Studia Humanitatis
Published on Studia Humanitatis (https://st-hum.ru)

Главная > Обзор статей № 2 за 2019 год

Обзор статей № 2 за 2019 год

Дата публикации: 04.07.2019

ИСТОРИЯ

Востриков П.В. Уильям Беркли (1605-1677) – губернатор колониальной Виргинии [1]

В статье исследуются значимые вехи жизненного пути одного из наиболее известных деятелей колониального периода истории США. Уильям Беркли провел в Виргинии тридцать четыре года – дольше, чем любой другой управленец подобного ранга. Он был лишен губернаторства в годы Английской буржуазной революции из-за своих политических симпатий, но при Реставрации был немедленно восстановлен в должности. Беркли известен своей активной кампанией по привлечению роялистов в Виргинию, во многом он способствовал как формированию правящей элиты, так и общему увеличению численности населения колонии. Он был активным экономистом и имел некоторые успехи в своих попытках диверсифицировать хозяйственную жизнь. Однако рост населения вкупе с другими факторами, способствовал усилению политических и экономических противоречий, что привело, в конечном итоге, к социальному взрыву и опале Беркли. 

Канделаки Д.Г. Сведения неизвестного автора о Грузии [2]

Посредством материалов периодических изданий начала XIX века европейские и русские читатели знакомились с малоизвестной для них страной – Грузией. В статье анализируется сочинение «Грузия под скипетром Александра I», опубликованное в 1805 г. в журнале «Вестник Европы». Целью данной статьи является оценка истории Грузии начала XIX столетия, написанной неизвестным автором. Это сочинение является документом, подтверждающим интерес иностранцев к Грузии. 

Пулькин М.В. «В тихом омуте …»: преступность в Олонецкой губернии (XIX – начало ХХ вв.) [3]

Исследование посвящено проблемам формирования и развития основных тенденций в криминальной сфере на территории Олонецкой губернии в XIX – начале ХХ вв. Выявлено, что ситуация в сфере преступности претерпевала существенные изменения на протяжении всего изучаемого периода. В первой половине XIX в. относительно слабая имущественная дифференциация и заметное влияние православной церкви существенно уменьшали масштабы девиантных проявлений. Однако буржуазные реформы и постепенное распространение религиозного индифферентизма заметно поменяли благоприятную картину. Количество преступлений и степень их тяжести ощутимо возросли. 

Шабунин В.В. Миссионерский аспект работы книгонош в Российской империи в конце XIX – начале XX вв. [4]

В данной статье исследуется вклад книгонош в распространение религиозных вероучений на территории Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Автором проанализированы причины популярности работы книгонош, как в народной среде, так и среди русской интеллигенции. Выявлены источники кризиса работы книгонош к концу XIX в. и рассмотрены пути выхода из него. Проведен сравнительный анализ форм и методов миссионерской деятельности сектантских и православных книгонош. Автор пришел к выводу, что принятый в начале XX в. закон о веротерпимости, стал дополнительным импульсом для привлечения книгонош к делу православной миссии. 

Вальчак Д. Лицевой иконописный подлинник Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918): изначальный проект и его осуществление [5]

В статье воспроизводится хронология работ Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918) над созданием собственного Лицевого иконописного подлинника, который должен был состоять из снимков образцовых икон и представлять собой практическое пособие для иконописцев. Автором проводится подробный анализ проходящей внутри Комитета дискуссии о форме и содержании первого тома планируемого подлинника «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1905) Н.П. Кондакова. Выявляется круг художественных инспираций для подлинника и устанавливается связь между идеей создания Лицевого иконописного подлинника и проектом религиозного возрождения и церковными реформами эпохи Николая II.

Мордзилович А.А. Феномен «коричневых» священников в Третьем рейхе: причины возникновения [6]

В статье анализируются причины и масштабы сотрудничества немецких католических и протестантских священнослужителей с нацистами. Рассматриваются различные определения термина «коричневые» священники в историографии. Статья призвана показать, что в основе этого коллаборационизма лежала не приверженность духовенства к христианскому учению, а к сотрудничеству с нацистами священников зачастую подталкивали собственные политические и карьерные соображения и личные мотивы.

Фролов В.В. Участие прокуратуры Псковской области в пересмотре дел о государственных преступлениях в 1954-1956 гг. [7]

В статье исследуется деятельность комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи, в работе которой непосредственное участие принимали сотрудники региональной прокуратуры. Данная работа написана на основе ранее неопубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области. При решении исследовательских задач в настоящей статье автор использовал системный, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. В заключение исследования делается вывод о том, что результаты работы комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях можно признать удовлетворительными, так как благодаря её деятельности значительное количество людей смогли добиться, пусть и не полной реабилитации, но значительного сокращения избранной в отношении них меры наказания.

