Любина Л.А. Гендерно-ориентированные технологии формирования профессиональной компетентности будущих врачей (опыт внедрения на этапе профессионального обучения студентов в медицинском вузе)
УДК 61:378.147
ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
(ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)
Любина Л.А.
В статье представлен опыт внедрения гендерно-ориентированных технологий формирования профессиональной компетентности будущих врачей на этапе их обучения в высшем медицинском учебном заведении. Описана процедура формирования профессиональной компетентности будущих врачей, которая осуществлялась в рамках личностно-ориентированного подхода. Представлена программа формирования и алгоритм проведения гендерно-ориентированного тренинга и авторского обучающего спецкурса по психологии с целью формирования основных компонентов профессиональной компетентности у будущих врачей.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, гендерно-ориентированный тренинг, личностно-ориентированные технологии обучения, будущий врач.
GENDER ORIENTED TECHNOLOGIES OF FORMATION
OF THE FUTURE DOCTORS' PROFESSIONAL COMPETENCE
(THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION ON THE STAGE
OF PROFESSIONAL EDUCATION IN MEDICAL UNIVERSITY)
Liubina L.A.
The article reveals the experience of introduction of gender oriented technologies of forming the professional competence of future doctors on the stage of their education in medical university. The author describes the procedure of forming the professional competence of future doctors, which was conducted within the framework of the personality oriented approach. It also presents the programme and the stages of realization of the gender oriented training and the author’s special course on psychology with the purpose of formation of basic components of professional competence in future doctors.
Keywords: professional competence, gender oriented training, psychological and educational technology, future doctor.
Объективные потребности общества диктуют необходимость повышения уровня профессиональной подготовки медицинских кадров на этапе их обучения в высшем учебном заведении. Интегративным показателем качества подготовки будущих специалистов-медиков выступает профессиональная компетентность, высокий уровень развития которой, является решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития медицинских работников, а его достижение – главным заданием профессионального образования. Рассмотрение данного вопроса с точки зрения гендерного подхода позволяет более полно и качественно проанализировать особенности профессионального становления будущих врачей на этапе профессиональной подготовки, определить эффективные пути оптимального развития их личности.
В современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых все больше внимания уделяется поиску эффективных форм и методов профессионального обучения будущих специалистов, среди которых важное место занимают активные методы обучения, в частности тренинговые технологии [2; 8; 10; 11]. Целесообразность использования активных форм и методов обучения в практике подготовки специалистов, в том числе и врачей, представлена в трудах ведущих зарубежных и отечественных психологов и педагогов (О. Бондаренко, А. Борисюк, А. Васюк, А. Вербицкий, В. Дуброва, Ю. Емельянов, В. Захаров, О. Кикинежди, С. Лигер, Г. Лютова-Робертс, С. Максименко, Г. Монина, В. Осипенко, Л. Орбан-Лембрик, Л. Петровская, В. Семиченко, Е. Сидоренко, М. Тимофеева, Н. Чепелєва, Ю. Швалб, Л. Шнейдер, Н. Яковлева и др.).
Однако вне поля зрения исследователей остается проблема внедрения активных форм и методов обучения в рамках личностно-ориентированного подхода в практику профессионального обучения будущих врачей, с учетом их гендерных особенностей, что позволяет расширить пределы возможностей профессиональной самореализации будущих врачей мужского и женского пола [5; 6].
Внедрение форм личностно-ориентированной обучения в практику профессиональной подготовки студентов высших медицинских заведений образования позволяет осуществить переход от традиционной логики трансляции знаний в готовом виде к их активному и творческому усвоению в реальном мире [1; 4; 9]. Поскольку, анализируя современные стратегии обучения, студенты овладевают лишь теми знаниями, в которых они видят личный смысл, которые представляют практическую ценность и выступают в качестве средства достижения жизненных и профессиональных целей. При таких условиях гендерные знания приобретают особенный статус относительно реализации творческих задач личности.
С этой целью нами была разработана и апробирована гендерно-ориентированная программа формирования профессиональной компетентности будущих врачей. Процедура представленной программы осуществлялась в рамках личностно-ориентированного подхода с помощью реализации обучающего авторского спецкурса по психологии «Гендерные особенности профессионального становления успешного врача», а также проведения гендерно-ориентированного тренинга психолого-педагогического направления «Гендерные особенности формирования и развития профессиональной компетентности у будущих врачей».
