Рева Б.В. Календарная обрядность Ополья в научных работах историков, этнографов и фольклористов ХІХ-ХХІ вв. (историография проблемы)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 392:398.3 (477.86)

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ОПОЛЬЯ

В НАУЧНЫХ РАБОТАХ ИСТОРИКОВ, ЭТНОГРАФОВ И ФОЛЬКЛОРИСТОВ ХІХ-ХХІ ВВ.

(ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ)

Рева Б.В.

В статье представлен анализ историографической проблемы календарной обрядности украинцев Ополья середины XIX – начала XXI вв. Охарактеризованы работы украинских и зарубежных ученых XIX-XXI вв. Первые труды по календарной обрядности были написаны деятелями «Русской троицы» и Этнографической комиссии Научного общества имени Т.Г. Шевченко.

Ключевые слова: календарная обрядность, Ополье, обычаи, обряды, Этнографическая комиссия НТШ, этнографы, фольклористы.

 

CALENDAR RITUALISM OF THE OPILLIA REGION 

IN THE SCIENTIFIC WORKS OF HISTORIANS, ETHNOGRAPHERS

 AND SPECIALISTS IN FOLKLORE BETWEEN THE 19TH AND 21ST CENTURIES

(HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM)

Reva B.V.

The article analyses the historiographical problem of calendar ritualism of the Ukrainians in Opillia between the middle of the 19th and early 21st centuries. The author characterizes works of Ukrainian and foreign scientists between the 19th and 21st centuries. The first works in calendar ritualism were written by the representatives of the “Russian Trinity” and the Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society.

Keywords: ritual calendar, Opillіa, traditions, rituals, Ethnographic committee of the Shevchenko Scientific Society, ethnographers, ethnologists, specialists in folklore.

 

На сегодня Ополье (укр. Опілля – западная часть Подольской возвышенности в пределах Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины) остается одним из наименее изученных историко-этнографических районов Украины. Ополье представляет собой этногеографический регион, который полностью или частично охватывает Бродовский, Буский, Жидачевский, Золочевский, Каменка-Бугский, Николаевский, Перемышлянский, Пустомытовский районы Львовской области; Галицкий, Рогатинский районы Ивано-Франковской области; Бережанский, Бучацкий, Зборовский, Козовский, Монастырский и Красноармейский районы Тернопольской области. 

Научные исследования  календарной обрядности населения Ополья на украинском уровне представлены лишь частично. Первые научные работы в изучении календарной обрядности украинцев начали появляться с начала XIX века, но основная часть исследований этого вопроса пришлась на вторую половину XIX – начало ХХ вв.

Для исследования традиций Ополья большое значение имеют этнографические работы одного из активных деятелей т.н. «Русской Троицы» –  Я. Головацкого, который в своих исследованиях сообщил о первых упоминаниях, названии и существования Ополья: «Опольем называется у народа вост. часть Галичины Тернополь, Чортк. и Бережан» [8, с. 330].

Богатый фактологический материал народных обычаев и обрядов украинцев можно почерпнуть у украинских историков и этнографов XIX века, к которым можно отнести П. Чубинского [32] и В. Гнатюка [6; 7].

Большое количество этнографического материала издавалось в журнале «Киевская старина» в 80-х годах XIX века. В печати выходили материалы по календарной обрядности Х. Ящуржинского [33], Н. Сумцова [31], В. Боцяновського [2, с. 83].

В конце XIX века этнографические исследования календарной обрядности населения Галичины достигли своего апогея.

Здесь стоит отдельно отметить этнографическую деятельность этнографа И. Кузива, который в своей публикации «Життя-буття, звичаї і обичаї гірського народу» рассказывает о верованиях и предрассудках населения, в частности о праздновании Щедрого вечера и Купала [17]. В 90-х годах XIX века свои наработки в изучении песенного фольклора украинцев в книге «Огляд українсько-руської народної поезії» [16] описал Филарет Колесси.  А известный украинский ученый Владимир Кубиёвич опубликовал краткое описание «Оріlіа Uрlаnd (Opillja)», в котором обозначил Ополье как западную часть Подолья [11, с. 1857-1858].

