Геращенко И.Г. Философия русского космизма и виртуальное обучение

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 141.201

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА 

И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Геращенко И.Г.

В статье рассматривается философия русского космизма в контексте виртуального обучения. Проанализирован вклад русских космистов (В.И. Вернадского, А.К. Горского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского и др.) в разработку виртуальной картины мира. Осуществлен системный подход к философии русского космизма в контексте виртуального обучения. Показано своеобразие философии русского космизма в решении мировоззренческих и педагогических проблем. Выявлена актуальность данного направления для современной отечественной философии и педагогики. 

Ключевые слова: русский космизм, философия русского космизма, виртуальное обучение, органопроекция, виртуальная картина мира.

 

PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM 

AND VIRTUAL TEACHING

Gerashchenko I.G.

The article reviews the philosophy of Russian cosmism in the context of virtual teaching. It contains the analysis of Russian cosmists’ contrubution to the development of virtual picture of the world (V.I. Vernadskiy, A.K. Gorskiy, V.S. Solovyov, N.F. Fyodorov, P.A. Florenskiy, K.E. Tsiolkovskiy, etc.). The author carries out the systematic approach to the philosophy of Russian cosmism in the context of virtual training. The originality of philosophy of Russian cosmism is shown in the solution of world outlook and pedagogical problems. It reveals relevance of this direction for modern domestic philosophy and pedagogics.

Keywords: Russian Cosmism, philosophy of Russian Cosmism, virtual teaching, organoprojection, virtual picture of the world. 

 

Философия русского космизма сформировалась как оригинальное отечественное учение о взаимосвязи человека и космоса. Данная философия ставила перед собой, в том числе, педагогические и просветительские задачи. Задолго до возникновения виртуальной среды и соответствующего технического оборудования русские космисты (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, А.К. Горский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.) высказывали идеи о вселенской природе образования, о включенности человеческого сознания в иные миры. Их взгляды носили преимущественно умозрительный характер, основывались, как на естественно-материалистических, так и на религиозно-идеалистических предпосылках. Однако русским космистам удалось высказать целый ряд самобытных идей, которые не потеряли своей актуальности для современной науки и культуры, в том числе и для виртуального обучения.

Известный русский мыслитель Н.Ф. Федоров в своей концепции «общего дела» рассматривал все человечество в тесном переплетении разнообразных миров. Переход из одного мира в другой был для него вполне реален. В качестве примера Н.Ф. Федоров приводил состояния религиозного экстаза, алкогольного и наркотического опьянения. В современной психологии это получило название измененных состояний сознания. Русский космист разработал собственную теорию взаимного перехода между мирами, делая вывод о возможности воскрешения всех умерших людей. Педагогические взгляды Федорова основывались на реальности общения между различными мирами. Он предлагал заменить искусственные и вредные стимуляторы сознания (наркотики, алкоголь, экстатические состояния) естественнонаучной и философской деятельностью по совместному созданию новых миров [7, с. 72]. Определяющая роль в этом должна принадлежать новому синтезу науки и искусства.

Птолемеевская астрономия, по мысли Федорова, находилась в гармонии с искусством того времени. Коперниканский переворот привел к потере этой первоначальной гармонии. Задача современности заключается в восстановлении органического единства между наукой и искусством. Виртуальная реальность в определенном смысле становится решением данной проблемы, поскольку объединяет в себе естественнонаучное знание, современные технологии, педагогическую наглядность и эстетическую выразительность. Цельность мира может быть достигнута лишь на пути органического синтеза всех способностей человека. Н.Ф. Федоров вслед за И. Кантом считал трансцендентальную (до опытную) эстетику пространства и времени первоосновой создания новых миров [8, с. 84]. В настоящее время эта идея находит свое подтверждение в самых различных областях, поскольку пространственно-временной континиум оказался не только физической, но и социальной реальностью. Эстетика пространства и времени стала необходимой составляющей современного виртуального обучения.

