Селезнева В.А., Сивкина Н.Ю. Изображения Хатшепсут и реконструкция её реального образа

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94(32)

ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАТШЕПСУТ

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЕЁ РЕАЛЬНОГО ОБРАЗА

Селезнева В.А., Сивкина Н.Ю.

Статья посвящена изучению образа женщины-фараона XVIII династии по имени Хатшепсут (1490-1468 до н.э.). Авторы рассматривают знаменитые изображения царицы в ее заупокойном храме в Дейр-эль-Бахри, выясняя, насколько точно сохранившиеся памятники могли соответствовать реальному облику Хатшепсут. Изображения царицы и связь с культами нескольких богов должны были подчеркнуть легитимность власти Хатшепсут.

Ключевые слова: Хатшепсут, древний Египет, женщина-фараон, заупокойный храм, XVIII династия.

 

RELIEFS AND SCULPTURES OF HATSHEPSUT

AND RECONSTRUCTION OF HER REAL APPEARANCE

Selezneva V.A., Sivkina N.Y.

The article studies the appearance of Hatshepsut (1490-1468 BC), the female pharaoh of the XVIIIth dynasty. The authors consider famous images of the Queen in her mortuary temple in Deir El-Bahri finding out how accurately the preserved monuments could correspond to the real appearance of Hatshepsut. Reliefs and sculptures of the Queen and her emphasized connection to the cults of several gods were meant to emphasize the legitimacy of Hatshepsut’s power.

Keywords: Hatshepsut, Ancient Egypt, female Pharaoh, mortuary temple, XVIIIth dynasty.

 

На сегодняшний день все более актуальными становятся гендерные исследования. Общество устанавливает определенные стандарты и правила для определения женской идентичности: начиная от одежды и заканчивая деятельностью, которой она может заниматься. Гендерные исследования – это изучение сопротивления нормам, которые порождают неравенство между мужчинами и женщинами. На Древнем Востоке роли мужчин и женщин были четче определены, чем в современном мире. Считалось, что женщина не может принимать участие в государственных делах. Но история знает случаи, когда женщина выполняла несвойственную ей работу не хуже мужчин. В истории Древнего Египта замечательно царствование фараона, успешно правившего страной на протяжении 20 лет, и бывшего не мужчиной, а женщиной – царицей XVIII династии по имени Хатшепсут.

Источники этого периода немногочисленны. Среди них встречается описание экспедиции Хатшепсут в страну Пунт, а также храмовый комплекс и разнообразные изображения женщины-фараона. Но какой видели Хатшепсут древние египтяне? И соответствует ли реальный образ Хатшепсут сохранившимся изображениям? Данные вопросы рассмотрены в нашей работе.

О великом правлении Хатшепсут напоминает заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой уникальный исторический источник, позволяющий изучить эпоху правления царицы [17, р. 136]. В храме хранятся рельефы, изображающие путешествие в страну Пунт, посвященные божественному рождению царицы, которые призваны доказать не только её величие, но подчеркнуть законные права на престол.

Фараон Тутмос I и его жена царица Яхмос являлись родителями фараона-женщины Хатшепсут. Они были прямыми потомками фараона Яхмоса, основателя XVIII династии [1]. У Хатшепсут были два брата и сестра, но все они умерли в детском возрасте. Таким образом, Хатшепсут осталась единственным ребенком Тутмоса I и Яхмос, соответственно, она стала наследницей египетского трона [6, с. 327].

Период Нового царства – это время постепенного отхода от канонов изображения. Для искусства XVIII династии характерно стремление к пышности и декоративности, но в то же время шло развитие реалистических стремлений в искусстве. Юная Хатшепсут изображалась молодой, красивой девушкой с изящными чертами лица, сужающимися к маленькому подбородку, миндалевидными глазами истинной египтянки, узкими губами и носом с горбинкой.

У одной из статуй царицы, выполненной из красного гранита, формы тела женские, но на голове есть символы царей-мужчин: немес и урей [VII]. Отец Хатшепсут умер, когда царевна была совсем юной [4, с. 14], поэтому она рано наследовала престол [5, с. 95]. Хатшепсут получила благословение жрецов бога Амона на правление. Также ей помогали управлять страной советники Тутмоса I. Она стала регентом при малолетнем сыне фараона Тутмосе III. Изображения царицы с женскими чертами характерны именно для раннего периода правления женщины-фараона (примерно до 1492 г. до н.э.).

На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами [III] – так изображали царей в шагающей позе [3, с. 237]. Выдвинутая вперед левая нога символизирует борьбу с силами зла. Данная поза является общей в изображениях правителей стран древнего мира. Также выдвинутая вперед левая нога указывала, что это изображение мужчины [10]. Заметим, что в данной скульптуре нет подчеркнутых женских форм, изображено грубое мужское тело, с атрибутами власти фараона: немес, урей, накладная бородка.

