Наурыз Г.О. Трансформация образа дьявола в тяжелой музыке: сравнительный анализ в контексте поджанров метала

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 27-167.64:785

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ДЬЯВОЛА

В ТЯЖЕЛОЙ МУЗЫКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В КОНТЕКСТЕ ПОДЖАНРОВ МЕТАЛА

Наурыз Г.О.

В статье рассматривается видоизменение образа дьявола в тяжелой музыке. Жанровая классификация предполагает изучение в поджанрах экстремального метала без учета жанров рок музыки. Экстремальный метал отличается от более медийных жанров метала небольшим количеством слушателей, что делает данный стиль непопулярным в мировых музыкальных чартах. Это является основной причиной незаинтересованности академического круга в изучении данной темы. Основным методом исследования является аудиовизуальный анализ. В качестве отправной точки, после которой использование образа дьявола в тяжелой музыке стало еще более популярным, является сатанинская истерия 1980-х гг. Автором сделан глубинный анализ шести музыкальных треков, принадлежащих к европейской и американской экстремальной музыкальной индустрии. В заключение глубинного аудиовизуального анализа, автор пришел к выводу, что трансформация образа дьявола приобрела социально значимый характер из-за угроз повторения конфликтов между Церковью и антирелигиозно настроенными группами людей.

Ключевые слова: образ дьявола, тяжелая музыка, экстремальный метал, оккультизм в музыке, сатанизм, язычество, неонацизм.

 

TRANSFORMATION OF THE DEVIL IMAGE

IN HEAVY MUSIC: COMPARATIVE ANALYSIS

IN THE CONTEXT OF METAL SUBGENRES

Nauryz G.O.

This paper discusses the modification of the Devil image in heavy music. Genre classification involves the study of subgenres of extreme metal music without taking into the types of rock music. Extreme metal differs from the more media genres of metal with a small audience, which makes this genre unpopular in the world music charts. This is the main reason for the disinterest of the academic community in the study of this topic. The main research method is audio-visual analysis. As a historical point, after which the use of the image of the Devil in heavy music became even more popular, is the satanic hysteria in the 1980s. The author made an in-depth analysis of six music tracks belonging to the European and American extreme music industry. As a result of a deep audio-visual analysis, the author came to the following conclusion, that the transformation of the Devil image has acquired a socially significant character due to the threat of a repetition of conflicts between the Church and anti-religious groups of people.

Keywords: the image of the Devil, heavy music, extreme metal, occultism in music, Satanism, paganism, neo-Nazism.

 

Собирательный образ дьявола представляет собой крайне популярный феномен в современной массовой культуре. Дьявола как антагониста используют в кинематографии, в музыкальной индустрии и т.д. Использование это персонажа в визуально сопровождающих материалах музыки – видеоклипах, обложках, костюмах и гриме является распространенным провокационным жестом. Особой популярностью обладает дьявол как главный герой в музыкальных видеоклипах, в частности встречающийся в композициях тяжелой музыки.

То есть, применяя образ дьявола в музыкальном творчестве, авторы или арт-коллектив решают затронуть те или иные проблемы общества, сопоставляя себя с люцифером – изгнанным, падшим ангелом, тем самым обозначая свою девиантную позицию.

Дьявол в отдельных жанрах тяжелой музыки, например в black metal, gothic metal, doom metal – это, прежде всего, оккультный, мистический персонаж. В музыке данных жанров приводятся отсылки на каббалистическую философию и теистический сатанизм. Это явление говорит нам о том, что музыка популяризирует эзотерические учения среди фан-аудитории. Нередко такое увлечение носит деструктивный характер, например, как случай с поджогами около 50 церквей в 1990-х гг. в Норвегии [12].

В качестве следующего тезиса можно выделить, что образ дьявола в trash metal, death metal и прочих жанрах американской школы heavy metal, как правило, используется в политических целях, эксплуатируя такие его характеристики как аморальность, ненависть, склонность к разрушениям. Обычно группы или музыканты с активной гражданской позицией в канун политических изменений склонны выпускать видеоклипы, альбомы с антихристианскими атрибутами, привлекая при этом внимание к своему творчеству и к событию. Изучив трансформацию образа дьявола, мы можем проанализировать основные мотивы социального ажиотажа, создаваемого музыкальными жанрами. В частности, представитель американского industrial metal музыкант Мэрилин Мэнсон в 2016 г. на кануне президентских выборов в США, выпустил видеоклип для композиции «Say10» (игра слов, произносимая как «Satan», то есть сатана), где персонаж, напоминающий 45-го Президента США Дональда Трампа предстает в обезглавленном виде. Для американского общества данная политическая отсылка стала неожиданностью, поскольку ранее Мэнсон не комментировал заинтересованность личностью того или иного кандидата. Музыкант в одном из своих интервью опроверг, что кровавая сцена из клипа связана с Трампом, при этом право интерпретации он оставил слушателям [11].

