Аллабердиева Л.А. История Хорезма в научных трудах Бируни

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 930.24(093):94(575.4)

ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА

В НАУЧНЫХ ТРУДАХ БИРУНИ

Аллабердиева Л.А.

Абу Рейхан Бируни – великий хорезмийский ученый XI века. Он по праву признан историками триумфатором науки средневекового Востока. Труды Бируни, многие из которых и по своему содержанию, и по методике опередили его эпоху, отличает острый критицизм, надежность выводов, основанных на тщательно проверенных фактах, смелость теоретической мысли и феноменальная эрудиция их автора. Бируни – признанный в мировом востоковедении ученый, внесший огромный вклад в изучение истории народов Центральной Азии. В статье представлена оценка вклада Бируни в изучение истории Хорезма.

Ключевые слова: Бируни, Хорезм, Афригиды, Африг, хорезмшахи, хронология, история.

 

THE HISTORY OF KHWARAZM

IN BIRUNI’S SCIENTIFIC WORKS

Allaberdiyeva L.A.

Abu Rayhan Biruni was a great Khwarazm scholar of the 11th century. He is rightfully recognized by historians as the triumphant scientist of the medieval East. Biruni’s works, many of which were ahead of his era both in their content and methodology, are distinguished by sharp criticism, reliability of conclusions based on carefully verified facts, boldness of theoretical thought and phenomenal erudition of their author. Biruni is a scientist recognized in the world of Oriental studies, who has made a huge contribution to the study of the Central Asia peoples’ history. The article presents an assessment of Biruni’s contribution the Khwarazm history study.

Keywords: Biruni, Khwarazm, Afrighids, Afrig, Khorezmians, chronology, history.

 

Абу Рейхан Бируни (973-1048) – великий хорезмийский ученый XI века. Он по праву признан историками мира триумфатором науки средневекового Востока. Труды Бируни, многие из которых и по своему содержанию, и по методике опередили его эпоху, отличает острый критицизм, надежность выводов, основанных на тщательно проверенных фактах, смелость теоретической мысли и феноменальная эрудиция их автора. Гениальность трудов, созданных этим выдающимся энциклопедистом, имеет огромное значение для современной цивилизации и не случайно историки естествознания во всем мире иногда называют XI век «веком Бируни».

Бируни – признанный в мировой востоковедческой науке ученый, внесший огромный вклад в изучение истории народов Средней Азии. Роль Бируни значима и в освещении истории древнего Хорезма, который является одним из ранних очагов цивилизации в Средней Азии. Древняя историко-географическая территория под названием Хорезм относилась к современному Дашогузскому велаяту и северу Лебапского велаята Туркменистана, Каракалпакской Автономной Республике и Хорезмскому велаяту Узбекистана. Эта страна, расположенная в низовьях реки Амударьи и окруженная пустынями Гызылкум и Каракумы, территориально делится на Правобережный и Левобережный Хорезм.

Будучи уроженцем Хорезма, Бируни оставил ценные свидетельства по истории и хронологии своей страны, которые содержатся в его трудах: «Памятники минувших поколений» («Хронология») (1000 г.), «Определения границ местностей для уточнения расстояний между пространствами» («Геодезия») (990-1025 гг.), «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)» (1041-1048 гг.), а также труд, который ученый сочинил в конце жизни «Книга фармакогнозии в медицине» («Фармакогнозия»).

К сожалению, все научные труды Бируни по гуманитарным наукам до нас не дошли. Мы знаем только их названия. Мемуаристы пишут, что перу Бируни принадлежал также труд, носивший название «Китаб ал-мусамара фи ахбар Хваризм» («Беседа относительно известий о Хорезме»), сокращенно «История Хорезма». Эта книга не дошла до наших дней, но под названием «Машахир Хваризм» (Знаменитые люди Хорезма) частично сохранилась в пересказе современника Бируни, историка газневидского двора Абу-л-Фазла Бейхаки и автора труда «История Масуда».

Самым ранним среди крупных произведений Бируни и одним из самых популярных в европейской науке является его «Хронология», точнее «ал-Aсаp ал-бакийа сан ал-курун ал-халийа» («Следы, оставшиеся от прошедших поколений»). Труд составлен в возрасте приблизительно 27 лет в Джурджане (Гургане) и стал доступен ученым с конца 70-х годов XIX века благодаря трудам немецкого востоковеда Карла Эдуарда Захау. Именно Захау первый в мире издал арабский текст этого труда. Стараясь приблизить заглавие книги к ее содержанию, ученый назвал ее «Хронология восточных народов». С тех пор в научной литературе данный труд Бируни именуется «Хронологией».

Эта книга по определению И.Ю. Крачковского представляет собой «свод технической или гражданской хронологии, дающий полное описание всех эр и праздников известных ал-Бируни народов и религий: греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, харранцев, коптов, христиан, евреев, доисламских арабов, мусульман» [8, с. 252].