Сходные идеи разрабатывал и В.С. Соловьев. Он рассматривал космос с точки зрения собственной теории всеединства. Вселенная едина не только в материальном, но и в духовном смысле, поскольку сознание изначально присуще космосу. В каждом материальном предмете или явлении присутствует элемент космического сознания. Оно, в свою очередь, обладает нравственной составляющей. Таким образом, единство вселенной заключается в органическом синтезе материального и духовного, конечного и бесконечного, пространственного и временного, эстетического и нравственного. В статье «Красота в природе» В.С. Соловьев приходит к выводу, что космический разум противостоит хаосу и неопределенности, упорядочивая природный материал, в том числе, и по законам красоты. Творческий процесс в мире заключается в преодолении хаоса на пути движения к свету и жизни [6, с. 388-389].

Данный подход соответствует современным тенденциям в образовании, поскольку картина мира, описанная В.С. Соловьевым, хорошо сочетается с научным мировоззрением XXI века. Научная картина мира наших дней оперирует такими понятиями, как вероятность, неопределенность, дополнительность, статистичность, динамичность, рациональность и др. Это не отрицает целостного изучения Вселенной, где человек рассматривается в качестве малого космоса. Все это находит свое непосредственное воплощение в виртуальной системе обучения, которая позволяет сформировать наглядный образ названных выше закономерностей. Тем самым мы приходим к всеединству научного, эстетического и нравственного подходов в образовании.

Проблему человека, как единства макрокосма и микрокосма детально анализировал Н.А. Бердяев. В своей известной работе «Смысл творчества» он обосновывал творческую сущность человека, которая заключается в познании бесконечного множества миров. Космическая сущность человека проявляется в его способности не только познавать бесконечное разнообразие миров, но и создавать новые миры, не существовавшие ранее. Данная способность человека связана с неисчерпаемостью его собственной космической природы. Философский принцип «Познай самого себя» ориентирует на самоуглубленное познание, результатом чего становится открытие неизведанных миров в самом человеке. В дальнейшем это может найти свою реализацию в самых разнообразных видах творчества: технического, научного, педагогического, художественного и т.п.

Человек рассматривается Н.А. Бердяевым как точка пересечения двух миров: материального и духовного. В этом заключается парадоксальность человека, поскольку каждый из миров не может быть выведен из другого непосредственно. Космическую природу человека особенно активно изучали оккультные науки (астрология, алхимия, мистика, магия, теософия, антропософия). Заслугу этих паранаук Бердяев видел в том, что они угадали неразрывную связь человека с космосом и достигали истины, скрытой от науки о человеке, не знающей неба, и от науки о небе, не знающей человека. Мистические и оккультные теории всегда учили о сложности и многоуровневости человека, включающего в себе все планы космоса. Тем самым человек становится центром бытия в том смысле, что он объединяет в себе самые различные миры (материальные и духовные) [1, с. 299]. Создавая виртуальную реальность, современный человек продолжает процесс самопознания на новом техническом уровне. Формируя новые миры, он проникает в глубины собственной индивидуальности. Вот почему виртуальная реальность обладает важным педагогическим смыслом.

Большой вклад в осмысление космической природы человека внес П.А. Флоренский. Ему удалось сочетать глубокие естественнонаучные и технические знания с религиозно-философским подходом. Это позволило русскому мыслителю высказать целый ряд оригинальных идей, которые находят свое применение и в современном виртуальном образовании. Изучая способы изображения на старинных иконах, Флоренский разрабатывает концепцию обратной перспективы [9, с. 46]. В русских иконах использовался художественный метод нескольких центров, что нарушало перспективу и создавало иллюзию многоплановости. Данный подход сознательно противопоставлялся натуралистической живописи и позволял более глубоко осмысливать религиозные сюжеты в двухмерном пространстве. Фактически П.А. Флоренский занимался виртуальными изысканиями на основе российской религиозной живописи.

