Сазонова О.А. Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 342.9

НЕЗАКОННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сазонова О.А.

Автор рассматривает административную ответственность, которая является разновидностью государственного принуждения и призвана обеспечить исполнение административно-правовых норм. В статье анализируются административные наказания, которые устанавливаются за совершение некоторых административных правонарушений. Отмечается, что публично-правовое регулирование основано на презумпции наступления угроз безопасности, выступающих юридическими фактами, достаточными для принятия мер предупреждения отрицательных последствий. Сформулирован вывод о том, что за незаконное привлечение к трудовой деятельности на территории России предусмотрены соответствующие санкции.

Ключевые слова: административная ответственность, меры административной ответственности, привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

 

ILLEGAL EMPLOYMENT OF

A FOREIGN CITIZEN OR STATELESS PERSON

IN RUSSIAN FEDERATION

Sazonova O.A.

The author considers administrative responsibility which is a type of state coercion and is designed to ensure the implementation of administrative and legal norms. The article analyses administrative penalties that are established for the commission of some administrative offenses. It is noted that public law regulation is based on the presumption of the onset of security threats, acting as legal facts sufficient to take measures to prevent negative consequences. The conclusion was formulated that appropriate sanctions are provided for illegal employment in Russia.

Keywords: administrative responsibility, measures of administrative responsibility, bringing foreign citizens to work.

 

В настоящее время современная миграционная политика государства непрерывно находится в стадии реформирования, в связи с чем миграционные процессы с каждым годом только усиливаются, что обусловлено напряжением в экономической, политической и социальной сферах в стране и за её пределами. События, происходящие в отдельных государствах, не могут не оказывать влияния на миграционную политику России. Рост внешней миграции, усиление миграционных потоков вынуждают законодательные и исполнительные органы власти принимать соответствующие меры, направленные на недопущение роста неблагоприятных последствий происходящих изменений, обострения криминогенной обстановки в ряде приграничных регионов.

Административная ответственность, являясь разновидностью государственного принуждения, призвана обеспечить исполнение правовых норм, и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность – это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, его оценка нарушения правовой нормы, охраняемой административно-правовыми санкциями.

В юридической науке административная ответственность представляет собой обязанность лица претерпеть определенные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил [8, с. 285-286].

Меры административной ответственности, как самостоятельная группа мер административного принуждения, закреплены в ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) «Виды административных наказаний» [3]. В свою очередь административное наказание ученые трактуют как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [4, с. 174; 7, с. 50-52].

Анализируя административные санкции, отметим, что за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении лиц, привлекающих и использующих труд иностранных работников, применяются: 1) по специальным составам, предусмотренным ст. 18.15-18.16 КоАП РФ, – административные наказания в виде административного штрафа и административного приостановления деятельности; 2) по общим составам, предусмотренным ст. 5.27-5.34, 5.42 КоАП РФ, – административные наказания в виде предупреждения, административного штрафа, административного приостановления деятельности; 3) по сопутствующим составам, предусмотренным ст. 5.7, 15.34, 18.10, 18.11, 18.17, 19.27, 20.26 КоАП РФ, – административные наказания в виде административного штрафа, административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности. Важно подчеркнуть, что санкции перечисленных статей КоАП РФ за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы предусматривают такое наказание как административный штраф.

По своей природе административный штраф признаётся вполне допустимой формой вмешательства в права человека и гражданина в силу того, что оно реализуется исключительно государством на основе федерального законодательства в интересах государственной безопасности, территориальной целостности, общественного спокойствия, предотвращения противоправных нарушений, охраны здоровья, нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

Далее рассмотрим нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Так, например, если компания или предприниматель наняли иностранного работника, который не имеет разрешения на работу или патента (если получение разрешения или патента является для него обязательным), то штраф составит для должностных лиц организации от 25 000 до 50 000 руб., для организации – от 250 000 до 800 000 руб.

Если не оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в том случае, когда такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством), юридическое лицо в соответствии с частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ может заплатить штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб.

Административный штраф является универсальной мерой административной ответственности за нарушение действующего законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы. Полагаем, что штрафы должны быть повышены. Данная мера будет эффективной лишь тогда, когда работодателю просто станет невыгодно привлекать к трудовой деятельности иностранного работника с нарушениями порядка и правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Необходимо отметить, что в ходе изменений, внесенных в КоАП РФ, особо выделяется поправка в виде дополнения системы административных наказаний такой мерой, как административное приостановление деятельности, которая направлена, по мнению её инициаторов, на установление судебного порядка приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц [5].