Программа формирования профессиональной компетентности будущих врачей базировалась на принципах гендерно-ориентированного подхода, теоретико-методологическим основанием которой стали ведущие идеи гуманистической психологии и педагогики (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), про самовосприятие и самоактуализацию личности, максимальное самовыражение ее потенциальных способностей, адекватный личностный рост и др.; генетико-психологическая теория существования и роста личности академика С. Максименко; принципы гендерного подхода (саморазвития, культуросоответсвия, диалогического стиля общения, опосредствованного вмешательства, аксиологичности, комплексности, целостности) как базового личностно-эгалитарного в личностном развитии и дальнейшей самореализации внутреннего потенциала личности, которая лежит в основе эгалитарной модели половой социализации (Т. Болтун, О. Кикинежди); положение про нарративную обусловленность процесса гендерной идентификации как составляющей Я-концепции личности (В. Барр, В. Джеймс, О. Кикинежди, Дж. Келли, Н. Чепелева).
Алгоритм формирования профессиональной компетентности будущих врачей определялся направленностью их учебной деятельности: внедрение авторского спецкурса по психологии (лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы, написания эссе, рефератов и т. п.) способствовал усвоению студентами профессионально важной информации; проведение тренинга (анализ профессиональных ситуаций, деловые, ролевые игры и т.п.) позволял смоделировать предметный и социально-психологический аспекты медицинской деятельности.
Учебная программа была построена с учетом современных личностно-ориентированных подходов в рамках гендерных исследований в психологии и предусматривала использование специальных методов интерактивного обучения (решение профессиональных задач, анализ ситуаций, проблемные методы, деловые и ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы», написания эссе и т.п.). содержание программы включает материалы по проблеме гендерных особенностей профессионального становления и развития личности мужчины и женщины, а также смысловые аспекты формирования профессиональной компетентности врача.
Основными заданиями авторского спецкурса были определены следующие: актуализировать стремление студентов-медиков ознакомиться с гендерным подходом в психологии и предоставить представление об основных понятиях гендерной психологии (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.); исследовать особенности проявления собственных гендерных характеристик личности студентов (маскулинности, фемининности, андрогинности, гендерных ролей, установок и стереотипов) и определить гендерный тип личности; определить и проанализировать место и роль гендерных стереотипов в личностном и профессиональном развитии будущего врача; осознать опыт трансляции гендерных стереотипов и закрепления дискриминации по признаку пола в профессиональном взаимодействии врача, осознать источники собственных гендерных стереотипов; обеспечить теоретическими знаниями об особенностях развития, структуру профессиональной компетентности врачей (ценностно-мотивационный, операционально-деятельностный, поведенческий, когнитивный, коммуникативный, рефлексивно-творческий компоненты) и основные виды (специальная, социально-психологическая, коммуникативная, морально-этическая, саморегуляционная, правовая); проанализировать основные факторы развития и условия формирования профессиональной компетентности в процессе учебно-профессиональной деятельности будущих врачей; сформировать умение распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерного неравенства и т. п. в профессиональном медицинском общении (в профессиональном взаимодействии «врач–врач», «врач–руководитель», «врач–медицинская сестра», «врач–пациент», «врач–семья»); содействовать развитию у студентов ассертивного (уверенного) поведения как эффективного способа межличностного взаимодействия и фактора профессиональной успешности врача; сформировать умение распознавать причины и ознакомить со способами предотвращения явлений профессиональных деформаций и профессионального «выгорания» личности медицинских специалистов.
План тем, которые были включены в программу обучающего спецкурса «Гендерные особенности профессионального становления успешного врача» представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Тематический план учебной программы авторского спецкурса
«Гендерные особенности профессионального становления успешного врача»
Тренинговая программа формирования профессиональной компетентности включала упражнения на развитие профессиональной идентичности, формирования необходимых профессионально важных качеств личности медицинского специалиста, осознание (рефлексии) роли гендерных стереотипов, существующих в обыденном сознании, которые тормозят личностное и профессиональное развитие будущих врачей.
Тренинг рассматривался нами как эффективный метод интенсивного развития ценностно-мотивационного, коммуникативного, поведенческого и рефлексивного-творческого компонентов профессиональной компетентности будущих врачей, а также как способ смягчения психологической зависимости студентов-медиков от гендерных стереотипов, существующих на пути профессионального развития мужчин и женщин [3; 6; 7].