Выдающийся польский этнолог начала ХХ века Адам Фишер в своей работе «Русини. Нарис етнографії Русі» («Rusini. Zarys etnografji Rusi») отмечал, что в Бобрецком, Львовском, Рогатинском, Перемышлянском уездах и в соседней части Подолья вдоль реки Серет проживают ополяне («powiaty bobreski, lwowski, rohatynski, przemyślański i sąsiednia część Podola po Seret zamieszkują Opolanie») [34, с. 9]. 

Важное место в польской историографии занимает работа известного исследователя Оскара Кольберга. В его обширном сборнике «Народ, його звичаї, спосіб життя, мова та ін.» («Lud, jego zwyczaje, sposób życia, mowa i td.») восемь томов посвящено этнографическому описанию территории Западной Украины. А в монографии «Русь Червона» («Ruś Czerwona») ученый составил описание многих населенных пунктов Галичины [35, с. 24].

В начале ХХ века качественно новым этапом в истории этнографической науки стала деятельность этнографической комиссии Научного общества им. Т. Шевченко. Важную этнографическую базу исследований календарной обрядности Восточной Галичины и, в частности, Ополья составили члены созданной при Обществе в 1898 году Этнографической комиссии. Именно они осуществили масштабные экспедиции в Галичине, результатами которых стало издание ряда научных материалов, в том числе и ценные сведения по этнографии Ополья.

В 1928 году увидела свет научная работа К. Сосенко «Культурно-історична постать староукраїнських свят Різдва і Щедрого Вечора» [30], посвященная историческому и этнографическому аспекту праздника Рождества Христова. К. Сосенко сделал сравнительный анализ материалов мифологических и религиозных верований славянских и восточных народов. Дав максимальную характеристику семантическим символам и атрибутам празднования староукраинского Святого вечера и Рождества, К. Сосенко руководствуясь культурно-историческим методом, впервые поставил вопрос о староиранских влияниях на украинскую духовную культуру. Исследователь доказывал и выделял схожую месячную символику в зимних праздниках. Особенно в праздновании Святого вечера. В своей работе К. Сосенко поставил себе цель разобраться с вопросом о корнях староукраинских праздников новогодне-рождественского календарного цикла. Он рассмотрел предрождественский календарный период, характеризирующий различные мистические и символические космогонические явления огня, воды и земли. В своей работе автор объясняет значение и структуру символико-ритуальных рождественских обрядов, начиная со Святого вечера и заканчивая колядками.

Особого внимания заслуживает труд львовского этнолога Ю. Гошка в монографии «Населення Українських Карпат ХV – XVIII ст. Заселення. Міграції. Побут», в которой автор привел интересные свидетельства о календарной обрядности населения Карпатского региона, в том числе ополян [10].

Важный теоретический и практический материал календарных обрядов весенне-летнего периода в восточнославянских народов XIX-ХХ вв. дает советская исследовательница В.К. Соколова в своем труде «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев XIX – начало ХХ вв.» [29]. Она посвятила свой труд летней обрядности, в частности, символическому свойству воды и огня. Например, описала традицию купаний на праздник Ивана Купала, указав на очистительный характер омовений [29, с. 96]. В.К. Соколова показала первооснову земледельческих обрядов и их связь с народным календарем, выделяя игровые особенности некоторых обычаев и обрядов.

Этнографические исследования Комиссии Общества Шевченко продолжились в работах украинских эмигрантов. Их научные исследования публиковались в десятитомной «Энциклопедии украиноведения», которая в течение 1955-1984 годов издавалась на средства украинской диаспоры. 

Важное значение для всестороннего раскрытия исследуемой тематики имеют работы ученых украинской диаспоры –  А. Воропая [5], С. Килимника [13; 14], Ю. Катрия [12] и др. 

Здесь особо следует выделить исследователя украинской обрядной тематики С. Климкина. В своих работах автор говорит о дохристианских элементах в обычно-обрядовой культуре украинцев [13]. Говоря об исследованиях С. Климкина, следует отметить их оригинальность и актуальность. Так С. Килимник одним из первых украинских этнографов исследовал вопрос происхождения календарной обрядности и, пришел к выводу, что она имеет дохристианскую основу. С. Килимник впервые предложил полную классификацию колядок по следующей структуре: детские, взрослые, хозяев, девичьи.

