Голубева Е.В. Направленность личности подростков и их родителей

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 159.922

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Голубева Е.В.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи направленности личности родителей и их детей подросткового возраста. Теоретический анализ проблемы показал, что направленность может определяться доминирующей системой мотивов гуманистического или прагматического содержания. Роль направленности личности родителей в нравственном развитии детей заключается в актуализации у ребенка внутренних моральных побудителей. Эмпирическое исследование позволило установить, что доминирующие мотивы у подростков, определяющие направленность их личности, в целом, соответствуют направленности личности их родителей.

Ключевые слова: направленность личности, родители, подростки, доминирующие мотивы, морфологический тест жизненных ценностей.

 

PERSONALITY ORIENTATION

OF TEENAGERS AND THEIR PARENTS

Golubeva E.V.

The article deals with the problem of relationship between personality orientation of parents and their adolescent children. The theoretical analysis of the problem showed that the personality orientation may be determined by the dominant system of humanistic or pragmatic content motives. The role of the orientation of the parents’ personality in the moral development of children lies in the actualization of the child’s internal moral stimuli. An empirical study made it possible to establish that the dominant motives in adolescents, which determine the orientation of their personality, generally correspond to the personality orientation of their parents.

Keywords: personality orientation, parents, adolescents, dominant motives, morphological test of life values.

 

Проблема направленности личности не является новой в психологической науке. Ей посвящены классические труды С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова, Л.И. Божович и др. [см.: 5, с. 174-176]. Анализируя современное состояние проблемы направленностив психологии, можно отметить единство позиций разных авторов в том, что направленность является ведущей характеристикой личности, определяя целостность ее структуры. Выделение типов направленности в большинстве работ базируется на том, что человек реализует три самых важных вида отношений: к обществу, к себе и к другим людям [6, с. 181].

В современном меняющемся мире, в эпоху быстрой смены ценностей особый интерес представляет рассмотрение направленности личности с точки зрения ее связи с нравственным сознанием и поведением [см.: 1; 7]. Один из возможных вариантов выделения типологии направленности личности, соответствующих данному подходу, принадлежит В.Ф. Сопову. Доминирующая система мотивов обусловливает гуманистическую или прагматическую направленность личности. Гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов духовной удовлетворенности, положительным отношением как к себе, так и к обществу. Прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа. Неопределенная направленность означает, что ни гуманистическая, ни прагматическая направленность не выражены. Противоречивая направленность означает, что гуманистическая и прагматическая направленность одинаково сильно выражены и провоцируют внутриличностный конфликт [9, с. 13].

При этом в известной нам психологической литературе встречаются единичные исследования, связанные с рассмотрением направленности личности родителя и ее влияния на мотивационно-ценностную сферу ребенка. Поэтому данный аспект рассмотрения проблемы представляется актуальным.

Говоря о направленности как ключевой характеристике личности воспитывающего, можно отметить, что именно к тому, чего хотят родители сами, они и готовят своих детей. Их идеал жизни, благополучия, порядочности определяет цель воспитания [3, с. 331].

В сфере семейных взаимоотношений гуманистическая направленность личности выражается в ее стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними, приобщению детей к нравственным ценностям. Прагматическая направленность личности в семейной сфере проявляется в стремлении к материальному достатку, престижу, развитию у детей «деловых» качеств.

Психолого-педагогические исследования роли направленности личности родителей в развитии мотивационной сферы их детей немногочисленны [см.: 2]. Так, например, в экспериментах, проведенных Е.В. Субботским, изучалось влияние альтруистического (стимулирующего бескорыстное отношение к товарищам) и прагматического (основанного на принципе взаимного обмена) стиля воспитания на нравственное развитие детей. Оказалось, что в первом случае у ребенка интенсивнее формируются внутренние моральные побудители (совесть), во втором же нравственные поступки часто совершаются лишь при наличии прямого поощрения или в присутствии так называемых «социализаторов» – взрослых [см.: 10].

