Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Специфика современного патриотического воспитания в России

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37+355.233.231.1

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Геращенко И.Г., Геращенко Н.В.

В статье анализируется специфика современного патриотического воспитания в России в условиях информационного общества. Патриотическое воспитание показано в контексте вызовов глобализма. Обосновывается необходимость системного подхода к патриотическому воспитанию. Проанализированы такие аспекты, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, духовно-патриотическое, эколого-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое и спортивно-патриотическое воспитание.

Ключевые слова: Россия, патриотическое воспитание, информационное общество, военно-патриотическое воспитание, духовно-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

 

THE SPECIFICITY OF MODERN

PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V.

The paper analyses the specificity of modern patriotic education in Russia in the information society conditions. The patriotic education is shown in the context of globalism challenges. The necessity of a systematic approach to patriotic education is substantiated. Such aspects as military-patriotic, heroic-patriotic, spiritual-patriotic, ecological-patriotic, civil-patriotic, historical-local and sports-patriotic education are analysed.

Keywords: Russia, patriotic education, information society, military-patriotic education, spiritual-patriotic education, civil-patriotic education.

 

В настоящее время патриотическое воспитание приобретает особую значимость, учитывая сложную международную обстановку и те вызовы, с которыми приходится сталкиваться России в ходе противостояния с глобализмом. В этой связи вполне понятен повышенный интерес к патриотическому воспитанию на государственном уровне. Не случайно, начиная с 2001 года, каждые пять лет Постановлениями Правительства РФ вводится в действие обновленная Государственная программа патриотического воспитания граждан. Одной из приоритетных задач данной Программы является информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации [см.: 9].

В условиях информационного общества патриотическое воспитание сталкивается с целым рядом сложностей и проблем. Возможность быстрого распространения информации, с одной стороны, облегчает воспитательный процесс, так как позволяет одновременно воздействовать на большие группы населения, но, с другой стороны, существуют разнообразные информационные потоки, несущие иногда прямо противоположную патриотическому воспитанию нагрузку. В такой ситуации процесс патриотического формирования личности значительно усложняется, поскольку не удается сохранить целостность воспитательного воздействия.

Следует отметить еще одну особенность современного патриотического воспитания. Если в советский период использовался принцип тотального идеологического влияния на членов общества, то в настоящее время такой подход не может быть использован, поскольку отвергается идея тоталитаризма. Современная идеология патриотического воспитания включает в себя целый ряд компонентов, главным из которых является любовь к своей стране. Но если раньше эта любовь рассматривалась в контексте интернационального единства наций и народностей в процессе их совместного движения к «светлому будущему», то в настоящее время акцент делается на решении внутригосударственных и национальных проблем [6, с. 256].

В этой связи появляется целый ряд аспектов патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование у молодежи и взрослого населения мотивации к служению Отечеству, позитивному отношению к русской военной истории, социальной ответственности за укрепление национальной безопасности страны. В годы Великой Отечественной войны победа была обеспечена, в том числе, благодаря объединяющей силе коммунистической идеологии, но в настоящее время эта идеология уже не является ведущей. То есть историческое прошлое корректируется в соответствие с запросами сегодняшнего дня. Следует также учитывать, что в 90-е годы прошлого века военно-патриотическим воспитанием на государственном уровне серьезно не занимались, что наложило свой отпечаток на формирование умов тогдашней молодежи.

Сегодня важную роль играет также героико-патриотическое воспитание, включающее в себя пропаганду героических профессий, памятных историко-героических дат, верность героическим традициям и др. [1, с. 57]. Героическое прошлое страны является благодатным материалом для использования современных информационных технологий. Многочисленные фильмы, сериалы, научно-популярные программы, посвященные героической тематике, становятся важным средством патриотического воспитания. Вместе с тем, следует отметить, что в данном случае часто используются западные информационные технологии, которые могут снижать своеобразие национальной героической тематики. Возможно, следует использовать собственные кинематографические разработки, чтобы реализовать единство формы и содержания в героико-патриотическом воспитании.

В наше время определяющим направлением становится духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое) воспитание. В данном случае можно говорить о ряде особенностей, если сравнивать современное нравственное воспитание, например, с коммунистическим. Специфика в данном случае заключается в том, что духовно-патриотическое воспитание в условиях информационного общества обладает целым рядом особенностей. Информационная среда является глобальной, поэтому здесь скрещиваются и переплетаются самые разные информационные потоки [4, с. 62]. Многие из них ориентированы на рекламу, развлечение, разнообразное потребление, что плохо сочетается с патриотической тематикой. В таких условиях практически невозможно добиться цельности нравственно-патриотического воспитания, а это является важным условием его эффективности.