Не менее ценный материал заслуживает двухтомное исследование А. Воропая «Звичаї нашого народу. Етнографічний нарис» [5]. Автор представляет общее научное описание и анализ украинских календарных обрядов. А. Воропай подробно исследует предрождественский обрядовый период. А сам рождественский период он описывает, начиная со Святого вечера.

Одним из энергичных собирателей устной словесности Галичины, в том числе Ополья, был Осип Роздольский (1871-1945). Уже с начального этапа научной деятельности его интересовали фольклорные материалы. Так в 1894 году он опубликовал несколько народных песней, которые записал в селе Гаях Львовского уезда (ныне Пустомытовский район) [28, с. 587]. В начале ХХ века О. Роздольский одним из первых использовал фонограф для изучения песенной культуры Восточной Галичины. Он обследовал территории современных Пустомытовского района Львовской области, Бережанского района Тернопольской области, Рогатинского района Ивано-Франковской области. Собранный в селах региона в течение 1900-1902 годов материал лег в основу сборника «Галицко-русские народные мелодии» [28, с. 588].

Стоит отметить украинскую исследовательницу И. Волицкую и ее труд «Театральні елементи в традиційній обрядовості українців Карпат кінця ХІХ – початку ХХ ст.» [4], в котором глубоко раскрыто содержание рождественско-новогодней обрядности населения украинских Карпат.

В ряде обобщающих историко-этнографических работ охарактеризованы отдельные элементы духовной культуры края. Среди них  труды Л. Артюха [1] и Т. Гюнтера [9]. Эти авторы в своих исследованиях описали основные особенности традиционной украинской праздничной кухни (в частности, кутьи и других рождественских блюд).

Немалый вклад в исследовании этнокультурных традиций Ополья внесли современные ученые. Здесь следует сказать об этнографических сборниках  «Народна творчість та етнографія» и «Народознавчі Зошити». В них молодые ученые исследовали особенности календарных обычаев и обрядов ополян. В частности, среди авторов сборника «Народознавчі Зошити», следует назвать таких как Г. Коваль [15], Г. Виноградская [3], А. Серебрякова [25], Г. Сокол [28] .

В новейший период на территории Ополья активизировались этнографические исследования. Записи обрядовых песен, в частности, гаивок (укр. – гаївки, обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны), проводил в 1992-1995 годах тернопольский ученый А. Смоляк [26]. 

Песни летнего цикла календарно-обрядовой поэзии в современных записях почти не зафиксированы. Известно, что на Троицу в XIX веке в селе Поручин происходил т.н. обходной обряд – «Вильха», который описал Б. Лепкий [21]. И. Остапик в своей статье «Опілля: contra i pro крізь призму колядно-щедрівочної традиції» дал обстоятельную характеристику сведений об Ополье как историко-этнографическом регионе. Автор максимально раскрывает образ огня в колядно-щедривочной традиции [22, с. 124]. 

Б. Кузминская в статье «Демонологічні персонажі Опілля» попыталась проследить демонологические представления населения Ополья. Особый акцент она сделала на выявлении характерных особенностей различных демонологических персонажей и их названиях. Наиболее распространенными на Ополье, по словам Б. Кузминской, является образ волшебниц. Автором впервые зафиксирован ранее не описанный в научной литературе образ богини и новое название демонологической фигуры домового – «беге» или «безе» [18, с. 150]. При этом, главные характеристики самого домового не выпадают из общепринятой в Украине системы понятий и образов [18, с. 162]. В другой статье Б. Кузминской «Традиційні уявлення опілян про вроки та урекливих» рассмотрены традиционные представления ополян о так называемом «сглазе». Указывается особая роль в распространении «сглаза» отдельными людьми, которые в силу определенных природных свойств могут «сглазить». Приведены народные способы противодействию «сглазу», т.н. «сброс сглаза» с помощью огня, воды и вербальных магических формул [19, с. 253]. 