По всем канонам фараон изображался молодым и здоровым [9, с. 24]. Например, фараон XII династии Сенусерт III на протяжении своего правления выглядит подтянутым молодым человеком, хотя и взошел на престол в возрасте 30 лет [I]. Интересно, что в течение 20 лет правления Хатшепсут ее изображения все больше приобретали мужские черты.

Скульптуры заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри представляют царицу в трех образах – фараон [VI], Осирис [II] и сфинкс [V] [16, c. 84].

В Египте фараон был воплощением бога неба и солнца, мужчины с головой сокола – Гора. Бог Гор считался покровителем царского дома, царской династии и фараона [14, с. 69], поэтому он мог быть только мужчиной и изображался с египетской царской короной – пшент – символом объединения Верхнего и Нижнего Египта.

Хатшепсут часто на официальных церемониях надевала мужские одежды и подвязную бороду. Борода всегда изготовлялась искусственно [7, с. 35] и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Зная, что египтянам привычнее видеть изображение мужчины-фараона, Хатшепсут шла навстречу традициям своего народа [12].

Осирис – один из самых почитаемых богов Египта, правитель живых и мертвых [14, с. 68], а фараон был его воплощением [13]. Культ бога Осириса считался одним из самых важных культов древнего Египта, который ещё не изучен полностью. В одном из древнеегипетских гимнов сохранилась такая характеристика божества Осириса:

Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всех других богов),

Ты – луна, находящаяся на небе,

Ты делаешься юным, когда ты желаешь,

Ты делаешься молодым, когда ты хочешь,

И ты Нил великий на берегах в начале Нового Года;

Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя.

И я нашел также, что твое величество – это царь преисподней [11].

В древнеегипетских источниках наблюдается связь культа Осириса с культом фараона. Каждый правитель после смерти фактически становился Осирису, и фараон продолжал жить в загробном мире подобно божеству [11].

Таким образом, осирические статуи заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изображают Хатшепсут как правителя загробного царства. Считалось, что если египтяне исполнят погребальный ритуал, то после смерти они смогут возродиться, как Осирис.

В заупокойном храме Дейр-эль-Бахри встречаются статуи Хатшепсут в виде сфинкса – льва с головой человека. В древнеегипетском пантеоне существовали богини Баст, Тефнут и Сахмет, которые изображались львицами.

Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта, хранительница семейного очага. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Тефнут — богиня влаги, дочь Ра, его любимое око [8, с. 64]. Сахмет – богиня войны, мести [2, с. 24].

С другой стороны, сфинкс олицетворял королевскую власть, мудрость, могущество, символизировал соединение силы и разума, бога и человека [15]. Изображение льва также символизировало бога солнца Ра. Следовательно, лев стал воплощением власти, данной египетским богом [14, с. 3].

Таким образом, Хатшепсут, вероятно, хотела подчеркнуть божественную природу своего происхождения, законность власти, доставшуюся ей, а также характер, которым она обладает – нежная женщина, которая, в случае необходимости, может защитить свой народ и истребить врагов.

Особое внимание при создании изображений Хатшепсут уделялось воспроизведению детального образа царицы: все портреты очень похожи, имеют сходные черты. Таким образом, ее образ можно считать вполне достоверным. С другой стороны, следует помнить, что истинный портрет фараонов воссоздать крайне сложно – обычно изображения царей и цариц были довольно условными и символичными. Находка мумии, как правило, вносит некоторую ясность в вопрос об облике правителя.

В 2007 году была идентифицирована мумия Хатшепсут [IV]. Проведённый анализ мумии показал, что царица умерла в возрасте пятидесяти лет. Она была полной женщиной и страдала опухолями костей и раком печени, от чего, вероятно, и скончалась. Вероятнее всего, у Хатшепсут также были проблемы с зубами [15].

Любопытно, что один остракон с граффити как раз изображает некую очень полную женщину с длинными волосами, с многочисленными украшениями, возможно, в царском головном уборе. Полноту её рук и ног подчеркивают штрихи, указывающие на складки, а единственно хорошо прорисованная рука держит символ власти – нелех. Поэтому вполне можно предположить, что это и есть истинное изображение Хатшепсут, которое тщательно скрывали скульпторы.

Таким образом, Хатшепсут представляется перед нами в разных обличиях. Но все они имеют определенное значение. Изображение царицы в виде божеств, в мужском облачении дают зрителю понять, что она себя ассоциировала с определенными древнеегипетскими божествами, которые должны были подчеркивать облик и черты характера, соответствующие ее статусу. Также изображения Хатшепсут подчеркивали ее царское достоинство.

Приложение:

1. Каменная статуя Хатшепсут. Музей в Лейдене [VII]

2. Стоящая Хатшепсут. Метрополитен-музей. Нью-Йорк [III]

3. Голова фараона Сенусерта III. XII династия. XIX век до н.э. Боде-музеум. Берлин [I]

4. Фрагмент статуи царицы Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахари. 

