Обзор статей № 1 за 2022 год
Дата публикации: 25.04.2022
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Мельков А.С. Журнал «Studia Humanitatis» в 35 выпусках: история и современный этап развития
Тридцать пятый выпуск Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2022, № 1) вышел в свет. За девять лет, прошедших с основания в 2013 году, издание проделало серьезный путь становления и поступательного развития. За это время в журнале было опубликовано 764 статьи и рецензии по гуманитарным дисциплинам – истории, педагогике и методике преподавания, политологии и праву, психологии, теологии, филологии, философии. Основной целью издания журнала является содействие развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом. Одна из главных задач «Studia Humanitatis» – реализация международного обмена научными знаниями, сотрудничество с отечественными и зарубежными академическими и образовательными центрами с целью развития дальнейшей интеграции в области гуманитарных исследований. Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis» представляет собой интерактивную площадку для обсуждения актуальных проблем, связанных с развитием современной гуманитарной науки. Издание открыто для интеллектуальных дискуссий и обмена мнениями между авторами по широкому кругу научных вопросов.
ИСТОРИЯ
Арсеньев В.И. Ренессанс XII столетия: «свободные искусства» и трактат Марциана Капеллы
В статье проанализированы вопросы образования в Западной Европе XII века. Описаны и проанализированы перемены в средневековом обществе, которые находили отражение в процессе обучения интеллектуальной элиты. Особое внимание обращено на сохранение значимости педагогического наследия Марциана Капеллы. Кроме того, автором определены основные направления дальнейшего развития средневекового образования.
В статье рассмотрены основные проблемы эволюции порядка строительства приходских церквей. Выявлено, что основной тенденцией в регламентации возведения храмов на территории Олонецкой епархии, как и по всей стране, стал нарастающий контроль со стороны духовных и светских властей. Основной целью прогрессирующего надзора стала унификация облика церковного здания. Второй значимой тенденцией стало постепенное возрастание роли торгового сословия в финансировании строительства храмов при несомненном сохранении унаследованного от прошлого порядка возведения церквей за счет прихода. В конечном итоге строительство церквей отражает сложный процесс поиска компромисса между традицией и законодательством, необходимостью строительства за счет прихожан и административным сдерживанием их инициативы исходя из возможностей полноценного обеспечения клира будущей церкви.
В статье рассматривается эволюция понятия «доступность» в земской медицине на рубеже XIX-XX вв. Анализируются основные теоретические подходы к определению данного понятия на разных стадиях развития медицинской мысли. В ходе исследования выделены этапы проработки данного вопроса медицинской интеллигенцией на рубеже веков. На примере земской медицины Тульской губернии (типичной губернии центральной России) показано насколько неоднозначно теоретические положения реализовывались в земской практике.
В статье рассматривается малоизученная и редко упоминаемая в отечественной историографии конференция ООН по сохранению и утилизации ресурсов, проведенная в 1949 г. на месте будущей штаб-квартиры этой международной организации в пригороде Нью-Йорка Лэйк-Саксессе. Данный международный форум стал одним из первых глобальных мероприятий, затронувших проблему потребления и конечности природных ресурсов. Эту конференцию справедливо провозгласили союзом между ООН и миром науки и можно выразить сожаление, что решения данной конференции не были реализованы в полной мере.
ПЕДАГОГИКА и МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о том, что у специалистов радиотехнических специальностей воинских частей противовоздушной и противоракетной обороны преобладает смешанный вид физической активности и военно-профессиональной деятельности. На основе анализа динамики уровня развития силовых показателей у специалистов указанного профиля, окончивших факультет стартового, технологического и энергетического оборудования военного вуза противовоздушной обороны установлено, что у военнослужащих до тридцатилетнего возраста результаты достаточно стабильны, а в дальнейшем начинают снижаться. Авторами сделаны выводы о том, что построение оптимального вектора физической подготовки в условиях учебно-боевой деятельности, проводимой в рамках стажировки, способствует повышению уровня военно-профессиональной и физической подготовленности военнослужащих.
В статье рассматривается специфика образовательной деятельности территориального филиала вуза в малом городе как центра развития классического образования. Изучается место и роль вузов в развитии малых городов. Территориальные филиалы вузов могут выступать своеобразными «точками роста» их развития, выполняя важные социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, подготовка кадров, привлечение социально активной молодежи, сохранение культурного наследия города и т.д. Также такие филиалы могут создавать и поддерживать своеобразную социально-психологическую среду классического университета с ее ценностями научного познания и интеллектуального творчества. Подводя итог исследованию, авторы предлагают свои варианты по совершенствованию образовательного процесса в территориальных филиалах вузов.
Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Проблема профессионального благополучия работников образования
В статье анализируется проблема профессионального благополучия работников образования в условиях современной рыночной экономики. Авторами выявлены экономические предпосылки профессионального благополучия профессорско-преподавательского состава вузов. Акцент сделан на росте конкуренции в профессиональной среде и интенсификации труда. Рассмотрены также вопросы, связанные с инфляцией профессиональных знаний и навыков, постоянной модернизацией, учебной и административной загруженностью преподавателей и др.
ПОЛИТОЛОГИЯ и ПРАВО
Власова О.Ю. Феномен общественной поддержки насилия через призму концепции справедливого мира
В условиях переизбытка информационных потоков встает вопрос о возможностях формирования отношения человека и гражданина к общественно-значимым событиям. Если в предыдущем веке оправдание насилия в обществе часто сводилось к пропаганде как к единственному источнику информации для граждан, то на сегодняшний день количество источников информации заставляет задаться вопросом, почему пропаганда до сих пор не потеряла своей актуальности и почему люди по-прежнему оправдывают несправедливое насилие, несмотря на доступ к альтернативным источникам информации? В данной статье особое внимание уделяется психологической концепции «справедливого мира», которая наряду с анализом деятельности авторитарного правительства способна объяснить феномены поведения гражданина в условиях государственного и общественного насилия. Насколько человеческая психика готова к осознанию несправедливых и нелогичных мировых обстоятельств, и какие факторы способствуют этому процессу? Ответы на эти вопросы автор попытался найти в данной статье.
Сазонова О.А. Государственное управление в миграционной сфере: основные механизмы
Статья раскрывает особенности механизма государственного управления в сфере миграции в современных условиях. Автор рассматривает основные характеристики и структуру механизма управления. Подчёркивается, что миграционная политика является одним из приоритетных направлений в деятельности государства. Автор приходит к выводу, что управление миграционными процессами ориентировано на совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства, разработку и реализацию нормативных правовых актов, направленных на эффективное регулирование миграции.
ПСИХОЛОГИЯ
Малахова О.Н., Мосина Л.С. Развитие учебной мотивации в высшей школе: исследовательские акценты
В статье исследуется проблема психолого-педагогического феномена развития учебной мотивации студентов в современном высшем образовании. Отмечается, что этот процесс сопровождается снижением интереса к обучению, что вызывает озадаченность и актуализирует проблему. На основании анализа релевантной научной литературы определяется своеобразие современного вектора рассмотрения темы, предпринимается попытка выявить ряд факторов развития учебной мотивации, обозначается направление дальнейших исследований. Авторами сделан вывод о том, что вовлечь молодого человека в обучающий процесс, развить учебную мотивацию на программах в вузе возможно при живом участии опытного и личностно зрелого преподавателя. Это проявляется, в первую очередь, способностью обеспечить эффективную когнитивно-эмоциональную обратную связь со студентом, являющейся основой для развития профессиональных компетенций и гармонии личности в целом в условиях цифровизации системы образования.
ТЕОЛОГИЯ
Вальчак Д. Пламенная вера: изображения огня на старообрядческих иконах
Статья посвящена образам огня в русской старообрядческой иконописи XVIII-XIX вв. Автором анализируются основные иконографические сюжеты, где этот мотив появляется – Богоматерь Огневидная, Архангел Михаил-Воевода, Собор Архангела Михаила, Софья-Премудрость Божья, Неопалимая Купина, Огненное восхождение пророка Ильи и другие. Рассматривается способ изображения огня и языков пламени, а также функции этого мотива. Устанавливается связь данного мотива со старообрядческой идеологией.
ФИЛОЛОГИЯ
Зенченко Е.О., Шушмарченко Е.А. Эмотивная составляющая речевого портрета Николая Коляды
В статье рассматриваются вербальные и невербальные проявления эмоций в речи современного российского драматурга Николая Коляды. Представлены различные примеры эмотивной лексики, невербальное выражение эмоций проиллюстрировано кадрами из видеоинтервью. Научная новизна исследования заключается в систематизации взаимосвязи вербальной и невербальной составляющей эмоций Николая Коляды. Полученные результаты показали, что речь драматурга содержит большое число эмотивных слов и выражений, которые играют важную роль в формировании речевого портрета и помогают сформировать целостный образ и представление о творческом человеке.