Подростковый возраст характеризуется преобразованием социальной ситуации развития, выходом на качественно новую социальную позицию, расширяющейся сферой деятельности, интенсивным формированием новообразований в личностной сфере – чувства взрослости, самосознания, перестройкой мотивационно-ценностной сферы. Подростковый возраст традиционно рассматривается как «опасный» и трудный с точки зрения воспитательных воздействий. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка [4, с. 5-6]. Поэтому острым и актуальным становится вопрос о роли семьи, личности родителей в формировании направленности личности подростков.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявление направленности личности подростков, воспитываемых родителями с разной направленностью личности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что направленность личности подростков соответствует направленности личности родителей.

В исследовании принимали участие 122 человека, из них – 61 подросток в возрасте 14-15 лет (учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ г. Таганрога Ростовской области) и их родители. Уточним, что, по нашему мнению, в тестировании, скорее, согласится участвовать тот родитель, который уделяет воспитанию ребенка повышенное внимание и, соответственно, имеет на него большее влияние.

В процессе проведения исследования для выявления направленности личности был использован «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (МТЖЦ) [9]. Выявляемые с помощью теста ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). В первую группу входят: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Ко второй группе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности. При всех низких значениях направленность личности является неопределенной (Неопр.), без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах направленность личности является противоречивой (Противор.), внутриконфликтной. При высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической (Гуман.), второй группы – прагматической (Прагм.).

В проведенном эмпирическом исследовании с участием подростков и родителей были получены данные, отражающие выраженность у них восьми жизненных ценностей. Эти сведения позволили установить, какой тип направленности личности выявляется у каждого респондента. Полученные в исследовании результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Частота встречаемости типов направленности личности

в подвыборках родителей и подростков

Как можно видеть, в группе родителей преобладает противоречивая (49%) и неопределенная (33%) направленности личности. Такой результат говорит о том, что у большинства современных родителей нет четко сложившейся системы ценностей.

Противоречивая направленность личности родителя свидетельствует о наличии конфликта между духовно-нравственными и эгоистически-престижными ценностями. Неопределенная направленность родителя указывает на то, что у него не выработана система норм поведения, деятельности, нравственных и этических принципов. Такие люди часто испытывают трудности в осознании своих ценностей, целей, жизненных ориентиров.

И в том, и в другом случае у воспитываемого таким родителем ребенка затрудняется образование мотивационной направленности. Противоречивость или неопределенность воспитательных воздействий приводит к тому, что в развитии ребенка роль воспитательных воздействий снижается. Дети не имеют возможности четко определиться с направленностью в семье, поэтому принимают ценности общества. А, как показывают многочисленные социально-психологические исследования, современное общество характеризуется доминированием прагматических ценностей. Поэтому является ожидаемым увеличение доли прагматической направленности (28%) в выборке подростков по сравнению с выборкой родителей (8%).

Рассмотрим, как связаны между собой направленности родителей и их детей. Объединим подростков, принимавших участие в исследовании, в группы согласно направленности личности их родителей. Установим, какова частота встречаемости четырех рассматриваемых типов направленности у подростков в каждой группе. Полученные эмпирические данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

Направленность личности подростков,

воспитываемых родителями с разной направленностью личности

Проведем статистическую обработку результатов. Для этого воспользуемся критерием φ* – угловое преобразование Фишера, который предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта. Сравним попарно группы подростков, выделенные в соответствии с направленностью личности их родителей, по выраженности соответствующей направленности у детей.

Результаты статистической обработки представим в таблице 2. Отметим, что величина значения φ определяется с помощью специальных таблиц и зависит от процентной доли респондентов, входящих в ту или иную группу, а значение φ*эмп. вычисляется по формуле:

где n1 и n2 – количество респондентов в соответствующих группах.

Сопоставление полученных эмпирических значений критерия с критическими позволяет принять гипотезу H1 (о наличии различий) или H0 (об отсутствии различий [8, с. 158].

Таблица 2.

Результаты статистической обработки

с помощью критерия φ* – угловое преобразование Фишера

*Сопоставление групп подростков по выраженности гуманистической направленности не имеет смысла, т.к. ее доля во всех подгруппах, кроме подгруппы с гуманистической направленностью личности родителей, равна нулю.