Эмпирическая часть исследования проделана при помощи метода аудиовизуального анализа более 20 музыкальных композиций. 6 треков изучены методом глубинного аудиовизуального анализа с использованием текстов, клипов и интервью авторов.

Объектом исследования является образ дьявола в тяжелой музыке. Предмет исследования – трансформация образа в поджанрах тяжелой музыки.

История сатанинской истерии

В 1980-х гг. в США была опубликована книга психиатра Л. Паздера «Мишель помнит» (Michelle remembers) о скрытых воспоминаниях и ранних детских травмах, которые выявлялись с помощью гипноза [13]. Главная героиня биографического рассказа – Мишель Смит подверглась сексуальному насилию приверженцами сатанинского культа. После выхода данного бестселлера большинство уголовных дел сексуального характера по отношению к несовершеннолетним начало носить оккультно-сатанинский подтекст. Это явление обсуждалось в консервативных политических и религиозных кругах, дополняясь новыми зафиксированными случаями.

Сатанинская истерия или сатанинская паника – социальное явление вокруг конспирологической теории о тайных сатанинских культах, практиковавших человеческие жертвоприношения и растление малолетних на территории США, Великобритании и Австралии в 1980-2000 гг. [см.: 8].

Данное социальное явление изменило музыкальную индустрию. В 1985 г. американская общественная организация «Parents Music Resource Center» (Центр музыкальных ресурсов для родителей) предложила снабжать музыкальные альбомы метками «Parental Advisory Label», то есть знаками предупреждения потребителей о наличии в музыкальных композициях провокационных текстов, которые были разделены на четыре типа:

1. Тексты сексуального характера.

2. Упоминание наркотиков и алкоголя.

3. Оккультизм [17].

Помимо этого Центр создал «Filthy Fifteen» – список пятнадцати песен, которые, по их мнению, являются наиболее вызывающими.

1981 г. в Копенгагене образовалась хэви-метал группа «Mercyful Fate», ставшая основоположником современного black metal. Тексты этого музыкального коллектива отличались мистико-оккультными темами, в результате чего группа попала в список «Parental Advisory Label». Центр обратил особое внимание на композицию «Into the coven», вышедшую в 1983 г. [15]. В песне автор описывает шабаш, и призывает слушателя присоединиться к ритуалу. Люцифер принимает облик спасателя, приглашение на шабаш представлено как акт освобождения от неких узд, ограничивающих свободы человека. В тексте песни используются обороты, которые рассказывают о кровавом ритуале. Автор текста Кинг Даймонд в интервью часто упоминал «Библию сатаны» Антона Лавея, считая ее больше философским трудом, нежели религиозным [9]. В Библии сатаны люцифер предстает как символ просвещения, а примкнуть к сатане – значит поставить под сомнения существующее положение вещей в мире [см.: 10].

Следующий трек из списка – композиция «Possessed» британской heavy metal группы «Venom», созданной в 1978 г. «Venom» – основатели современной экстремальной музыкальной сцены Европы. Лирику этого музыкального коллектива, как и творчество «Mercyful Fate», принято считать первым андеграундным блэк металом.

Композиция «Possessed», записанная в 1985 г., также была включена в список «Filthy Fifteen». В этом треке нет сюжетной линии и элементов ритуала, но присутствуют христианские атрибуты веры, такие как: распятие, непорочность Марии и т.п. Текст песни строится на том, что рассказчик через непринятие религиозных догматов ведет духовную войну против лицемерия в Церкви путем оскорбления чувств верующих. Автор песен группы по имени Конрад Лант, более известный под псевдонимом Кронос, в одном из своих интервью объяснил отношение музыкального коллектива к оккультизму. Кронос считает, что сатанизм – это, якобы, абсолютная, индивидуальная ответственность человека перед самим собой. Отрицание религиозных канонов и ценностей дает человеку свободу действий и полный контроль над собой, «суть сатанизма иметь собственную голову, люди даже больше не верят в Бога. Церкви используются как общественные центры для детей из бедных семей. Они больше не привыкли молиться» [16]. Сатана в данном контексте представляется неким символом изначальной свободы человека, рассказчик говорит о себе как о «дите сатаны», рожденном посредством зла.