Тематическая многогранность «Хронологии» при глубоком и широком охвате материала, восходящего к многочисленным письменным и устным источникам разных народов, не позволяет отнести ее к какой-нибудь одной конкретной отрасли знания, так же как делает невозможным кратко пересказать ее содержание. Эта книга может быть названа сводом всеобщей сравнительной хронологии народов Ближнего Востока и Средней Азии. Но с таким же правом ее можно назвать и оригинальным сравнительно-этнографическим или историко-культурным очерком, в котором особое внимание уделено религиям различных народов, их обычаям, праздникам и преданиям. Астроному эта книга может быть интересна как аналитическая история календаря на Ближнем Востоке, трактующая проблемы летосчисления, присущие различным регионам или религиозным системам, с глубоким проникновением в теорию астрономии [5, с. 95].

Огромное значение имеют сведения Бируни по древней истории Хорезма, которые приводятся в «Хронологии». Ученый очень хорошо знал древнюю историю своей родины. Весьма интересно упоминание Бируни о начале летосчисления в Хорезме. Он устанавливает две древнейшие хорезмийские эры – «эру начала заселения страны», относимую «за 980 лет до Александра» (т.е. до селевкидской эры), – 1292 г. до н.э. и «эру прихода в Хорезм Сиявуша, сына Кей Кавуса, воцарения там Кей Хосрова и эго потомков» – на 92 года позже первой эры, т.е. 1200 г. до н.э. [1, с. 47].

В своих исследованиях Бируни много страниц посвящает легенде, связанной с Сиявушем. Как мы видим Бируни, связывает судьбу Сиявуша с древним Хорезмом. Эра Сиявуша в концепции Бируни является эрой начала хорезмийской государственности. Хорезмийская легенда Бируни приводит, Сиявуша с юга. Находки С.П. Толстова доказывают, что «эра колонизации» (1292 г. до. н.э.) и «эра Сиявуша» (1200 г. до. н.э.) по Бируни, отражают историю двух волн заселения Хорезма – северной, вдоль восточного берега Арала из области стыка срубной и западно-андроновской культур, и южной – из Южного Туркменистана и Северо-Восточного Ирана, по Узбою, Мургабу и Амударье. Носители этих культур столкнулись в Хорезме с древними носителями кельтеминарской энеолитической культуры, охотниками и рыболовами, известными в позднейшей традиции под именем «тюрков Афрасиаба» [9, с. 68].

В «Хронологии» Бируни обращался также к титулам и прозвищам царей и удельных правителей Хорезма, Мавераннахра и Хорасана. Бируни установил, что в прошлом цари Серахса носили титул – Задуйе, Несы и Абиверда – Бахмана, Мерва – Махуйе, Дехистана – Сул [1, с. 111-112]. С домусульманского периода вплоть до новейшего времени государи и наместники Хорезма носили титул «хорезмшаха». Это, пожалуй, единственный случай в Средней Азии, когда титул сохранял свое значение столь долгое время [3, с. 535]. Древним и средневековым Хорезмом правили четыре династии хорезмшахов: Афригиды (305-995 гг.); Мамуниды (995-1017 гг.); Алтунташы (1017-1034 гг.); Ануштегиниды (1077-1231 гг.) [4, с. 152-153].

Единственным источником о происхождении и порядке правления домусульманских хорезмшахов является «Хронология» Бируни. Родоначальником хорезмийской династии Бируни называет легендарного Кей Хосрова, сына Сиявуша. По Бируни младшая ветвь хорезмийских Сиявушидов, начало которой положено было одним из потомков Кей Хосрова Афригом, правила в Хорезме до 995 г. В «Хронологии» Бируни перечисляет 22 царя династии Афригидов от 304 до 995 гг., сообщая сведения о времени правления некоторых из них. Согласно Бируни у афригидов власть переходила строго от отца к сыну. Вот эта родословная: 1) Африг; 2) Багра; 3) Саххасак; 4) Аскаджамук I; 5) Аскаджавар I; 6) Сахр I; 7) Шауш; 8) Хамгари; 9) Бузгар; 10) Арсамух, который правил во времена пророка Мухаммеда, т.е. около 632 г. н.э.; 11) Сахр II; 12) Сабри; 13) Азкаджавар II; 14) Аскаджамук II, при котором произошло вторичное завоевание Хорезма Кутейбой ибн Муслимом, т.е. 712 г. н.э., после которого завоеватель утвердил Аскаджамука II царем; 15) Шаушафар; 16) Турксабаса; 17) Абдаллах; 18) Мансур; 19) Ирак; 20) Мухаммед; 21) Ахмед; 22) мученик Абу Абдаллах Мухаммед, погибший от руки своего могущественного соперника, эмира Гурганджа – Абу Али Мамун ибн Мухаммадa в 995 г. н. э. [1, с. 48]

