Иванов А.М., Силина К.В. Совершенствование лекционной пропаганды общества «Знание» в свете перестройки (по материалам Смоленской области
УДК 94(470.332)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ
ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ» В СВЕТЕ ПЕРЕСТРОЙКИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Иванов А.М., Силина К.В.
Статья освещает деятельность общества «Знание» в середине 1980-х гг. по проведению лекционной и политико-воспитательной работы среди жителей Смоленского региона. Показываются различные средства и формы пропаганды научных знаний: лекции, доклады, беседы за круглым столом, кинолектории, методические, теоретические и научные семинары, которые внедрялись и применялись лекторами общества «Знание» для просвещения населения. Авторами сделан вывод о том, что научная пропаганда Общества по-прежнему востребована и применяется для просветительской и информационно-издательской деятельности.
Ключевые слова: лекторские группы, пропаганда, политико-воспитательная работа, общество «Знание».
IMPROVING PROPAGANDA OF THE “KNOWLEDGE” (ZNANIE)
SOCIETY IN THE LIGHT OF PERESTROIKA
(BASED ON THE MATERIALS OF THE SMOLENSK REGION)
Ivanov A.M., Silina K.V.
The paper covers the activities of the “Knowledge” (Znanie) society in the middle 1980s to conduct lectures and political and educational work among the residents of the Smolensk region. The article shows various means and forms of scientific knowledge propaganda: lectures, reports, round table discussions, film lectures, methodological, theoretical and scientific seminars, which were introduced and used by the lecturers of the “Knowledge” society to educate the population. The authors conclude that the scientific propaganda of the Society is still in demand and is used for educational and information publishing activities.
Keywords: lecture groups, propaganda, political and educational work, the “Knowledge” society.
Общество «Знание» было образованно в 1947 г. по инициативе группы ведущих ученых и общественных деятелей страны. По определению его первого председателя академика В.И. Вавилова, «общество должно быть проводником и посредником настоящих и передовых научных знаний от специалистов к народу» [2, с. 237]. В Смоленске, а затем в городах и районных центрах Смоленской области (несколько позднее были созданы и первичные организации) Общество начало функционировать с 1948 г. Его возглавил профессор Д.И. Погуляев. Впоследствии председателями Обществf были доценты А.Д. Дунаев, Е.П. Губин, более 20 лет (с 1969 по 1992 гг.) – профессор Я.Р. Кошелев. Использовались различные средства и формы пропаганды научных знаний: лекции, доклады, беседы за круглым столом, кинолектории, методические, теоретические и научные семинары. Общество занималось издательской деятельностью, тиражируя для своих членов материалы лекций и методическую литературу [5, с. 248].
В 1978-1980 гг. содержание и основные направления лекционной работы определялись решением XXV съезда, постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды». Практические задачи, вытекавшие из данных документов, обсуждались на пленумах и бюро обкома, горкомов и райкомов партии, в первичных парторганизациях, а также на семинарах и совещаниях секретарей партийных комитетов, работников идеологических учреждений [2, с. 238].
Бюро Смоленского обкома КПСС отмечало, что горкомы, райкомы партии, первичные партийные организации, областная организация общества «Знание» в соответствии с решениями июньского (1983 г.) и апрельского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС проводили определенную работу по перестройке лекционной пропаганды, повышению ее эффективности и роли в формировании марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, успешном решении народнохозяйственных и социальных задач.
В Смоленской области была завершена аттестация лекторов, при некотором сокращении их количества, число специалистов областного, городского и районного звеньев выросло более чем в два раза. С целью более полного учета социально-демографических характеристик и особенностей различных групп слушателей была осуществлена паспортизация 6682 лекционных аудиторий. В партийных комитетах, трудовых коллективах были выделены организаторы лекционной пропаганды. Это важнейшее партийное поручение выполняло около четырёх тысяч человек, в большинстве своем коммунисты. Внедрялось единой планирование лекционных мероприятий, что позволяло четче контролировать тематическую направленность, вносить в деятельность лекторов систему и порядок.