В подвыборке детей, воспитываемых родителями с гуманистической направленностью личности, в 83% случаев встречается преобладание гуманистических ценностей. Следует отметить, что такая направленность личности встречается только у подростков, чьи родители также характеризуются гуманистической направленностью личностью. Следовательно, сформировать гуманистическую направленность личности у ребенка родитель может только в том случае, если сам ею обладает. Видимо, родители на собственном примере, в своей воспитательной практике демонстрируют следование этим ценностям. А подросток чаще всего идентифицируется с ними, стремится брать с них пример и поэтому гармонично усваивает передаваемые ему ценности.

У детей, воспитываемых родителями с прагматической направленностью личности, в 40% случаев определяется такая же прагматическая направленность, и с такой же частотой выявлена неопределенная направленность, а еще 20% детей показали одинаковую выраженность и гуманистических и прагматических ценностей. Можно предположить, что неполное соответствие направленности личности родителей и подростков в этом случае вызвано тем, что формирование какой-либо направленности у ребенка не воспринимается родителями как воспитательная задача в соответствии с их ориентированностью на собственные потребности, престиж и достижения. Однако выводы, сделанные нами относительно перечисленных выше групп родителей и их детей, необходимо рассматривать как предварительные, т.к. количество респондентов в этих группах невелико.

У подростков, воспитываемых родителями с противоречивой направленностью личности, чаще всего определяется противоречивая направленность (в 53% случаев). Причем выраженность этой направленности в данной группе статистически достоверно выше, по крайней мере, в сравнении с группой подростков с неопределенной направленностью личности родителей (φ*эмп. = 1,64 при р < 0,05). Вероятно, родители этой группы «транслируют» детям противоположные ценности и установки, и их «полюс» определяется ситуационно и непоследовательно. В этих условиях у подростков также формируется одновременная приверженность и гуманистическим, и прагматическим ценностям.

Подростки, которых воспитывают родители с неопределенной направленностью личности, в большинстве своем не имеют выраженного ценностного полюса (40% детей). Причем выраженность этой направленности в данной группе статистически достоверно выше, по крайней мере, в сравнении с группой детей с противоречивой направленностью личности родителей (φ*эмп. = 1,79 при р < 0,05). Видимо, не имея четко выраженной позиции, родители этой группы отстраняются от формирования направленности личности ребенка, поэтому этот процесс складывается стихийно и зачастую приводит к формированию неопределенной направленности личности у подростка.

Таким образом, можно заключить, что доминирующие мотивы у подростков, определяющие направленность их личности, в целом, соответствуют направленности личности их родителей. Данное исследование помогает несколько расширить научные представления о роли направленности личности родителей в формировании ценностных ориентаций их детей подросткового возраста. Это исследование может быть использовано специалистами помогающих профессий при работе с семьями.

 

Список литературы:

1. Боглаевская Т.В., Левкова Т.В. Направленность и ценностные ориентации в структуре личности в юношеском возрасте [Электронный ресрус] // Постулат. 2019. № 3 (41). URL: https://bit.ly/3qo92KK (дата обращения: 25.12.2021).

2. Голубева Е.В. Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности // Известия ТРТУ. № 9-2 (64). 2006. С. 54-55.

3. Голубева Е.В. Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания подростков, воспитываемых родителями с разной направленностью личности // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 331-334.

4. Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Южный федеральный университет, 2015. 176 с.

5. Калимуллина О.А. Контент-анализ категории «направленность личности» // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 171-177.

6. Кириенко А.А. К проблеме содержания направленности и ее типов в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 181-187.

7. Петушкова И.Н. Нравственная направленность личности и характер ее морального поведения // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VII международной научной конференции, 9-10 ноября 2017 г. / Отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 213-218.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 350 с.

9. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.

10. Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИОП, 1979. С. 80-97.

 

Сведения об авторе:

Голубева Елена Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Data about the author:

Golubeva Elena Valerievna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Safety Life Activity Department, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia).

E-mail: ev_golubeva@mail.ru.