Брагова А.М., Кузнецова А.В. К сущности образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида
Статья посвящена анализу образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида. Авторами делается вывод о том, что в трагедии создан образ женщины с трагической судьбой и страстной натурой. Героиня трагедии не готова мириться с судьбой и потому начинает бороться за справедливость и уважение к себе. Своим поступком (убийством детей из ревности к мужу) Медея доказывает могущество женщины и указывает на отсутствие у нее женственности, которая должна выражаться в смирении, кротости, вере, надежде и любви. В связи с этим образ Медеи является символом зла и темных сторон женской сущности.
Крылова М.Н. Современная художественная литература о деревне: географический аспект
В статье рассмотрена современная литература о деревне с точки зрения места рождения авторов и места действия в их произведениях. Целью статьи стало выявление черт современной прозы о деревне, определяемых географией их создания. Исследование проводилось с помощью историко-генетического, социологического, биографического, описательного и других методов. Наибольшее внимание было уделено творчеству В.В. Личутина, Б.П. Екимова, А.В. Новосельцева, А.Г. Байбородина, М.А. Тарковского, В.О. Авченко, Л. Белоиван и других современных писателей, причём анализ проводился с точки зрения отражения в прозе данных авторов географических реалий и особенного локального восприятия действительности. Отмечается, что многие компоненты повествования зависят от географической принадлежности, влияющей на формирование специфической картины мира конкретного писателя, от его социального и жизненного опыта, во многом связанного с местом жительства. Наиболее сильным сегментом современной литературы о деревне является северный текст, что демонстрирует следование писателей, обратившихся к теме деревни, традициям «деревенской прозы». Кроме того, выделяется литература о деревне, создаваемая на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Делается вывод о том, что в литературе о деревне географический фактор оказывается очень сильным и более значимым, чем в других тематических пластах современной русской литературы, поскольку именно в текстах о деревне авторы в наибольшей степени ориентированы на выражение своих географических предпочтений, анализ действительности, имеющей местный колорит. Географические реалии формируют оригинальность произведений о современной деревне и создают неповторимый контекст для их создания.
ФИЛОСОФИЯ
Бешенич К. Преподавание философии в наше время: подход Гуго Сен-Викторского
Преподавать всегда трудно независимо от предмета. В связи с этим поиск мудрого и эффективного метода обучения является сложной задачей для любого учителя. Поэтому средневековый метод Гуго Сен-Викторского (1096-1141) может быть интересен современным преподавателям философии, которые хотят показать своим ученикам, что философия актуальна и применима на практике. Метод Гуго Сен-Викторского был направлен на то, чтобы обучить студентов тому, как читать «правильно» и как интерпретировать прочитанное. Исходя из этой идеи, философ стремился интеллектуально подготовить ученика к тому, чтобы он мог заново открыть знания, утраченные людьми после грехопадения в Эдемском саду.
Христенсен К.С. Василий Кандинский и рождение абстрактного искусства в Мюнхене в 1910-х гг.
Василий Кандинский (1866-1944) считается одним из пионеров абстракционизма в западном искусстве. Появление его абстрактных работ последовало после длительного периода развития творческой мысли, основанной на художественном опыте. Кандинский был первооткрывателем, и из всех форм абстрактной живописи вряд ли найдется хотя бы одна, которую бы он сам не создал и с которой бы не экспериментировал. Василий Кандинский шел от лирических вспышек цвета, симбиоза стихов и картин к простой безупречной архитектурной организации и строгой форме. Творчество Кандинского неуклонно и гармонично собирало духовную силу, пока не поднялось, наконец, до великого космического синтеза. В этой статье мы проанализируем возникновение абстрактного искусства в период 1910-1914 гг. и влияние Василия Кандинского на этот процесс. Среди прочего через анализ «Синего всадника» (Der Blaue Reiter) – группы художников, представленной Василием Кандинским, Августом Макке, Паулем Клее и Францем Марком. Василий Кандинский был своего рода родоначальником и источником вдохновения для современного искусства, и он никогда не чувствовал себя связанным жесткой дисциплиной, а стремился расширить область искусства, включив в нее все виды знания.