Несколько активизировалась деятельность внештатных лекторских групп горкомов и райкомов, все более широкое распространение получали системные фонды массовой пропаганды. В 1985 г. было организовано 3500 лекториев и кинолекториев, 308 народных университетов, широко внедрялись в практику общественно-политические чтения, циклы лекций. Был установлен единый порядок работы с вопросами, поступавшими лекторам и докладчикам, большое внимание уделялось учебе лекторских кадров, повышению их мастерства. Целенаправленно велась такая работа в Сафоновском, Гагаринском, Вяземском, Краснинском, Демидовском и Сычевских районах.
Вместе с тем в деятельности горкомов и райкомов КПСС, областной организации общества «Знание» по совершенствованию лекционной пропаганды имелись и существенные недостатки. В Ярцевском, Кардымовском, Шумячском, Смоленском, Угранском, Темкинском и некоторых других районах перестройка лекционной пропаганды была воспринята как очередная компания. Не было обеспечено должное обучение и инструктирование кадров, не имелся необходимый контроль за выполнением рекомендаций вышестоящих органов и собственных решений. Формально проведенные аттестации членов общества «Знание» и паспортизация аудиторий не привели к заметному повышению активности лекторов, улучшению качества выступлений. В Кардымовском районе, например, из 134 паспортизованных аудиторий план-графики чтения лекций имелись лишь в 88, а в остальных 46 аудиториях лекции читались по-прежнему бессистемно, в основном лекторами первичного звена, причем на каждого из них приходилось не более 3-5 выступлений в год.
Фактически почти треть лекторов не выступала после аттестации в Руднянском районе, слабо вовлекались в лекционную пропаганду ученые и специалисты научно-исследовательских институтов, а также специализированных кафедр высших учебных заведений.
Многие парторганизации не уделяли внимания тематической направленности читаемых лекций, в результате мало читалось лекций по проблемам развитого социализма, советского образа жизни, научно-тематического прогресса, укрепления трудовой и производственной дисциплины. Имелись факты, когда организаторами лекционной пропаганды утверждались слабо подготовленные люди, не была налажены учеба данной категории работников. Не до конца решались вопросы повышения качества выступлений – рецензирование и прослушивание лекций.
В Велижском, Дорогобужском, Ельнинском, Ершичском районах организации общества «Знание» не обеспечивали выполнения заявок трудовых коллективов на чтение лекций согласно планам-графикам. Недостаточно оказывали практическую помощь партийным организациям в повышении научного и идейного уровня лекционной пропаганды методические советы и секции, созданные при правлениях областной, городской и районных организаций общества «Знание». В ряде районов плохо использовались для выступления лекторов учреждения культуры, красные уголки молодежных общежитий, актовые залы школ и других учебных заведений [см.: 1].
В связи со сложившейся ситуацией бюро Смоленского обкома КПСС 5 августа 1985 г. постановило:
1. Обязать горкомы, райкомы КПСС, первичные парторганизации обеспечить в 1985 г. завершение перестройки лекционной пропаганды с целью значительного повышения ее роли в коммунистическом воспитании трудящихся, мобилизации их на успешное претворение в жизнь решений апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, положений и выводов, содержавшихся в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, достойной встречи XXVII съезда КПСС. Лекционная пропаганда велась во всех коллективах систематически, была глубокой научной по содержанию, убедительной и яркой по форме, давать исчерпывающие ответы на любые вопросы, поставленные трудящимися, служить эффективным средством формирования общественного мнения.
2. Отделам пропаганды и агитации Смоленского обкома КПСС, горкомам и райкомам партии повысить роль внештатных лекторских групп партийных комитетов в организации и содержании пропаганды знаний, усилить их влияние на общее состояние лекционной работы, учебу лекторских кадров. Активнее вовлекать в лекционную деятельность ученых, преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов народного хозяйства, передовиков и новаторов производства. Добиваться, что бы все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и хозяйственные руководителе регулярно выступали перед трудящимися по вопросам внутренней и международной жизни, социально-экономическим проблемам развития Смоленской области, городов, районов и трудовых коллективов.
Особое внимание обратить в лекционной пропаганде на проблемы ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства, повышения производительности труда, усиления режима экономии, снижения себестоимости продукции, укрепления трудовой дисциплины, выполнения каждым коллективом и тружеником приятых социалистических обязательств. В лекциях было необходимо глубоко освещать вопросы выполнения Продовольственной, Энергетической и других комплексных программ. Остро ставили вопросы, связанные с ущербом, наносимым пьянством, тунеядством, безответственностью и другими антиобщественными проявлениями.