ПЕДАГОГИКА

Афдалах, Ихфан Х. Воспитание характера через внеклассную деятельность скаута («Прамука»). Индонезийский опыт [8]

В Индонезии воспитание характера учащихся стало государственной политикой в области образования, осуществляемой в рамках национальной образовательной программы. Министерство образования и культуры осуществляет процесс такого воспитания, начиная с начальных классов и заканчивая университетом. Формирование характера в раннем возрасте необходимо, чтобы поддерживать его неизменность в будущем. Характер и нравственность учащихся могут быть правильно сформированы и развиты в ходе изучения школьных предметов и через внеклассную деятельность. Эффективным способом формирования и развития характера учащихся является их участие во внеклассных мероприятиях, образовательная деятельность которых направлена развитие знаний ученика, повышение его квалификации и усвоение ценностей религии, а также местных, национальных и глобальных социальных норм для формирования лучших качеств личности. Скаутинг является одним из тех внеклассных мероприятий, которые имеют большое значение для формирования характера учащихся. Он обеспечивает нравственное воспитание учеников, наряду с формированием их жизненных ценностей. В данном исследовании рассматривается роль и функция скаутской деятельности как внеклассной работы с учащимися с целью формирования их нравственных ценностей.

Илюшкина М.Ю., Шейнкман А.М. E-learning в преподавании английского языка: анализ контента мобильных приложений [9]

Статья посвящена возможности использования обучающих мобильных приложений в преподавании английского языка. Описываются основные методы обучения, лежащие в основе обучающих мобильных приложений, с целью сгруппировать приложения для обучения английскому языку по приоритетному методу обучения и показать схожесть и различия с методами традиционного обучения. В статье описаны и исследованы методические составляющие контента отобранных приложений – функции, типы заданий, виды контента, мотивационные составляющие, наличие теории и подсказок, словаря, а также проанализированы их достоинства и недостатки. Исследование направлено на то, чтобы показать особенности контента с точки зрения встраивания его элементов в систему традиционного преподавания английского языка, выявить уровень готовности учащихся к внедрению мобильных приложений в учебный процесс и сформулировать методические рекомендации. 

ПОЛИТОЛОГИЯ и ПРАВО

Рамли Л. Урегулирование спора в трудовых отношениях в Индонезии [10]

Субъектами трудовых отношений являются рабочие и работодатели. Эти отношения между сторонами основаны на принципе свободы договора, но они имеют разные цели, которые могут привести к спорным ситуациям. Существуют два вида урегулирования трудовых споров – во внесудебном и судебном порядке. В соответствии с законом № 2 от 2004 года функции медиатора заключаются в разрешении производственного или трудового спора. Медиация – это альтернативное решение трудовых конфликтов. Медиатором выступает государственный служащий Департамента трудовых ресурсов, что упрощает процесс разбирательства и экономит средства. Но, если конфликт не может быть решен путем медиации или если стороны не могут прийти к мировому соглашению, они могут пойти в суд. Главный вопрос в том, какой будет идеальная модель в отношении решения трудовых споров. Данная статья представляет собой социально-правовое исследование. Урегулирование спора начинается с изучения вопроса и сбора необходимой информации, затем определяется классификация проблемы, а потом вырабатывается правильная модель решения трудового конфликта. 

Ананд Г., Субагйоно Б.С.А. Проблема исполнения судебного приговора по гражданским делам в Индонезии [11]

Исполнение наказания является принудительным актом, исполняемым заявителем или выигравшей стороной через суд или компетентный орган, который приводит в исполнение решение, имеющее постоянную юридическую силу. При его осуществлении юридическое исполнение должно соответствовать статьям 195-208 Уголовного кодекса (Herziene Inlandsch Reglement). Этот принцип включает в себя приговор, имеющий постоянную юридическую силу, обвинительный приговор, несвоевременный приговор и исполнение приговора главой суда. Тем не менее, есть некоторые ограничения. К ним относятся ненадлежащие действия, совершенные сторонами, и нарушение гражданского или уголовного законодательства.

Веселов Н.Ю. Биологические, психологические и социальные факторы правового концепта «ребенок» [12]

В статье раскрываются факторы, обусловливающие особенности правового представления о ребенке. Дается краткая характеристика биологическим, психологическим и социальным особенностям этого периода жизни человека. Обосновывается, что с данными факторами должен коррелироваться правовой концепт детства. С учетом этих факторов выделены основные особенности правового статуса (положения) ребенка в различных видах правоотношений.

