криминальный роман

Богатырев А.В. Об именах и фамилиях персонажей Агаты Кристи

В данной статье криминальные произведения Агаты Кристи, преимущественно об Эркюле Пуаро и Джейн Марпл, изучаются с точки зрения антропонимики. Антропонимы можно рассматривать в качестве элемента своеобразной «игры» автора с читателем – своего рода дополнительное «испытание» его интеллектуальных способностей. Содержа в себе скрытый символизм, антропонимы придают творениям писательницы оттенок романа-аллегории, что допускает их аллегорическое толкование. На конкретных примерах показано, как Кристи подбирала имена и фамилии своим персонажам, какими источниками для этого пользовалась.

Богатырев А.В. «Формы» глупости в «Конце человеческой глупости» Агаты Кристи

Роман «Конец человеческой глупости» Агаты Кристи уводит далеко за пределы криминального жанра – к вопросам философского порядка. Главной героиней здесь выступает глупость, принимающая разные обличья. Ее можно увидеть, услышать, совершить, ей подвержены все люди, вне зависимости от социального положения, пола, рода занятий. Своеобразной персонификацией глупости становится миссис Фоллиат, живущая в деревушке Нэссекомб, на примере которой показана суетность и пустота всего мира. С высоты прожитых лет Кристи возвращается к «глупостям» своей молодости, анализирует причины и последствия пережитого ею краха семейной жизни: в романе явственно присутствует мотив замены «подлинной» супруги «мнимой» (любовницей). Кристи приходит к выводу: в разводе виновны обе стороны – и муж, и жена. Тем не менее, как удалось установить, больше всего писательница критикует представительниц женского пола, что похоже на внутреннюю мизогинию. Не чужда она и самокритики, которая порой доходит до самоуничижения. Демонстрируя скептическое отношение к науке и образованию, романистка сомневается в том, что глупость возможно как-то преодолеть, ведь это свойство присуще человеческой природе.