Таким образом, история сатанинской истерии закладывает основу для еще более широкого использование образа дьявола в тяжелой музыке. Если на начальных этапах зарождения андеграундной музыки дьявол – это нигилистический концепт, то в последующем он стал один из феноменов поп-культуры.

Европейское общество 1980-х гг. переживало кризис Христианской веры, поэтому активное обсуждение сатанинской истерии вызвало всеобщий интерес к оккультным сообществам. Параллельно развивались и псевдохристианские учения. В теории секуляризации кризис религии сопровождается ослаблением роли традиционной веры и ростом новых течений, началась фактическая продажа духовного продукта, тем самым создавая маркетинговую систему [6]. А музыкальные коллективы начали протестовать против сложившейся системы всеобщего потребления. Так сатанизм музыкантов стал проявлением бунтарства.

Образ дьявола в тяжелой музыке

Метал как музыкальный жанр имеет более 40 поджанров, которые между собой делятся еще на некоторые стили [7]. Для более детального изучения исследование трансформации образа дьявола ограничено экстремальными жанрами тяжелой музыки.

Экстремальный метал – общее название для некоммерческих поджанров heavy metal, имеющих собственные эстетические особенности в звучании и в визуале. Из-за привилегированности музыки, авторы часто комбинируют стили, создавая новые школы, при этом не рискуя потерей аудитории.

Внутри жанрово экстремальный метал отличается не только звучанием, например для лирики разных метал школ характерна поэтическо-стилевая обособленность. Из чего следует, что использование образа дьявола в тяжелой музыке может носить разный контекст в зависимости от жанров. Экстремальный метал хоть и считается явлением мировой музыки, но некоторые жанры развивались в разных социальных условиях. По этой причине для глубинного понимания мотивов использования вместе с жанровой классификацией было решено добавить разделение жанров по континентальным особенностям: blackmetal как европейский экстремальный метал и deathmetal как американский экстремальный метал.

Дьявол в европейском экстремальном метале

В творчестве black metal группы «Behexen» из Финляндии дьявол – источник силы, связь с которым устанавливается через ритуалы и музыку [4]. Black metal – один из крупных жанров экстремального метала, отличается мрачностью звучания, частым использованием сатанинской атрибутики и нанесением музыкантами трупного макияжа – corpse paint. Данный жанр возник и активно развивался в Европе.

«Behexen» изначально понимали сатанизм как антихристианскую доктрину, это можно заметить по их первому полноформатному альбому «Rituale Satanum» 2000 г. Название альбома представляет собой высмеивание литургических текстов Католической Церкви «Rituale Romanum». Сборник содержит треки антирелигиозного толка, но не дает полного описания дьявола как последующие альбомы группы. В 2004 г. «Behexen» выпустила альбом «By the Blessing of Satan», который также содержит ироничные отсылки к Христианству.

В более поздних композициях из альбомов 2012 и 2016 гг. дьявол – не антихристианский персонаж, а один из представителей древней языческой мифологии. В трек-листе полноформатного альбома «Nightside Emanations», вышедшего в 2012 г, используются персонажи древнеегипетской и шумерской мифологии, например, Маат – богиня порядка и света, ее противник повелитель хаоса, змей Апеп и его слуга Кхаребуту.

Композиция «Wrathful Dragon Hau-Hra» повествует о повелительнице тьмы – Апеп. Авторы используют картину женщины-змеи на обложке альбома «Nightside Emanations», добавляя атрибуты жертвоприношения, такие как: череп, серебряная чаша, труп младенца.

Главный герой песни призывает к помощи божество в лице феминизированного Апепа, «восстань из чрева хаоса, отчисти этот бездушный мир, и пусть утопает вечно», «прими мое скромное пожертвование, наполнив серебряную чашу».

В этом же альбоме трек «Luciferian Will» полностью раскрывает образ дьявола в творчестве финской группы, описывая его следующим образом: «Ты скрываешься за множеством масок, ты вырвался из тьмы, освети мой внутренний храм». В тексте используется понятие «люциферианский огонь», который горит между рогами люцифера.