Его интересовали также различные технические инновационные решения своего времени. В статье «Органопроекция» он рассматривал проблему создания орудий по образу и подобию различных органов человеческого тела. П.А. Флоренский использовал понятие «образ задержанного действия», которое характеризует работу органов человеческого тела, переведенную в образ и зафиксированную в нем. Тем самым технические орудия становятся воплощением прообразов человеческих органов. Устанавливается тесное соответствие между техникой и человеческой индивидуальностью. Антропологически воссозданное оборудование сочетается с технологизацией всего общества. Флоренский предугадал бурное развитие не только биофизики, биохимии, но и биотехнологии. При этом он использовал религиозно-философские подходы для чисто технических решений. Так, он доказывал, что было бы ошибочно думать, будто проецирование органа в технику делается исключительно сознательным расчетом. Правильнее видеть в техническом творчестве сознательное использование не готовых телесных образцов, а их идей, доступных сверхсознательному созерцанию [10, с. 154]. Религия и философия обучают такому созерцанию, которое оказывается весьма востребованным в техническом творчестве. П.А. Флоренский по-новому обозначил проблему соотношения гуманитарных и технических дисциплин в процессе образования.

Особое внимание П.А. Флоренский уделял роли оптического образа в многообразных технических проекциях глаза. Историческую задачу техники он видел в сознательном продолжении органопроецирования, когда органы человеческого тела познаются все более глубоко, и результатом этого становится создание сложных технических новшеств. Изучение органов становится ключом к техническому изобретению, а технические инновации можно рассматривать как стимул к нашему самопознанию. По мысли Флоренского линия развития техники и линия жизни идут параллельно друг другу, но точки на той и другой линиях могут забегать вперед или отставать. В этом заключается жизнеутверждающий смысл техники и технологическая составляющая жизни.

В переписке В.А. Вернадского и П.А. Флоренского был высказан целый ряд идей, имеющих прямое отношение к виртуальной реальности. Оба мыслителя были согласны в том, что современная наука и техника должны быть органосообразны. П.А. Флоренский указывал, что модели атома являются простыми схемами, поскольку в самом своем основании отрицают явление жизни. Техника – это тоже своеобразный живой организм, созданный по образу других живых организмов. Духовная сила всегда остается в частицах тела, ею оформляемого, т.е. духовность присутствует в любом орудии, созданном человеком. П.А. Флоренский ввел специальное понятие «пневматосфера», т.е. особая часть вещества, вовлеченного в круговорот культуры и духа. Данное понятие стало исходным пунктом для развития теории ноосферы. Виртуальный мир также может быть отнесен к этой сфере, поскольку здесь техническая мысль особенно наглядно проявила свою органическую сущность.

В.А. Вернадский показал неразрывную связь между неорганическим миром, биосферой и ноосферой. Он использовал преимущественно естественнонаучный подход, однако высоко оценивал философию П.А. Флоренского и Тейяр де Шардена, чьи взгляды помогли ему разработать концепцию ноосферы. Закон эволюции природы заключается в том, что постепенно формируется сфера разума, которая тесно связана с техносферой. При этом, как справедливо полагал В.А. Вернадский: «Мысль не есть форма энергии» [2, с. 309]. Одухотворенность природы лежит в самом ее основании. Современный виртуальный подход позволяет очень наглядно показать взаимосвязь различных сфер Земли, что дает возможность глубже проникнуть в решение этой сложной проблемы. В образовании этот подход также оказывается незаменимым.

Интересные виртуальные решения в контексте русского космизма предложил А.К. Горский. Анализируя психоанализ З. Фрейда, он дал собственную трактовку проблемы бессознательного, как всеобъемлющего и непознанного мира внутри самого человека. Психоанализ трактовался Горским в качестве своеобразного синтеза науки и искусства, что позволяет создать принципиально новую куртину мира. Наука в некотором смысле доказывается самим искусством, поскольку одного естественнонаучного и технического подходов недостаточно. Искусство синтезирует различные науки, придавая им целостный и органический характер. Это позволяет более адекватно познавать окружающий мир и самого человека, поскольку они находятся в постоянном развитии и пропитаны жизнью. Бессознательное не просто содержит огромную информацию, но еще и представляет ее в образной форме. Образность является отличительной особенностью и виртуальной реальности, поэтому психоанализ в интерпретации русских космистов может оказать значительную помощь современному образованию.

