прозелитизм

Пулькин М.В. Старообрядческие часовни и молитвенные помещения в XIX – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены закономерности создания и функционирования основных центров старообрядчества – часовен и молитвенных помещений. Выявлено, что облик и обустройство старообрядческих храмов менялись под воздействием репрессивной политики Российского государства в вероисповедной сфере. Для XVIII столетия более типичны часовни, нередко находящихся в «совместном пользовании» староверов и представителей господствующей Церкви. Гонения, начавшиеся в XIX в., привели к заметной трансформации старообрядческих храмов и появлению моленных, чей внешний облик в большей степени способствовал скрытному проведению богослужений и тайному осуществлению церковных треб в создавшейся тяжелой ситуации. Преследования старообрядцев, выявление и ликвидация их молитвенных помещений осуществлялись скоординированными усилиями полиции и местного духовенства.

Венедиктов В.Ю. Католический прозелитизм на территориях Константинопольского Патриархата во второй половине XIX века (на примере греко-болгарских церковных противоречий)

Автор статьи анализирует церковные конфликты второй половины 19 века между греками и болгарами. На основе источников Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки и Архива Внешней Политики Российской Империи вырисовывается весьма печальная картина разъединения двух враждебных друг другу православных общин (греческой и болгарской) Константинопольского Патриархата. Церковная распря, закончившаяся схизмой 1872 года, дала благодатную почву для католического прозелитизма.