Про дворец царя Африга, который ввел на рубеже IV в. н.э. новое летосчисление, Бируни сообщает следующее: «Африг построил себе дворец над аль-Фиром в 616 году по эре Александра... Аль-Фир – крепость на краю города Хорезма, построенная из глины и сырцового кирпича в виде трех укреплений, одно внутри другого. Они следовали друг за другом в отношении высоты, а выше всех были дворцы царей... Аль-Фир был виден на расстоянии десяти миль и больше. Его разбила и разрушила река Джейхун и каждый год она уносила эту крепость по кускам, так что в тысяча триста пятом году эры Александра от нее ничего не осталось» [1, с. 48]. Дворец аль-Фир (в арабских источниках (Табари) упоминается как Филь) был расположен в древней столице Хорезма городе Кят. По словам Бируни, последние следы Фира исчезли 994 г. н.э.

Изучение тамг монет хорезмийских правителей I-VIII вв. н.э. подтверждает правильность свидетельств Бируни о непрерывной преемственности власти в Хорезме на протяжении этого периода и позднее, до конца X в. в руках одной династии Сиявушидов-Афригидов. На монетах чеканились имена ряда царей из списка Бируни, в том числе Африга, Шаушафара, Турксабаса, Арсамуха, Азкаджавара, Хамгири [9, с. 173]. Из этих государей Шаушафар, отец которого был современником завоевателя Хорезма – Кутейбы ибн Муслима (712 г.), считается идентичным упоминаемому китайцами правителю Шао-ши-фыню [3, с. 535]. Этот царь согласно Тан-шу в 751 г. прислал посольство с дарами к китайскому двору [7, с. 316].

«Хронология» Бируни также содержит ценные сведения о династии хорезмшахов-Иракидов, который с IX века правили правобережным Хорезмом. Столицей Хорезма в то время был древний город Кят (Кас). Согласно списку Бируни Ирак ибн Мансур был основателем династии Иракидов и девятнадцатым хорезмшахом. В «Хронологии» упоминается о календарной реформе хорезмшаха Абу Саида Ахмада ибн Мухаммада ибн Ирака, проведенной им в 1270 г. по эре Александра, т.е. в 959 г. н.э. Календарь был реформирован дворцовыми астрономами аль-Хараджи и аль-Хамдаки. Бируни подчеркивает, что это событие имеет большое значение для Хорезма: «В соответствии с этим установили время земледельческих работ, как, например, сбора винограда для выделки изюма... или сбора его для подвешивания... а также время сбора груш... Таким же образом установили все сроки посева, искусственного опыления, посадки деревьев, прививки и прочего... Если бы этот акт хорезмшаха был объявлен началом эры, мы обязательно присоединили бы ее к эрам, упомянутым выше» [1, с. 262-263].

Жизненный путь в молодости великого ученого был неразрывно связан с семьей Иракидов. Во времена детства и юности Бируни Кятом правил последний представитель династии Иракидов хорезмшах Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Ирак. Сын его дяди, Али ибн Ирака, Абу Наср Мансур ибн Али ибн Ирак, был первым учителем и воспитателем Бируни, о чем он пишет в своем стихотворении:

Семья Ираков вскормила меня своим молоком,

а их Мансур взялся вырастить меня... [5, с. 28].

В трудах Бируни также упоминается трагический конец последнего Иракида – Абу Абдуллаха Мухаммада. В 995 г. эмир левобережного Хорезма Гурганджа Абу Али Мамун ибн Мухаммад занял в Кят. Хорезмшах после недолгого боя был пленен, уведен в Гургандж и там казнен. Ликвидировав династию Афригидов-Иракидов, Абу Али Мамун ибн Мухаммад принял традиционный титул хорезмшаха [4, с. 154]. Абу Али Мамун ибн Мухаммад был основателем второй династии хорезмшахов – Мамунидов, которая правила с 995 по 1017 г н.э.

Гибель последнего Иракида, истребление его рода и ближайшего окружения, в которое успел войти юный Бируни, воспитанный в семье двоюродного брата этого хорезмшаха, и явились теми событиями, о которых Бируни говорил в своей «Геодезии»: «… И случились распри меж знатных людей Хорезма, что заставило меня остановить эти работы и прибегнуть к укрытию, а затем искать другое убежище и удалиться из родины на чужбину» [2, с. 138].