Методологической основой построения программы тренинга выступили принципы психологического равенства полов, развития индивидуальности и взаимозаменяемости гендерных ролей (Т. Бендас, С. Бем, В. Геодакян, Т. Болтун, О. Денисова, О. Кикинежди, И. Клецина и др.).
Основными целями гендерно-ориентированного тренинга было определено: создание предпосылок для гармоничного личностного и профессионального развития юношей и девушек студентов медицинского университета (с целью реализации личностного потенциала в будущей профессиональной деятельности врачей) через осознание собственных гендерных характеристик (гендерных стереотипов, гендерных ролей, наставлений, ожиданий, убеждений и т.п.); формирование стратегий гендерного партнерства и гендерного баланса в процессе дальнейшего профессионального обучения и межличностного взаимодействия в студенческом коллективе на принципах эгалитарного общения.
Гендерно-ориентированная тренинговая программа формирования профессиональной компетентности будущих врачей содержит четыре модуля и представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Программа гендерно-ориентированного тренинга
«Гендерные особенности формирования и развития профессиональной компетентности у будущих врачей»
В процессе апробации учебной программы авторского спецкурса и гендерно-ориентированного тренинга, на основании результатов анализа субъективных оценок и самооценок исследуемых, была выявлена позитивная динамика в развитии основных компонентов профессиональной компетентности будущих врачей. Это является свидетельством достижения учебного эффекта по следующим позициям, которые подтвердили ожидаемые результаты : в знаниях о видах и роли гендерных характеристик личности в процессе профессиональной и личностной самореализации, о способах и функциях эффективного межличностного взаимодействия; в умениях критически и творчески мыслить в процессе решения профессионально-ориентированных заданий; в умениях устанавливать межличностные связи и выбирать оптимальный стиль межличностного взаимодействия в разнообразных ситуациях профессионального общения; в активизации процесса управления собственным поведением; в использовании ассертивных коммуникативных моделей поведения; в навыках рефлексии, позитивного восприятия и принятия себя, самоконтроля и саморегуляции поведения, уверенного поведения; в установках относительно обучения ассертивным умениям; в развития стратегий гендерного партнерства и гендерного баланса в профессиональном общении и межличностном взаимодействии.
Проведенный качественный и статистический анализ результатов представленной авторской программы гендерно-ориентированных технологий и опыта их внедрения на этапе профессионального обучения студентов в ВМУЗ, дает основания утверждать про эффективность применения предложенных методов личностной-ориентированного обучения с целью формирования основных компонентов профессиональной компетентности будущего врача.
Список литературы:
1. Борисюк А.С. Дослідження професійної спрямованості студентської молоді соціономічних професій / А.С. Борисюк // Теоретичні і прикладні проблеми психології: збірник наукових праць. – Луганськ: Вид-во «НОУЛІДЖ», 2013. – С. 43-49.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось»-89, 2000. 224 с.
3. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
4. Зінзюк Л.А., Тимофієва М. П. Особливості розвитку пізнавальної активності студентів-медиків першого курсу // Materiały VII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk». Vol. 21. (Psychologia i socjologia). Przemyśl: Nauka I studia, 2011. S. 46-49.
5. Зинзюк Л.А. Профессиональная компетентность : социально-психологические особенности формирования у студентов-медиков // Современный научный вестник. Научно-теоретический и практический журнал. (Серия: Филология, психология, философия). Белгород : «Руснаучкнига», 2009. № 25 (81). С. 52-55.
6. Кікінежді О.М. Ґендерна ідентичність в онтогенезі особистості: монографія. Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. 400 с.
7. Максименко С.Д. Психологічні чинники розвиваючого навчання в різних освітніх системах: навч. посіб. / За ред. С.Д. Максименка. К., 2000. 272 с.
8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб: «Речь», 2005. 224 с.
9. Осипенко В.А. Социально-психологические способы формирования адаптивного поведения студентов-медиков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Серия: Философия. Психология. Социология., Курск: Призма, 2016. № 4 (118). С. 127-129.
10. Практикум по гендерной психологии / Под. ред. И.С. Клеценой. СПб.: Питер, 2003. 479 с.
11. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: «Речь», 2004. 208 с.
Сведения об авторе:
Любина Любовь Анатольевна – кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и социологии, Буковинского государственного медицинского университета (Черновцы, Украина).
Data about the author:
Liubina Liubov Anatoliivna – Candidate of Psychological Sciences, Lecturer of Psychology and Sociology Department, Bukovinian State Medical University (Chernivtsy, Ukraine).
E-mail: liubina.liubov@bsmu.edu.ua.