XVIII династия. Начало XV в до н.э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк [VI]

5. Осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри.

Метрополитен-музей. Нью-Йорк [II]

6. Сфинкс Хатшепсут. Каирский музей [V]

7. Мумия Хатшепсут. Каирский музей [IV]

Список литературы:

1. Адес Г. Египет. История страны. Хатшепсут, женщина-фараон [Электронный ресурс] // ВикиЧтение [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/2PAyhJV (дата обращения: 22.03.2021).

2. Александрова Е.В. «Тексты пирамид» и проблема не-«классического» мифа // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 4. С. 12-30.

3. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств: Искусство Древнего Востока / Под общ. ред. И.С. Кацнельсона. М.: Искусство; Dresden: Verl. der Kunst, 1976. 375 с.

4. Большаков В.А. Воцарение Хатшепсут: новая версия // Восток (ORIENS). 2009. № 1. С. 14-21.

5. Большаков В.А. Дочь царя Неруфа: к интерпретации статуса и роли царевны // Вестник древней истории. 2013. № 3 (283). С. 94-122.

6. Брэстед Д.Г. История Египта с древнейших времен / Пер. с англ. В. Викентьева. М.: М. и С. Сабашниковы, 1915. Т. 1. 342 с.

7. Вейс Г. История культуры народов мира. Т. 1. Зарождение мировой цивилизации. Древний Египет. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 144 с.

8. Жданов В.В. Предфилософская мысль Древнего Египта: гелиопольская космогония // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2007. № 3. С. 60-66.

9. Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. М.: Искусство, 1971. 360 с.

10. Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Наука, 1969. 153 с.

11. Матье М.Э. Мифы Древнего Египта [Электронный ресурс] // ЛитМир. Электронная библиотека [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/39pa0gN (дата обращения: 22.03.2021).

12. Мышуста С.В. Древний Египет: Женщины фараоны [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com сайт [2021]. URL: https://bit.ly/3cvEQWV (дата обращения: 22.03.2021).

13. Мюррей М. Величие Древнего Египта. Осирис и фараон. [Электронный ресурс] // ВикиЧтение [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3lZBX3I (дата обращения: 22.03.2021).

14. Соколов В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий // Философия и общество. 1998. № 5. С. 50-103.

15. Hawass Z. The Search for Hatshepsut and the Discovery of Her Mummy [Электронный ресурс] // Dr Zahi Hawass [сайт]. 06.2007. URL: https://bit.ly/3lXtj62 (дата обращения: 22.03.2021).

16. Redford D.B. History and Chronology of the Eighteenth Dynasty of Egypt: Seven Studies. Toronto: University of Toronto Press, 1967. 235 p.

17. Roehrig C.H., Dreyfus R., Keller C.A., eds. Hatshepsut: From Queen to Pharaoh. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2005. 356 p.

 

Приложение:

I. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств: Искусство Древнего Востока / Под общ. ред. И.С. Кацнельсона. М.: Искусство; Dresden: Verl. der Kunst, 1976. С. 258.

II. Загадки женщины-фараона Хатшепсут: как царица Египта стала царем [Электронный ресурс] // Kulturologia.Ru [сайт]. 06.09.2016. URL: https://bit.ly/3crKSI9 (дата обращения: 22.03.2021).

III. Записки скучного человека. Правители Египта. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Записки скучного человека. Все, что вы хотели увидеть, но ленились искать [сайт]. 13.11.2007. URL: https://bit.ly/3u3bGo0 (дата обращения: 22.03.2021).

IV. Немецкие ученые назвали причину смерти Хатшепсут [Электронный ресурс] // Археология и палеонтология [сайт]. 22.08.2011. URL: https://bit.ly/3tYK1Vp (дата обращения: 22.03.2021).

V. Санникова Ю. Хатшепсут – женщина-фараон [Электронный ресурс] // Историк – общественно-политический журнал [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3fmfzjP (дата обращения: 22.03.2021).

VI. Фрагмент статуи царицы Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахари. XVIII династия. Начало XV в до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен – музей [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал «Прознание» [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/31rJ8ID (дата обращения: 22.03.2021).

VII. Хатшепсут [Электронный ресурс] // Египтопедия. Все о Древнем Египте [сайт]. 07.12.2014. URL: https://bit.ly/2PzVMCS (дата обращения: 22.03.2021).

 

Сведения об авторах:

Селезнева Владислава Алексеевна – студентка кафедры истории Древнего мира и Средних веков Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Сивкина Наталья Юрьевна – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Древнего мира и Средних веков Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Dataabouttheauthors:

Selezneva Vladislava Alekseevna – student of Ancient World and Middle Ages History Department, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).

Sivkina Natalia Yurievna – Doctor of Historical Sciences, Professor of Ancient World and Middle Ages History Department, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).

E-mail: vladislava.selezneva99@yandex.ru.

E-mail: natalia-sivkina@yandex.ru.