Материальная культура Хорезма нашла четкое отражение во многих трудах Бируни, который в своих исследованиях описал состояние земледелия и орошения, развитие ремесла и торговли, а также другие аспекты материальной культуры. В эпоху Бируни земледелие и орошение являлись ведущим типом хозяйства хорезмийских земледельцев. Бируни обращался к этой тематике при описании хорезмийского календаря. В «Хронологии» Бируни сообщает названия месяцев религиозного и гражданского календарей в древнем Хорезме. У древних хорезмийцев было 12 месяцев в году. Вот названия их названия: 1) Наусарчи, 2) Ардвст, 3) Хрвдад, 4) Джнри, 5) Хмдад, 6) Ахшриври, 7) Авмри, 8) Янахн, 9) Арв, 10) Римжд, 11) Арсмн, 12) Испендермаджи [1, с. 62]. В древнехорезмийском календаре в каждом месяце было тридцать дней, каждый день месяца имел свое название: 1) Римжд, 2) Азмин, 3) Ардвшт, 4) Ахшриври, 5) Исбендермаджи, 6) Хрвдаз, 7) Хмдаз, 8) Дзв, 9) Арв, 10) Янахн, 11) Ахир, 12) Мах, 13) Чири, 14) Гвшт, 15) Дзв, 16) Миг, 17) Асрвш, 18) Ршн, 19) Рвджи, 20) Аригн, 21) Рам, 22) Вас, 23) Дзв, 24) Диии, 25) Арджвхи, 26) Аштаз, 27) Асман, 28) Рас, 29) Мрсбнд, 30) Авнрг [1, с. 62]. Лингвист-иранист В.А. Лившиц дал самую высокую оценку сведетельствам Бируни о хорезмийском календаре, опираясь на археологические данные: «Токкалинские надписи... показывают..., насколько точно и полно знал Бируни календарь Хорезма – ряд форм в "Хронологии", считавшихся до сих пор сомнительными, получают теперь полное подтверждение» [6, с. 10, 11].

«Бируни, по-видимому, единственный, кто сохранил для нас сведения о календарях и празднествах хорезмийцев и согдийцев и первым объявил о существовании самостоятельных астрономических традиций у этих народов» [5, с. 108]. В частности, Бируни отмечает, что хорезмийцы знали «стоянки» Луны, и в этой связи пишет: «Одним из ясных доказательств этого является то, что звездочет на языке хорезмийцев называется "ахтарвеник", что означает "смотрящий на стоянки Луны", ибо "ахтар" значит "стоянка Луны". Они именовали эти созвездия особыми названиями на своем языке. Они лучше знали эти сосвездия, чем арабы» [1, с. 259]. Далее Бируни убедительно доказывает это на примере созвездий Близнецов, Льва и некоторых других.

Все сказанное – это лишь частица огромного вклада Бируни в изучение истории и хронологии Хорезма. Научное наследие Бируни, включающее свыше 150 произведений, вошло неоценимым вкладом в сокровищницу мировой науки. Богатейшее и всестороннее научное наследие Абу Рейхана Бируни позволяет признать его одним из самых выдающихся ученых всех времен.

 

Список литературы:

1. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. I. [Памятники минувших поколений] / Перевод и примечания М.А. Салье. Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1957. 486 с.

2. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. III. Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами («Геодезия») / Исследование, перевод и примечания П.Г. Булгакова, Ташкент, Изд-во «Фан» УзССР, 1966. 361 с.

3. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 1020 с.

4. Босворт К.Э. Мусульманские династии: справочник по хронологии и генеалогии / Пер. с англ. и примеч. П.А. Грязневича; отв. ред. И.П. Петрушевский. М.: Наука, 1971. 324 с.

5. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. АН УзССР, Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни. Ташкент: Изд-во «Фан» УзССР, 1972. 428 с.

6. Гудкова А.В., Лившиц В.А. Новые хорезмийские надписи из некрополя Ток-калы и проблема «хорезмийской эры» // Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР. 1967. № 1 (27). С. 3-19.

7. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 333 с.

8. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. IV. Арабская географическая литература. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 919 с.

9. Толстов С.П. Древний Хорезм: Опыт ист.-археол. исследования М.: 16-я тип. треста «Полиграфкнига», 1948. 352 с., 93 л.

 

Сведения об авторе:

Аллабердиева Ляле Агагельдиевна – старший преподаватель кафедры истории и обществоведения Марыйского педагогического училища имени Хыдыра Дерьяева (Мары, Туркменистан); соискатель кафедры истории Туркменистана и методики ее преподавания Туркменского государственного педагогического института имени Сейитназара Сейди (Туркменабад, Туркменистан).

Data about the author:

Allaberdieva Lale Agageldievna – Senior Lecturer of Department of History and Social Studies, Mary Pedagogical College named after Khydyr Deryaev (Mary, Turkmenistan); graduate student of Turkmenistan History and its Methodology of Teaching Department, Seyitnazar Seydi Turkmen State Pedagogical Institute (Turkmenabat, Turkmenistan).

E-mail: allaberdyyeva85@mail.ru.