У самого А.К. Горского был своеобразный подход к педагогическим проблемам. Он утверждал, что современное воспитание представляет собой массовое коллективное внушение, которое калечит психику ребенка. Постоянные рассуждения о конечности человека приводят к формированию у него комплекса страха смерти. Будучи учеником Н.Ф. Федорова, Горский предлагал возродить идею бессмертия не только в образовании, но и в науке. Жизнеутверждающий подход, присущий детям и первобытным людям, несет в себе значительную долю истины. Современный цивилизованный человек потерял внутреннюю связь с Вселенной, он находится в плену полунауки. Задача подлинного образования заключается в возрождении органического знания, объединяющего науку, искусство и религию. Подлинно научная организация, полагал А.К. Горский, несовместима с полунаучной механизацией и немыслима без одновременно художественной организации науки и религиозной организации искусства [5, с. 232].

Уже в начале ХХ века немецким физиком В. Оствальдом высказывалась мысль о создании «всемирного ума», международной консолидации всего ученого сообщества. Это послужило прообразом современного компьютерного интеллекта. По этому поводу А.К. Горский справедливо утверждал, что всемирный ум может легко сдаться в плен всемирному безумию, если будет служить темным страстям коллективного подсознания. Необходимы нравственные и религиозные ограничения планетарного интеллекта, которые позволяли бы ему чувствовать собственные границы. Особенно актуально это звучит в наши дни, когда информационная доступность, при всей ее важности, сопряжена с целым рядом негативных факторов (терроризм, информационная зависимость, возможность всеобщего контроля, потеря смысла жизни в результате исключительно виртуального общения и др.). Все это является важнейшими проблемами не только современной науки, но и образования [4, с. 112]. Русские космисты предложили самобытное решение данных проблем на основе тесной связи человека со своими предками и природой в целом.

Оригинальную концепцию космизма и виртуальной картины мира разработал К.Э. Циолковский. В отличие от большинства русских космистов, Циолковский стоял на материалистических позициях. В своей книге «Монизм Вселенной» он доказывал, что космос пронизан жизнью. Разрабатывая концепцию панпсихизма, К.Э. Циолковский предполагал наличие психической жизни у любой материальной частицы. При этом чувствительность меняется от бесконечно малой величины у неорганических тел до бесконечно большой у высших животных и человека. Монизм космоса заключается во всеобщей взаимосвязи элементов и наличии единой первоосновы. Такой первоосновой Циолковский считал атомное строение вещества. Любой атом обладает чувствительностью в том смысле, что может входить в состав биологического вещества бесконечное количество раз. Великий русский космист дает картинное изображение чувственной жизни атома [12, с. 276-277]. Данный подход является востребованным и в современном виртуальном образовании, когда неодушевленная материя становится носителем самосознания обучающегося.

К.Э. Циолковский своеобразно ставил проблему соотношения абсолютного и субъективного времени. Абсолютное время бесконечно и одновременно не ощущаемо, напротив, субъективное время ограничено и наполнено событиями. Каждый атом, если признать его бесконечность, не воспринимает громадные периоды небытия. Попадая в живой организм, особенно в центральную нервную систему, атом начинает существовать в субъективном времени. По мысли Циолковского, население Земли способно очеловечивать не только живую природу, но и неорганическую, включая атомный и субатомный уровень. Проблема соотношения абсолютного и субъективного времени крайне важна для виртуального образования в том смысле, что процесс обучения не просто ускоряется, а переходит на качественно иной уровень, где можно будет достичь органического единства теоретического знания и образного воплощения.

Значительный вклад в развитие русского космизма внес А.Л. Чижевский – один из основателей космобиологии. Он детально обосновал ту идею, что каждая живая клетка представляет собой наиболее чувствительный аппарат, способный регистрировать в себе все явления мира и отвечать на эти воздействия соответствующими реакциями целого организма [13, с. 318]. Тем самым известная философская концепция о единстве макрокосма и микрокосма получили свое естественнонаучное обоснование. Вселенная пронизана разнообразными излучениями, и каждая клетка живого организма способна на них реагировать. А.Л. Чижевский пришел к выводу, что ритмы жизни соответствуют ритмам космоса. Главным источником энергии на Земле выступает Солнце, поэтому солнечная активность самым непосредственным образом влияет на различные проявления жизни. Речь идет не только о воздействии на клеточном уровне, но и на уровне всего человеческого сообщества. Чижевскому принадлежит смелая гипотеза о совпадении мировых войн, экономических кризисов, эпидемий, стихийных бедствий и т.п. с периодами повышенной солнечной активности.