В итоге, принимая во внимание известность группы «Behexen» в black metal сообществе, можно предположить, что для этого жанра экстремального метала характерен образ дьявола в двух вариациях. Первый вариант – антихристианский образ, как следствие восстания против Церкви в обществе. Данный образ дьявола был популярен для первой волны развития жанра. Второй вариант – языческий образ под влиянием мифологических учений о противостоянии света и тьмы. В большинстве случаев он используется для возрождения этнического язычества, свойственный для музыкальных групп Скандинавии.

Дьявол в американском экстремальном метале

«Deicide» – американская death metal группа, созданная в 1987 г. во Флориде. В музыке этого музыкального коллектива дьявол – отражение общества. Автор песен группы Стив Эшейм в интервью объясняют свою антирелигиозную позицию так: «люди спрашивают, как долго ты сможешь продолжать делать это? Когда придет конец религиозному лицемерию и конфликтам? Не в ближайшее время, мы просто держим зеркало» [3].

Первый полноформатный альбом группы под названием «Deicide» был выпущен в 1990 г. Тексты песен носили антирелигиозный характер, но не были воодушевлены сатанизмом. Например, один из треков альбома «Carnage in the Temple of the Damned» был посвящён «Храму народов» – деструктивному религиозному движению, последователи которого совершили массовое самоубийство в 1978 г. А другая песня «Lunatic of Gods Creation» повествовала об еще одной тоталитарной секте «Семья Мэнсона». Таким образом, антирелигиозная тематика треков больше была связана с социально-негативными актами массовой веры, нежели с индивидуальным непринятием Бога.

В 1995 г. был презентован альбом «Once Upon the Cross», в котором авторы дали свое понимание дьявола. Трек «When Satan Rules His World» рассказывает о сатане как о правителе этого мира. В тексте поднимается вопрос прозелитизма: «От двери к двери немощный человек, говорящий о войне, его спасение словно меч», при этом автор говорит об Иегове как о распутнике. Так же излагается мысль о причине бедствий в мире, причем источник зла, по мнению музыкантов, не сатана, а бессилие Бога: «зачем стараться, мир умер, Христос прячется, когда сатана правит своим миром?»

В более поздних альбомах «Deicide» образ дьявола граничит с Богом Отцом и с сыном Божьим – Иисусом, в то же время, изображая всех деструктивными персонажами. Например, сборник 2011 г. «To Hell with God» содержит несколько треков, где упоминается дьявол. В большинстве случаев тексты песен содержат риторические вопросы к Богу, обвиняя Его в безвластии над этим миром, где царит упадок. Например, трек «How Can You Call Yourself a God» в самом названии содержит идею всей композиции: «Как ты называешь себя Богом, когда тебя ищут, но не находят? Ты здесь нужен, но не вмешиваешься, когда дело доходит до человеческих смертей».

В композиции «Angels Of Hell» можно заметить Христа, который несет Свой крест обратно в ад. Как говорилось выше, в лирике группы образы дьявола и Бога переплетаются воедино. Автор текста песни поднимает вопросы восстания против Бога: «Сокруши Бога, правь тем, что тебе когда-то принадлежало», в данном контексте речь идет о рае, откуда были изгнаны Адам и Ева. Далее примкнувшие к бунту ангелы вместе с сатаной, воплощают откровение в жизнь.

Ввиду того, что музыканты «Deicide» являются обсуждаемыми представителями death metal, в понимании американской heavy metal сцены дьявола можно описать как символ общественных катаклизмов. Фронтмен группы Глен Бентон комментирует тексты группы с точки зрения политических убеждений, приравнивая сатанизм к своей американской идентичности. «Я хочу, чтобы на пост президента баллотировался реальный человек, а не богатый парень, с проблемами богачей, держащий нас простых людей за дураков, нам нужно убраться к черту из других стран, и сосредоточиться на нашем благополучии, иначе мы разваливаемся» [14]. Сатанизм Бентона – это не теистическая вера, а скорее антихристианский атеизм. В очередном интервью он говорил о миссионерстве со стороны молодых американцев из Мормонской церкви, не разделяя их способ растрачивания потенциала, повествуя о Боге и оскорбляя неверующих [5].

Это говорит о том, что американские артисты, придерживающиеся сатанизма, обеспокоены растущим влиянием Церкви на государство, потму как традиционно американская идентичность многими воспринимается на ряду с религиозной принадлежностью, а Христианство стало неотъемлемой частью американской патриотичности [2].

Трансформация образа: различия и сходство

Европейская экстремальная метал сцена представляет дьявола как могучего персонажа, связанного с доктриной Ветхого Завета о противостоянии Богу. Но Бог в их понимании приобретает очертания новозаветного, пожертвовавшего собой Бога в лице Иисуса. Для дьявола европейского black metal характерны следующие качества:

1. Всесокрушающий, то есть антипод смиренного, кроткого и покорного Христа.