ПСИХОЛОГИЯ

Голубева Е.В. Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье [13]

В статье рассматривается проблема рефлексивности как интеллектуально-личностного ресурса у лиц с разным опытом отношений в родительской семье. Построены профили рефлексивности у лиц с благоприятным и неблагоприятным опытом отношений. Показано, что у лиц с неблагоприятным опытом отношений повышен показатель рефлексии настоящего, что можно рассматривать и как последствие сложившейся семейной ситуации, и как ресурс для преодоления негативных переживаний, связанных с прошлым опытом. 

Ландвуйтович П. Священство и терапия – перспективы пастырского консультирования [14]

Современный человек переживает многочисленные конфликты и проблемы. В поисках решения своих трудностей люди обращаются к вере и связанной с ней пастырской заботе или к психологии и вытекающим из нее различным интерпретациям психотерапии. Могут ли эти два направления человеческого познания быть связаны между собой? Можно ли осуществлять пастырскую заботу через терапию или терапию через пастырскую заботу? В статье рассматривается вопрос о пастырском консультировании, которое, как представляется, является своего рода промежуточным решением. Таким образом, в начале исследования уточняется понимание понятий пастырского попечения, психотерапии и пастырского консультирования. Далее в статье описывается взаимосвязь между этими понятиями и отмечается важность взаимодополняемых различий (термин автора) при осуществлении пастырского консультирования. В конце статьи указываются практические пути совершенствования принципов взаимодополняемых различий в пастырском консультировании.

ТЕОЛОГИЯ

Архимандрит Феогност (Пушков). Литургия святого Василия Великого: «…и да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров». Был ли Василий Великий крипто-донатистом? [15]

Перевод литургических тестов всегда имеет принципиальное по важности значение, т.к. в богослужении, а особенно в Таинствах, выражается вся суть Православной веры и весь религиозный опыт Церкви. Ошибки в переводах могут служить основанием последующих концептуальных заблуждений и даже ересей. В своем исследовании автор предпринял попытку дать ответы на следующие вопросы. Что означают в евхаристической молитве на Литургии святого Василия Великого слова: «и да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров» и как их правильно перевести на русский язык? В чем существенный недостаток всех имеющихся переводов этой молитвы с греческого языка на русский? 

ФИЛОЛОГИЯ

Пяткова П.Ю., Шушмарченко Е.А. Лингвостилистический анализ речи спортивных комментаторов [16]

В статье рассматривается речь комментаторов спортивного плавания. Комментирование в таком виде спорта является малоизученной областью, поэтому особое внимание уделяется используемым тропам, спонтанной речи и паузам хезитации. В ходе исследования были выявлены особенности комментирования спортивного плавания. Приводится сопоставительный анализ речи комментатора-эксперта и комментатора-профессионала.

Мышак Е.А. Классификация англоязычной терминологии биотехнологии [17]

В статье предложена классификация англоязычной биотехнологической терминологии. Автором выделены основные группы терминов, относящихся к общенаучной, базовой и собственной терминологии, появившиеся в рамках данной науки. С точки зрения формирования и развития терминологии в рассматриваемой терминосистеме выявлены базовые термины, которые были заимствованы из других терминосистем и сохранили свое первоначальное значение; производные и сложные термины (словосочетания); термины, заимствованные из смежных с биотехнологиeй терминосистем, но частично изменившие свою семантику.

Лазаренко Л.В. «Обольщение письмом»: пассаж о каллиграфии из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в теоретической рамке грамматологии [18]

В статье рассматривается объективация социокультурных представлений индивида в минимальных, сингулярных графических единицах письма на материале пассажа из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», вынесенного в название. Автор статьи размышляет о различных аспектах процесса, учитывая фикциональную природу исследуемого объекта. Рассуждение о монологе Мышкина очерчено теоретическими положениями грамматологии, что позволило обратиться к проблеме концептуализации письма в этой области лингвистического и философско-лингвистического теоретизирования. Проведенный анализ подтвердил в ряду прочего, что письменный язык обладает собственным, не зависящим от устной речи, от конвенций естественного языка, ресурсом смыслопорождения – графикой, начертанием. Сама возможность «перевода» представлений в графическую образность шрифта указывает на сохранение фонетическим письмом семасиографических потенций, реализуемых истолкованиями (характер которых также интерпретируется автором) графической формы конкретного материального (онтического) письменного знака. 

Трофимова М.В. Социально-коммуникативная модель "пастырь-пастырь" в приходских рассказах священника Ярослава Шипова [19]

Статья посвящена активно развивающемуся явлению современного литературного процесса – приходской прозе. На материале рассказов священника Ярослава Шипова проанализированы содержательные и художественные характеристики специфичной для данного явления социально-коммуникативной модели "пастырь-пастырь". В ходе исследования обнаруживается, что в творчестве писателя на первый план выходит товарищеский уровень взаимодействия пастырей в контексте повседневной жизни церковного сообщества. Обосновывается мысль, что функции данной модели связаны с объективным изображением особенностей существования современного сельского прихода и православного духовенства. 