В статье А. Смоляка под названием «Мобільні елементи в традиційних народних колядках і щедрівках Східного Опілля» проанализирована изменчивость колядко-щедрикових словесных текстов колядок, изучены ритмические формы стиха на синхронном уровне. Автор акцентировал свое внимание на употреблении колядок в репертуаре современных народных исполнителей [27, с. 125]. 

Стоит отметить этнологические исследования киевского этнолога А. Курочкина. В работе «Новорічні свята українців. Традиції і сучасність» ученый проанализировал некоторые формы зимней обрядности украинцев, не выделяя отдельные территориальные этнографические группы. Автор подробно рассмотрел празднично-ритуальную атрибутику Святого вечера [20].

Весомый вклад в изучение календарной обрядности внес Б. Рыбаков в работе «Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др.» [23] и особенно в труде «Язычество древних славян» [24], где представил фундаментальную характеристику языческих представлений. Автор пришел к выводу, что время весенне-летних языческих русалий приходилось на вторую половину июня и завершалось праздником Ивана Купала.

Анализ научных исследований, посвященных календарной обрядности украинцев Ополья с середины XIX – начала XXI веков  позволил выделить основные этапы изучения вопроса. Первый этап –  40-90-е годы XIX века. В этот период исследования обрядности носили в основном описательный характер. Второй этап – начало ХХ века – 20-е годы ХХ века, когда происходит процесс углубления научного изучения фольклора и сбора этнографических материалов. Третий этап – 70-е года ХХ – начало XXI века, который характеризуется общим ростом научного уровня этнографических исследований. Перечисленные этапы позволяют проследить эволюцию научного изучения обычаев и обрядов календарного цикла ополян и сформировать основные направления исследований вопроса в будущем.

 

Список литературы:

1. Артюх Л. Гостина в українців в контексті комунікації / Л. Артюх // Народна творчість та етнографія. – 2010. – № 3. – С. 64-71. 

2. Боцяновский В. Веснянки, петривки и купальные песни / В. Боцяновский // Живая старина. Ред. В.И. Ламанского. – 1894. – Вып. І. – С. 83-89.

3. Виноградська Г. Обжинковий вінок у контексті традиційної жниварської обрядовості українців на сучасному етапі: ґенеза символу / Г. Виноградська // Народознавчі зошити. – 2001. – №3. – С. .499-502.

4. Волицька В.І. Театральні елементи в традиційній обрядовості українців Карпат кінця XIX – початку XX століття / В.І. Волицька. – К., Наукова думка, 1992. – 140 с.

5. Воропай О. Звичаї нашого народу. Етнографічний нарис: у 2 т. / О. Воропай. – К. : Оберіг, 1991. – Т. І. – 456 с.

6. Гнатюк В. Гаївки / В. Гнатюк // Матеріали до українсько-руської етнології. – 1909. – Т. 12. – С. 35-58.

7. Гнатюк В. Колядки і щедрівки / В. Гнатюк // Етнографічний збірник. – Т. 1-2 . – Львів, 1914. – Т. 35. – 270 с. 

8. Головацкий Я. Географический словарь западнославянских и юго-славянских земель и прилежащих стран / Я. Головацкий. – Вильна, 1884. – С. 330.

9. Гонтар Т. Народне харчування українських Карпат / Т. Гонтар. – К.: Наукова думка, 1979. – 138 с.

10. Гошко Ю. Населення Українських Карпат ХV – XVIII ст. Заселення. Міграції. Побут / Ю. Гошко. – К. : Наукова думка, 1976. – 205 с.

11. Енциклопедія українознавства / Під ред. В. Кубійович. – Львів, 1996. – Т.5. – С. 1857―1858.

12. Катрій Ю. Пізнай свій обряд! / Ю. Катрій. – Нью-Йорк–Рим: Видаництво оо. Василіян, 1982. – 493 с.

13. Килимник С. Український рік в народних звичаях в історичному освітленні: в 6 т. / С. Килимник. – Вінніпег–Торонто, 1963. – Т. V (Осінній цикл). – 288 с.