Молодой человек часто находится в ситуации идеологической неопределенности, когда на него воздействуют стимулы различной идеологической природы. Значительное количество информации преследует глобалистские цели и направлено на формирование «человека мира», оторванного от национальной почвы. Особенно это касается таких направлений, как современная мода, массовая культура, социальные сети. Учитывая, что значительная часть молодежи уделяет им основную часть своего свободного времени, можно говорить о трудностях духовно-патриотического воспитания. Основной водораздел здесь проходит между национальными традициями и глобализмом.

Глобализм либерально-рыночного типа имеет своей первоочередной задачей лишение молодого поколения собственных национальных корней, приобщение его к стандартизированной массовой информационной культуре. Поскольку данная форма глобализма пустила уже глубокие корни в мировоззрении молодежи, противодействие его влиянию становится определяющей задачей духовно-патриотического воспитания. В этой связи следует более активно разрабатывать собственное информационное обеспечение, что позволит всесторонне использовать различные направления национальной культуры в информационной среде [10, с. 49-50].

Базисом духовно-патриотического воспитания является переход от глобальной либерально-рыночной экономики к экономике национальной. В настоящее время все более востребованной становится экономика, основанная на российских традициях и преследующая собственные национальные интересы. Работа на отечественных предприятиях сама по себе является воспитанием в патриотическом духе. Российские экономические традиции связаны не только с рыночной конкуренцией, но и с кооперацией, артельными формами ведения хозяйства. На небольших предприятиях легче организовать гуманные отношения между работодателем и работниками [3, с. 141].

Современное нравственно-патриотическое воспитание включает в себя различные аспекты. Актуальной проблемой становится оптимальное сочетание советских и православных традиций в воспитании. Православное воспитание в России имеет давнюю историю, но и идеи социализма, социальной справедливости также насчитывают не одно столетие. В современных условиях противодействия глобалистской идеологии, по-видимому, следует использовать как православный, так и социалистический подход к патриотическому воспитанию. В плане духовности социализм может быть рассмотрен в качестве секуляризированного христианства. Поскольку это близкие идеологии, то исторически они находились в состоянии конкуренции. Но в настоящее время могут с успехом использоваться в борьбе с глобализмом, поскольку основываются на традиционных российских ценностях.

Эколого-патриотическое воспитание также приобретает первостепенное значение [см.: 7]. Это связано с необходимостью решения экологических проблем, которые приобрели особую остроту в условиях глобальной рыночной экономики. Эколого-патриотическое воспитание предполагает формирование у молодежи чувства любви к родной природе, необходимость ее защиты и восстановления. Экологическая ситуация во всем мире становится все более напряженной, что явилось следствием бесконтрольного потребления природных ресурсов в условиях бурного развития глобального рынка.

Необходимой составляющей эколого-патриотического воспитания является защита национальных природных ресурсов, выступающих определяющим условием выживаемости жителей страны. Данная защита предполагает формирование нового типа потребления, основанного на разумных потребностях. Концепция безграничного потребительства доказала свою неэффективность и прямую враждебность интересам всего человечества. В условиях ограниченных природных ресурсов материальное потребление также должно быть введено в определенные разумные рамки. При этом необходимо удовлетворять все базовые экономические потребности человека, но акцент следует делать на развитии духовных потребностей.

Информационное общество предоставляет для этого практически безграничные возможности. Уже в настоящее время молодежь и люди старшего возраста большую часть своего свободного времени проводят в виртуальной среде. Используемый информационный продукт далеко не всегда обладает высоким качеством, однако, в данном случае все-таки удовлетворяется духовная потребность [2, с. 160]. Вполне естественно, что эколого-патриотическое воспитание все активнее переводится в цифровой формат. Это не исключает непосредственного общения с родной природой, которое связано не только с духовным, но и физическим оздоровлением человека.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование у детей и молодежи зрелой гражданской позиции, социальной активности, ответственности и правовой культуры [5, с. 6]. Гражданско-патриотическое воспитание, как и все патриотическое воспитание в целом, начинается на ранних этапах социализации личности и продолжается в течение всей жизни человека. Данная система воспитания разработана уже для дошкольных учебных заведений, в школе, вузе и послевузовском образовании происходит ее дальнейшее развитие.

В детских садах патриотические мероприятия приурочены к государственным праздникам, таким как День Победы, День народного единства, День защитника Отечества, День России, День государственного флага Российской Федерации и др. Проводятся тематические беседы, встречи, разучиваются пословицы, стихи и песни о Родине.

В школе система гражданско-патриотического воспитания рассчитана на весь период обучения с учетом возрастных особенностей детей и уровня их подготовки. Сюда относится цикл классных часов «Разговоры о важном», введение начальной военной подготовки, торжественное поднятие флага России и исполнение государственного гимна перед первым уроком в начале недели и многое другое.

