать современные реалии в ходе разработки и реализации предлагаемых образовательных программ. Ведь сегодня, «поступая в вуз, студент стремится получить актуальное, современное образование для поступления на высокооплачиваемую работу и обеспечения достойного уровня жизни. При этом, чем выше рейтинг вуза, тем выше уверенность в получении конкурентной и высокооплачиваемой в дальнейшем профессии, и снижение до минимума необходимости в дальнейших переподготовках, подгоняющих специальность к требованиям рынка. Однако, существенная доля нынешней образовательной среды продолжает готовить специалистов прошлого, которые, в результате, пополняют процент безработицы» [1, с. 7].

В этой связи, очевидно, что в образовательной среде необходимо создавать сценарии на будущее, на ближайшие 15-20 лет, чтобы учесть все риски и вызовы, с которыми придется столкнуться человечеству в условиях информационного общества и эры глобализма.

На фоне происходящих хаотичных и радикальных изменений руководство и преподаватели университетов должны проявить максимальную гибкость и мудрость, чтобы удовлетворить современные образовательные потребности студентов, общества и государства. При этом, «инвестируя в интеллектуальную автономность студента посредством синергии научно-исследовательской работы и образования… университеты выступают своего рода инкубаторами талантов и тем самым, несомненно, формируют свою инвестиционную привлекательность в мировом контексте» [7, с. 95].

Понимание меняющегося образовательного ландшафта может помочь вузам адаптироваться и позиционировать себя для успешного перехода в будущее образования. Скорее всего, речь может идти о создании смешанной учебной среды в высшем образовании. По мере того, как мы движемся к цифровому образовательному миру, наполняемому более технологически ориентированным поколением студентов, университетам будет необходимо постоянно адаптироваться, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. Существует большая проблема в отношении способности университетов обучать людей, которые будут обладать гибкостью, а также способностью самостоятельно адаптировать и обновлять свое мышление или свои знания.

Университет сегодня – это, прежде всего, центр интеллектуальной подготовки, где заняты поиском истины. Другими словами, современный «университет есть неповторимое средоточие факторов, генерирующее научно-творческие идеи и предлагающее их практико-технологическое решение на основе опережающего развития» [7, с. 93]. Таким образом, университет должен отражать не тот мир, в котором мы живем, а тот, в котором мы хотим жить. В конечном итоге, накопленный опыт использования инструментов дистанционного обучения укрепляет цифровые навыки студентов, которые становятся все более важными в профессиональном мире. Основные компетенции, которые предстоит сформировать у студентов – это цифровые навыки, коммуникативные качества (умение работать как самостоятельно, так и в команде, тайм-менеджмент, а также критичность мышления и открытость к новым возможностям).

В онлайн и офлайн режимах возможно более активное внедрение методики работы в малых группах со спецзаданиями, что включает в себя разработку регламента такой работы, изменения ролей участников, усиление роли обсуждения материала в эвристическом контексте. Возможно проведение факультативных занятий по тайм-менеджменту, чтение онлайн и офлайн специальных лекций по данной проблематике. Проведение открытых лекций с показом информационных роликов об изменениях, происходящих в мире, приглашение в вузы специалистов, практикующих новые технологии, совершенствование практик с учетом инноваций в производстве и социальной сфере. Внесение подобной проблематики в планы семинарских занятий.

Дистанционное обучение в вузе в наши дни уже стало неотъемлемым компонентом, но роль технологий в будущем высшего образования пока еще остается противоречивой. В то время как большинство колледжей и университетов предлагают внедрять онлайн программы, ведется широкая дискуссия о том, представляет ли дистанционное обучение такую ​​же образовательную ценность, как традиционные курсы. Ведь «потенциал традиционной формы образования останется востребованным в силу тех уникальных возможностей, которые не может предоставить дистанционная форма образования» [2, с. 37]. Тем не менее, происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы человеческой деятельности, включая сферу образования. В этой связи задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. А сами границы между виртуальностью и физическим миром размываются.

Вероятно, в скором будущем гибридные модели образования станут нормой [см.: 6]. Очевидно, что высшее образование будет инвестировать в модели смешанного обучения. Гибридный образовательный опыт с очными и онлайн вариантами лучше отвечает потребностям малообеспеченных студентов и, в конечном итоге, обеспечивает лучший доступ к знаниям для всех, кто обучается в университетах.

В настоящий момент будущее высшего образования может показаться terra incognita, но это – захватывающее время, полное возможностей для студентов, преподавателей и администраторов. Освоение новых технологий и поиск способов расширения доступа к образованию и его доступности по цене помогут учебным заведениям пройти через кризис и создать новые возможности для всех.

 

Список литературы

1. Агабабян Э.А., Коджоян Р.А. Будущее образования или образование будущего // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14). С. 5-10.

2. Давлетова А.А., Алексеев О.А. Дистанционное обучение // Достижения науки и образования. 2021. № 1 (73). С. 35-38.

3. Касумаев Б.А. Переход к виртуальности – будущее образования // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2020. № 1. С. 137-139.

4. Костина С.Н., Новикова О.Н. Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения: кейс пермского края // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. Т. 21. № 3. С. 77-86.

5. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 8-10.

6. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. № 1. С. 44-52.

7. Щепилова А.В., Гончарова В.А, Михайлова С.В., Бажанов А.Е, Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 92-101.

 

Сведения об авторе:

Марьин Евгений Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии (Москва, Россия).

Data about the author:

Maryin Evgeniy Vladimirovich – Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Land Law and State Registration of Real Estate Department, Moscow State University of Geodesy and Cartography (Moscow, Russia).

E-mail: evgenii_marin@mail.ru.