semiotics

Марков А.В., Штайн О.А. Философия грамматических лиц в творчестве Эрте

В творчестве крупнейшего дизайнера ХХ в. Эрте соединилось непредсказуемое оживление орнамента и буквализация чувственности, подчинение чувств парадигматическому плану выразительности. Это позволило Ролану Барту дать убедительную семиотическую интерпретацию творчества художника в 1975 г. В том же году Эрте выпустил свою автобиографию, где представил диалогические истоки своего творчества. В статье отмечаются общие моменты авторефлексии художника и рефлексии философа над его творчеством, делается вывод о значимости различения первого, второго и третьего лица диалога для художественных программ Эрте, основанных на автокоммуникации, и для семиологии позднего Барта.

Лазаренко Л.В. «Обольщение письмом»: пассаж о каллиграфии из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в теоретической рамке грамматологии

В статье рассматривается объективация социокультурных представлений индивида в минимальных, сингулярных графических единицах письма на материале пассажа из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», вынесенного в название. Автор статьи размышляет о различных аспектах процесса, учитывая фикциональную природу исследуемого объекта. Рассуждение о монологе Мышкина очерчено теоретическими положениями грамматологии, что позволило обратиться к проблеме концептуализации письма в этой области лингвистического и философско-лингвистического теоретизирования. Проведенный анализ подтвердил в ряду прочего, что письменный язык обладает собственным, не зависящим от устной речи, от конвенций естественного языка, ресурсом смыслопорождения – графикой, начертанием. Сама возможность «перевода» представлений в графическую образность шрифта указывает на сохранение фонетическим письмом семасиографических потенций, реализуемых истолкованиями (характер которых также интерпретируется автором) графической формы конкретного материального (онтического) письменного знака.