Административное приостановление деятельности как мера административного принуждения, состоит в государственно-властном прекращении на срок до 90 суток деятельности названных выше субъектов и объектов, проявляется в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и тем самым имеет публично-правовое содержание.

Для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности наличия только признаков административного правонарушения, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, недостаточно. Законодатель связывает его применение с наличием дополнительного условия, а именно: «если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания» (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Кроме того, Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает применение к работодателю таких мер административного принуждения, как «приостановление действия» или «аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников» [6].

В соответствии с п. 11 ст. 18 данного закона в случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил его положения, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.

В случае если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом.

Однако эти принудительные меры не относятся к числу административных наказаний. С точки зрения их целевого назначения в рамках административного принуждения их следует отнести к принудительным мерам административного предупреждения, наряду с такими, как, например, аннулирование разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства, приостановление или аннулирование лицензии на занятие лицензируемым видом деятельности [2, с. 83-84].

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности позволяет сделать вывод, что оно должно применяться за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.15 КоАП РФ, в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии в отношении работодателя или заказчика работ (услуг) и привлекающих иностранную рабочую силу на территории Российской Федерации.

Следующей мерой административной ответственности, которая применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ на законных основаниях, является административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Мера в виде выдворения за пределы РФ иностранных граждан может быть применена в связи с привлечением и использованием иностранной рабочей силы за совершение сопутствующих административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.10, 18.11, 18.17, 19.27 КоАП РФ. Она может быть применена к иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, и выступающего в качестве работодателя или заказчика работ (услуг).

Суть административного выдворения за пределы РФ заключается в принудительном и контролируемом препровождении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения, за пределы России, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, – в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из страны. Применение данной меры влечет для иностранного гражданина или лица без гражданства официальное прекращение дальнейшего пребывания на территории РФ, сочетаемое с обязанностью покинуть её пределы.

Административное выдворение как установленный законом ряд последовательных действий, связанных с административной высылкой иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, выполняется двумя способами: 1) принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через государственную границу РФ за её пределы; 2) контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из страны.

Административное выдворение в качестве административного принуждения применяется в одностороннем порядке к специальным субъектам административно-правовых отношений (иностранным гражданам и лицам без гражданства), незаконно находящихся в Российской Федерации в целях предотвращения угрозы государственной безопасности и общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан, а также нарушения российского законодательства, устанавливающего порядок пребывания данных лиц на территории РФ.

Как справедливо указывает Ю.Н. Старилов, институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере – функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка [8, с. 15].

Д.Н. Бахрах, в свою очередь, рассматривает административно-правовое принуждение через призму деятельности уполномоченных субъектов. Так административно-правовое принуждение как особый вид государственного принуждения состоит в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями [1, с. 441].

Необходимо подчеркнуть, что административное выдворение характеризуется следующими признаками: во-первых, это мера административного принуждения, направленная на ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; во-вторых, участниками административного выдворения являются только иностранные граждане и лица без гражданства; в-третьих, административное выдворение за пределы России осуществляется как при наличии правомерных, так и неправомерных оснований; в-четвёртых, действия выдворяемого противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка; в-пятых, административное выдворение за пределы страны, вынесенное в отношении конкретного лица, необходимо для защиты жизни и здоровья граждан в случае нарушения миграционного режима на территории государства.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что административно-правовое регулирование основано на возможности наступления угроз безопасности, выступающих юридическими фактами, достаточными для принятия мер предупреждения отрицательных последствий, возникающих в управляемой среде, в том числе за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации.

 

Список литературы:

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 640 с.

2. Зеленцов А.Б. Административно-процессуальное право России в 2 ч. Ч. 2: учебник для вузов / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 301 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Часть I). Ст. 1; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6157.

4. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 456 с.

5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 19. ст. 1752; 2016. № 27 (Часть II). Ст. 4238.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2023. № 29. Ст. 5334.

7. Стахов А.И. Административное право России: учебник для вузов / А.И. Стахов, П.И. Кононов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 685 с.

8. Старилов Ю.Н. Административное принуждение и административная ответственность: сборник нормативных актов. М.: Бек, 1998. 848 с.

 

Сведения об авторе:

Сазонова Оксана Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I (Воронеж, Россия).

Data about the author:

Sazonova Oxana Alexandrovna – Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Legal Disciplines Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great (Voronezh, Russia).

E-mail: Sazonova_oxana@list.ru.