14. Килимник С. Український рік у народних звичаях в історичному освітленні: у 3 кн., 6 т. / С. Килимник. – К. : АТ «Обереги», 1994. – Кн. 1. Т. 1 (Зимовий цикл); Т. 2 (Весняний цикл). – 400 с. 

15. Коваль Г. Колядки та щедрівки з Опілля / Г. Коваль // Народознавчі зошити. – 2006. – № 5-6. – С. 592.

16. Колесса Ф. Огляд українсько-руської народної поезії / Ф. Колесса. – Львів, 1905. – 87 с.

17. Кузів І. Житє-бутє, звичаї і обичаї українського народу / І. Кузів // Зоря. – 1889. – Т. 15/21. – С. 263-265.

18. Кузьмінська Б. Демонологічні персонажі Опілля / Б. Кузьмінська // Львівський національний університет ім. І. Франка. Наукові зошити історичний факультет. – Львів, 2005. – Вип. 7. – С. 150-162.

19. Кузьмінська Б. Традиційні уявлення опілян про вроки та урекливих / Б. Кузьмінська // Вісник Львівського національного університету ім. І. Франка. Серія історія. – Львів, 2012. – Вип. 47. – С. 253-261.

20. Курочкін О.В. Новорічні свята українців. Традиції і сучасність / О. Курочкін. – К.: Наукова думка, 1978. – 192 с.

21. Лепкий Б. Казка мого життя // Лепкий Б. Твори в 2-х т. Т.2 –К.: Дніпро, 1991. – С. 317-610.

22. Остапик І. Опілля: contra i pro крізь призму колядно-щедрівочної традиції / І. Остапик // Дзвін. – 2005. – С. 118-126.

23. Рыбаков Б. Народный календарь: Народные приметы, пословицы, поговорки и др. / Б. Рыбаков. – Свердловск, 1990. – 268 с.

24. Рыбаков Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 607 с.

25. Серебрякова О. Ритуальне використання воску в дівочих матримоніальних ворожіннях: українські звичаї та їхні європейські паралелі / О. Серебрякова // Народознавчі зошити. – 2006. – № 5-6. – С. 651-657.

26. Смоляк О. Весняна обрядовість Західного Поділля в контексті української культури. Монографія. Ч. ІІ (нотний додаток) / О. Смоляк. – Тернопіль: Астон, 2001. – 392 с.

27. Смоляк О.С. Мобільні елементи в традиційних народних колядках і щедрівках Східного Опілля / О.С. Смоляк // Наукові записки. Серія: Мистецтвознавство. – 2011. – № 2. – С. 125-130.

28. Сокіл Г. Опілля у дослідженнях галицьких фольклористів кін. XIX - поч. XX ст. / Г. Сокіл // Народознавчі зошити. – 2006. – № 5-6. – С. 587.

29. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов ХІХ – начала ХХ в. / В.К. Соколова. – М.: Наука, 1979. – 287 с.

30. Сосенко К. Культурно-історична постать староукраїнських свят Різдва і Щедрого Вечора / К. Сосенко. – К. : СІНТО, 1994. – 344 с.

31. Сумцов Н.О. Писанки / Н.О. Сумцов // Киевская старина. – 1891. – Т. 33. – С. 185-203.

32. Чубинский П. Календарь народных обычаев и обрядов / П. Чубинский. – К., – 286 с.

33. Ящуржинский Х. Культ хлеба в малорусских колядках / Х. Ящуржинский // Киевская старина. – 1893. – Т. XLIII, декабрь. – С. 85-102.

34. Fischer A. Rusini. Zarys etnografii Rusi / А. Fischer. Lwów – Warszawa – Kraków, 1928.

35. Kolberg O. Ruś Czerwona. Część ІІ. Zeszyt 2. / О. Kolberg // Dzieła wszystkie. T. 57/2. Wrocław – Poznań: PTL. L/W, 1979.

 

Сведения об авторе:

Рева Богдан Васильевич – аспирант кафедры этнологии и археологии Института истории, политологии и международных отношений Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника (Ивано-Франковск, Украина).

Data about the author:

Reva Bohdan Vasilievich – graduate student of Ethnology and Archaeology Department, Institute of History, Political Science and International Relations, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University (Ivano-Frankivsk, Ukraine).