В вузе волонтерская деятельность студентов является формой гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Поисковое движение – это общественная деятельность граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечиванию их имен. На гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи направлена целая система специальных мероприятий. Например, общероссийская акция «Бессмертный полк», виртуальные музеи Памяти Великой Отечественной войны. В настоящее время в целях патриотического воспитания студентов все чаще реализуются различные виртуальные проекты, связанные с использованием современных информационных технологий.

Важной составляющей формирования патриотизма является историко-краеведческое воспитание. Оно включает в себя углубленное изучение истории Отечества и малой Родины, освоение историко-культурных корней в процессе историко-краеведческой деятельности, усиление творческой исследовательской работы школьников в ходе туристской, историко-краеведческой и музейной деятельности [8, с. 8].

Историко-краеведческое воспитание имеет своей целью изучение истории и традиций родного края для укоренения молодежи в той среде, где она родилась и выросла. В условиях повышенной мобильности современного общества приоритетной задачей является закрепление молодежи за местом проживания. Этому способствует хорошее знание истории родного края, его традиций и перспектив развития. Современная информационная среда и здесь может оказать свою помощь, поскольку не только позволяет сделать более наглядной и доступной историко-краеведческую проблематику, но и дает возможность молодежи, даже находясь в отдалении от главных культурных центров, получать всю необходимую информацию.

Еще одним направлением в развитии патриотизма является спортивно-патриотическое воспитание. Это связано с пропагандой здорового образа жизни среди молодежи, регулярным проведением спортивно-массовых мероприятий, созданием молодежных спортивных команд в образовательных учреждениях, популяризацией выдающихся достижений российских спортсменов, проведением спортивных праздников в знаменательные и героические даты отечественной истории, включением спортивных элементов в проводимые мероприятия агитационно-массовой патриотической направленности [1, с. 58].

Занятия физической культурой и спортом сами по себе несут значительную патриотическую нагрузку, поскольку способствуют объединению молодежи в командной состязательности. В спортивных соревнованиях отстаивается честь своей страны, возникает чувство ответственности перед Родиной. Особую роль здесь играют занятия физической культурой и спортом военно-патриотической направленности, туристические походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися спортсменами. Информационные технологии и в данном случае могут быть востребованными, поскольку они оказывают существенную помощь не только в организации физкультурных занятий, но и в проведении спортивно-патриотических мероприятий.

Таким образом, современное патриотическое воспитание обладает сложной и взаимосвязанной структурой, которая позволяет воспитывать подрастающее поколение на основе традиционных духовных ценностей, а не на стереотипах глобализма. Патриотическое воспитание обладает специфическими особенностями, связанными с реалиями информационного общества. Чтобы добиться высокой результативности, необходимо использовать современные информационные технологии, позволяющие охватить большую аудиторию и сделать патриотическое воспитание более доступным, интересным и эффективным.

 

Список литературы:

1. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 4 (808). С. 47-60.

2. Геращенко И.Г., Геращенко А.И. Логическое образование юристов: история и современные трансформации // Право и образование. 2018. № 4. С. 157-164.

3. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Культура критики как необходимое условие эффективности образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 5. С. 139-144.

4. Геращенко И.Г, Геращенко Н.В. Философия образования: подлинная и мнимая проблемность // Социология образования. 2016. № 8. С. 60-67.

5. Гергилев Д.Н., Тарасов М.Г. Гражданско-патриотическое воспитание: учебно-методическое пособие. Красноярск: СФУ, 2022. 84 с.

6. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М.: Центрполиграф, 1994. 496 с.

7. Игумнова Е.А., Горлачев В.В., Корсун О.В. Опыт организации регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу – значит любить Родину!» // Ученые записки ЗабГУ. Серия «Педагогические науки». 2017. Т. 12. № 5. С. 97-106.

8. Комаров А.В. Воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности: дисс… канд. пед. наук: спец. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). М., 2005. 211 с.

9. Нормативно-правовые основы патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи / Сост. Л.В. Плаксина, А.Б. Федотова, Л.С. Паринова и [др.]. М., 2016. 114 с.

10. Сибел Т. Цифровая трансформация. Как выжить и преуспеть в новую эпоху. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 256 с.

 

Сведения об авторах:

Геращенко Игорь Германович – доктор философских наук, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Волгоград, Россия).

Геращенко Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и коммуникативных дисциплин Волгоградской государственной академии физической культуры (Волгоград, Россия).

Data about the authors:

Gerashchenko Igor Germanovich – Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Sociology, General and Legal Psychology Department, Volgograd Institute of Management (branch office) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd, Russia).

Gerashchenko Natalya Vladimirovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Communication Disciplines Department, Volgograd State Physical Education Academy (Volgograd, Russia).

E-mail: gerashhigor@rambler.ru.