Пасютина Ю.Н. Новый тип героя в повестях Анатолия Андреева [20]

В статье анализируются повести русскоязычного писателя Беларуси А. Андреева, который предложил теорию персоноцентризма, основанную на осознании литературного героя как личности. Персонажи белорусского писателя представляют собой новую, современную разновидность «лишнего» героя. Это – люди творческих профессий, наделенные большими, чем все остальные, умственными способностями, и в этом заключается их проблема. Они мечутся в поисках себя и своего предназначения, но сталкиваются с неодобрением общества и в итоге остаются в полном одиночестве. 

Гемза Л. Венеция Беньковской и Болевского: два эссе о городе [21]

В статье представлен анализ двух эссе о Венеции: Евы Беньковской «О чем говорят камни Венеции» и Яцека Болевского «Что после Венеции… по следам художников и святых». Предметом исследования в обоих произведениях, прежде всего, служат искусство и архитектура города, которые являются предметом сравнения. Е. Беньковская концентрируется на картинах, в то время как Яцек Болевский обращается к художественной литературе (И. Бродский, Казанова, Г. Джеймс). Однако оба эссе – это «урок-наблюдение», где есть четкие ссылки на эссе Герберта, даже в том, как “говорящий голос эссеиста” противопоставляется туристу.

ФИЛОСОФИЯ

Никольский Е.В. Философская проза как эстетический феномен [22]

В статье рассматривается художественная специфика философской прозы – особого вида искусства, в котором органично переплетаются художественность и философия. Автор убедительно доказывает, что явление философского жанра лежит за гранью проблематики произведения, утверждая, что в основе данного жанра лежит эстетическая рефлексия, особый принцип эстетического мировидения. В этом оригинальность и актуальность статьи, ведь в отечественном литературоведении вопрос о жанровой специфике философской прозы не является однозначно решенным. В качестве примера произведения, в котором реализуются принципы философского жанра, рассматривается роман Умберто Эко «Имя Розы», где автор выходит за пределы эстетики постмодерна, детектива и нравоописания и создает многогранное произведение. Автором делается вывод о сложности философского романа для литературы и различении литературной философичности как аспекта проблематики и как жанрового явления.

Голубинская А.В. Принятие знания в структурах повседневности информационного общества [23]

Целью статьи является анализ вопроса о том, могут ли познавательные акты составлять повседневные действия субъекта современного информационного общества. Описываются основные детали механизма познания в условиях обыденности информационного общества, формулируются вопросы для возможных дальнейших разработок проблемного поля. В статье приводятся результаты анализа одной из таких разработок, которая следует из сопоставления научной и повседневной рациональности и анализа способов их взаимодействия в условиях современного общества.

(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(86263935, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true });
var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []); _tmr.push({id: "2279917", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()}); (function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "tmr-code");
Top.Mail.Ru
<\/a>") //-->
Top.Mail.Ru (function (w, d, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { var options = { project: 2845120, element: 'top100_widget', }; try { w.top100Counter = new top100(options); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "//st.top100.ru/top100/top100.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(window, document, "_top100q"); Топ-100 Creative Commons License
Пользовательское соглашение и правовая информация © Сетевое издание «Studia Humanitatis», 2013-2025. ISSN 2308-8079. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-52598 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 января 2013 г. Все материалы предоставляются по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Источник: https://st-hum.ru/content/obzor-statey-no-2-za-2019-god

Ссылки
[1] https://st-hum.ru/node/782/
[2] https://st-hum.ru/node/785/
[3] https://st-hum.ru/node/781/
[4] https://st-hum.ru/node/787/
[5] https://st-hum.ru/node/783/
[6] https://st-hum.ru/node/786/
[7] https://st-hum.ru/node/791/
[8] https://st-hum.ru/node/784/
[9] https://st-hum.ru/node/800/
[10] https://st-hum.ru/node/802/
[11] https://st-hum.ru/node/779/
[12] https://st-hum.ru/node/792/
[13] https://st-hum.ru/node/801/
[14] https://st-hum.ru/node/794/
[15] https://st-hum.ru/node/795/
[16] https://st-hum.ru/node/790/
[17] https://st-hum.ru/node/797/
[18] https://st-hum.ru/node/798/
[19] https://st-hum.ru/node/793/
[20] https://st-hum.ru/node/799/
[21] https://st-hum.ru/node/796/
[22] https://st-hum.ru/node/789/
[23] https://st-hum.ru/node/788/