3. Предложить горкомам, райкомам КПСС, областной, городским и районным организациям общества «Знание» повысить роль лекционной пропаганды в системе контрпропаганды. Она убедительно раскрывала антинародную сущность империализма, его политики и идеологии, неспособности буржуазного общества устранять социальные язвы, национальную и расовую несправедливость. В лекциях решительно разоблачать человеконенавистнический курс империалистической реакции, прежде всего – правящую верхушку США, ее бредовые планы мирового господства, подталкивающие человечество на грань ядерной катастрофы. Усилить лекционную работу среди молодежи, обратив особое внимание на воспитание подрастающего поколения в духе коммунистических идеалов, верности славным революционным, боевым и трудовым традициям партии и народа.
4. Областной организации общества «Знание» обеспечить дальнейшее повышение качества лекционной работы, развития и укрепления ее научных основ, создание более эффективной системы повышения квалификации лекторов. Необходимо считать целесообразным создание при областной организации общества «Знание» народного университета для подготовки лекторов-методистов. Повышать ответственность научно-методических советов и секций за содержание и тематическую направленность лекционной пропаганды. Улучшать обеспечение лекторов техническими средствами, наглядными пособиями, методическими и справочно-информационными материалами [1, л. 131-132].
В справке о выполнении постановления бюро обкома КПСС от 5 августа 1985 г. «О ходе перестройки лекционной пропаганды в области в свете требований июньского (1983 г.) и апрельского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС» секретарь Смоленского обкома КПСС отмечал, что партийные комитеты и организации общества «Знание» проводили определенную работу по совершенствованию лекционной пропаганды в Смоленской области, ее перестройке в свете требований партии [1, л. 133-135].
В 1986 г. более трети всех читаемых лекций приходилось на съездовую тематику и разъяснение последующих решений партий и правительства. Действенный характер приобрела пропаганда, направленная на укрепление дисциплины и порядка, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование управления экономикой, всего хозяйственного механизма. Были сделаны заметные шаги по развёртыванию антиалкогольной пропаганды, усилению контрпропагандисткой направленностью лекций [1, л. 132].
За 1985 г. в Смоленской области было прочитано 102 тысячи лекций, в первом полугодии 1986 г. – 48 тысяч лекций. Целенаправленно лекционная пропаганда велась в Смоленске, Сафоновском, Гагаринском, Вяземском, Краснинском, Хиславичском и других районах [1, л. 133].
Осуществляя перестройку, партийные, профсоюзные, комсомольские организации и организации общества «Знание» работали над улучшением состава лекторских кадров, совершенствуя их подготовку. По итогам аттестации 2245 человек были утверждены лекторами городского и районного звеньев. Принимались меры по улучшению состава лекторских кадров, совершенствованию их пропаганды, 30% читавшихся лекций приходились на долю лекторов городского и районного звеньев. В полтора раза увеличилось количество высококвалифицированных лекторов, направляемых в районы и три областных центра.
Содержательнее стала учеба лекторских кадров, регулярно проводились областные и районные семинары, как правило, на них рассматривались и вопросы методики лекционной пропаганды, происходил обмен опытом работы. В большинстве районов действовали школы лекторского мастерства, работали две областные школы молодого лектора, в университете марксизма-ленинизма обкома КПСС было открыто отделение для подготовки лекторов по вопросам международных отношений, идеологической борьбы, краеведение.
Наряду с мероприятиями по актуализации тематики и содержания пропаганды, повышению активности лекторов совершенствовалось планирование лекционного процесса на основе повсеместной паспортизации аудиторий, перехода к чтению лекций по годовым планам-графикам. В 1986 г. в Смоленской области было паспортизованно более 6 тысяч лекционных аудиторий, уточнялся контингент слушателей, была определена оптимальная периодичность чтения лекций. За аудиторами были закреплены утверждённые парторганизациями организаторы лекционной пропаганды. Все это положительно влияло на укрепление связи устной политической пропаганды с производственными задачами коллективов, позволяли партийным комитетам осуществлять перспективное планирование лекций.