Изучение электромагнитных ритмов Вселенной Чижевский считал важнейшей задачей науки будущего. Естественно предположить, что виртуальная реальность также напрямую зависит от ритмов космоса. Открытия в области виртуальных технологий являются одновременно причиной и следствием глобализации в обществе, которая предполагает не только тесную связь всего человечества, но и органическое единство всей живой и неживой материи. Виртуальный мир, созданный человеком, обладает ярко выраженной энергетической сущностью, а любая энергия разносторонне воздействует на объекты. Поэтому современные исследователи постоянно сталкиваются с новыми фактами энергетического воздействия виртуальной реальности не только на психику пользователей, но и на их организм в целом.

Концепция А.Л. Чижевского получила свое дальнейшее развитие в трудах Н.Г. Холодного. Он разработал теорию антропокосмического мировоззрения на основе развития современного естественнонаучного знания. Н.Г. Холодный ввел понятие «антропосферы», которое отличается рядом особенностей от таких понятий, как «биосфера», «ноосфера», «техносфера» и др. Главное отличие заключается в том, что антропосфера принципиально противоположна позиции антропоцентризма. Недостатки антропоцентризма Н.Г. Холодный видел в следующем: 1. Убежденность в исключительности человека, как биологического существа, отделенного непереходимой границей от всех других живых существ. 2. Ошибочное утверждение о том, будто все в мире создано для удовлетворения бесконечных потребностей человека. 3. Многолетнее заблуждение об исключительности Земли в качестве центра Вселенной. 4. Одухотворение и очеловечивание органической и даже неорганической природы. 5. Рассмотрение человеческого общества в виде прототипа большинства явлений и предметов внешнего мира. 6. Ложная уверенность в том, что для познания объективного мира достаточно самопознания. Естественнонаучные законы не могут быть выведены из одного лишь общения с духовным миром человека [11, с. 335].

Н.Г. Холодный высказал также мысль об изменениях в психофизиологической организации современного человека. Речь идет не только о дарвинистском подходе в результате изменения биологической и социальной среды обитания человечества, но и о кардинальной перестройке его духовного облика. Дальнейшая антропологическая эволюция, по учению Н.Г. Холодного, будет связана с формированием космического чувства, сопричастности человечества природе и космосу. Данная мысль весьма актуальна в настоящее время, когда наиболее остро стоят проблемы выживаемости человека в техносфере. С эволюцией духовного мира тесно связана виртуальная реальность, поскольку она непосредственно воздействует на психофизиологическую организацию человека, и это воздействие не всегда является благотворным [3, с. 90]. История русской космической мысли позволяет выработать новые подходы к решению проблемы гуманизации виртуальной среды. Философия русского космизма не только предугадала возникновение новой реальности, но и наметила пути выхода из возможного кризиса. Идея формирования космического мышления, виртуальная по своей сущности, ориентирует человечество не на завоевание природы, а на гармоничное сосуществование с ней.

 

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.

2. Вернадский В.А. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 303-311.

3. Геращенко И.Г. Философия техники и виртуальное образование // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 12 (114). С. 88-96.

4. Геращенко И.Г., Геращенко А.И. Г. Гегель о проблемах преподавания философии права: современная оценка // Актуальные вопросы гуманитарного знания в современном обществе. Казань: Печать-Сервис-ХХ1 век, 2017. С. 111-116.

5. Горский А.К. Организация мировоздействия // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

6. Соловьев В.С. Красота в природе // Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 351-389.

7. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 69-78.

8. Федоров Н.Ф. Как может быть разрушено противоречие между наукой и искусством? // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 79-84.

9. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Соч. в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т.2. 447 с.

10. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 149-162.

11. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 332-344.

12. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 264-277.

13. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 317-327.

 

Сведения об авторе:

Геращенко Игорь Германович – доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и информационных технологий Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (Волгоград, Россия).

Data about the author: 

Gerashchenko Igor Germanovich – Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Humanities and Informational Technologies Department, Volgograd Cooperative Institute (branch office) of the Russian University of Cooperation (Volgograd, Russia).

E-mail: gerashhigor@rambler.ru.