На высокий уровень поднялось планирование лекционного процесса, подавляющее большинство трудовых коллективов переходило на годовое планирование лекций в паспортизованных аудиториях, что положительно влияло на укрепление связи пропаганды с производственными задачами коллективов. Разнообразнее стали формы устной политической пропаганды, расширялась сеть системных форм работы. В Смоленской области в 1985 г. было организовано 2249 циклов лекций, их них 1092 на селе. С нового учебного года в 1986 г. начинались занятия в 330 народных университетах. Хорошо зарекомендовали себя такие формы, как «Дни лектора», «Дни науки», «Дни открытого письма», беседы «за круглым столом». Практически была отработана методика проведения единого политдня [3, с. 69].
Планомерно осуществлялось организационное укрепление всех звеньев общества «Знание», упорядочивалась деятельность его первичных организаций. Проводимая партийными комитетами и организациями общества «Знание» работа по перестройке лекционной пропаганды, повышению ее эффективности способствовали росту общественно-политической и производственной активности трудящихся, мобилизации их на решение социально-экономических и воспитательных задач [1, л. 133].
Меры, принимаемые по перестройке лекционной пропаганды в соответствии с требованиями ЦК КПСС, способствовало повышению политической и трудовой активности рабочих, колхозников и интеллигенции, мобилизации их усилий на успешное претворение в жизнь задач, поставленных XXVII съездом партии, планов и социалистических обязательств 12 пятилетки. В то же время более пристального внимания партийных комитетов и первичных партийных организаций требовало к себе вновь созданный институт организаторов лекционной пропаганды. В ряде районов области фиксировались факты, когда ответственный участок идеологической работы доверялся слабо подготовленным людям, не была налажена их учеба, не до конца был решен вопрос повышения качества лекционной пропаганды, прослушивания и рецензирования лекций, учебы лекторских кадров на местах [1, л. 135].
Учитывая имевшиеся успехи в деле подготовки лекционной пропаганды секретариат Смоленского обкома КПСС 18 июля 1986 г. постановил снять с контроля постановление бюро обкома КПСС от 5 августа 1985 г. «О ходе перестройки лекционной пропаганды в области в свете требований июньского (1983 г.) и апрельского (1985 г.) Пленумов ЦК КПСС» [1, л. 136-137].
В настоящее время российской общество «Знание», как и в середине 1980х гг. по-прежнему занимается просветительской и информационно-издательской деятельностью. Кроме того, оказывает помощь в повышении квалификации и переподготовке специалистов с учетом рыночной экономики, распространяет опыт образования и самообразования взрослых, посреднические услуги населению, предприятиям и учреждениям [4, с. 288].
Список литературы:
1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области. Ф. 6. Оп. 68. Д. 39. Справки, информации о выполнении постановлений бюро обкома КПСС по вопросам массово-политической и пропагандистской работы. Л. 129-137.
2. Иванов А.М., Силина К.В. Лекционная пропаганда общества «Знание» в конце 1970-х – начале 1980-х годов по материалам Смоленской области // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: Материалы XXIII Международной научной конференции, Иваново, 27-28 марта 2024 года. Иваново: Ивановский государственный университет, 2024. С. 327-333.
3. Иванов А.М., Зиновьева И.В. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в советском союзе в середине 1980-х гг. на примере Смоленской области // Modern Science. 2020. № 6-2. С. 67-72.
4. Кошелев Я.Р. Общество «Знание» / Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. А – Я. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 288.
5. Силина К.В. Идеологическая и политико-воспитательная работа общества «Знание» в конце 1970-х – начале 1980-х гг. (по материалам Смоленской области) // Лебедевские чтения: Сборник статей по материалам XXV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Педагогического института имени В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, Пенза, 18 апреля 2024 года. Пенза: Пензенский государственный университет, 2024. С. 257-263.
Сведения об авторах:
Иванов Александр Михайлович – кандидат исторических наук, доцент кафедры математики, информатики и общегуманитарных наук Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Смоленск, Россия).
Силина Карина Владимировна – студентка Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Смоленск, Россия).
Data about the authors:
Ivanov Alexander Mikhailovich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Mathematics, Informatics and General Humanities Department, Smolensk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Associate Professor of Jurisprudence Department, Smolensk Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Smolensk, Russia).
Silina Karina Vladimirovna – student of Smolensk Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Smolensk, Russia).
E-mail: Aleks-I-82@yandex.ru.
E-mail: silina.carina2016@yandex.ru.