2. Правдоискатель, изображают его как стремящегося к истине.

3. Богоподобие, а именно сопоставление с одним из языческих божеств.

Можно заметить, что философия европейской экстремальной музыки многое заимствует у Фридриха Ницше, в частности идею о морали рабов и о Сверхчеловеке, а образ дьявола увеличивает будоражащий эффект, тем самым вызывая в публике заинтересованность [см.: 1].

Американская экстремальная индустрия описывает дьявола в привычном для Христианства образе «князя мира сего». При этом дьявол постоянно сравнивается с Богом, в итоге из отрицательного персонажа, он как бы становится положительным. Для дьявола американского death metal свойственны нижеприведенные черты:

1. Искренность. Дьявол не пытается казаться благородным, не лукавит, для музыкантов эта черта особенно ценна, так как Бога и верующих они обычно описывают как притворных и лицемерных персонажей.

2. Поработитель. Дьявол описывается как тот, перед кем безвластен даже Бог.

3. Борец за права. Для американских метал музыкантов дьявол – символ вечной борьбы за «справедливость». Персонаж используется как противовес «церковной» диктатуре, царящей в американском обществе.

Получается, дьявол для американских экстремальных групп не просто оккультный, религиозный персонаж, а некая новая интерпретация т.н. «американской свободы».

Европейская и американская экстремальная индустрия пользуются изначальным библейским пониманием дьявола, при этом особое внимание обращают на его многовековую неодолимость и немощность религии перед ним.

В европейской экстремальной музыке образ дьявола обретает сакральную роль. Это можно заметить не только в песнях, но и в массовом увеличении интереса европейцев к язычеству. Как упоминалось выше, дьявол в творчестве европейских многих групп представляет собой олицетворение языческих божеств. Что в конечном итоге может привести к более видимым или даже к массовым конфликтам между Церковью и раздробленными оккультно-языческими культами.

Американский образ дьявола также носит конфликтогенный потенциал, но здесь, в отличие от европейского типа, сакральность и демонизированность не рассматриваются вовсе. Дьявол не описывается через какую-либо теологическую доктрину, но становится противовесом для американской Христианской веры. Данное явление при широком отклике со стороны нерелигиозной или радикально настроенной атеистической молодежи может стать предтечей социально-культурных конфликтов в США.

 

Список литературы:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Кн. для всех и ни для кого / Пер. Ю.М. Антоновского. СПб.: Азбука-Кн. клуб «Терра», 1996. 331, [2] с.

2. America, keep singing [Электронный ресурс] // Lifeway [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3Xr0NLw (дата обращения: 06.12.2022).

3. Aris H.W. To hell with God deicide: Lampoon the Lord above [Электронный ресурс] // Portland Mercury [сайт]. 03.03.2011. URL: https://bit.ly/3XvP4LA (дата обращения: 06.12.2022).

4. Behexen [Электронный ресурс] // Lords of Metal [сайт]. 2022. URL: https://bit.ly/3QGSx8c (дата обращения: 06.12.2022).

5. Deicide’s Glen Benton talks Mormons, battle scars, new "Old school" album [Электронный ресурс] // Revolver [сайт]. 11.09.2018. URL: http://bit.ly/3H4ZUDd (дата обращения: 06.12.2022).

6. Deicide’s Glen Benton: Dave Mustaine is a "Prolapsed rectum" [Электронный ресурс] // Metal Injection [сайт]. 06.04.2012. URL: http://bit.ly/3iJAp0y (дата обращения: 06.12.2022).

7. Fantoft stave church: Norwegian black metal and stave church burnings in Norway [Электронный ресурс] // Wandering Crystal [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3QABpRm (дата обращения: 06.12.2022).

8. Hughes S. American monsters: Tabloid media and the satanic panic, 1970-2000 // Journal of American Studies. 2017. Vol. 51. Issue 3. P. 691-719.

9. King Diamond: "If there is a hell and I go there who cares? I’ve already faced it" [Электронный ресурс] // Kerrang [сайт]. 14.06.2021. URL: http://bit.ly/3CMcTqS (дата обращения: 06.12.2022).

10. LaVey A.S. The satanic bible. New York: Avon, 1969. 272 p.

11. Marilyn Manson’s shocking Trump video [Электронный ресурс] // The Daily Beast [сайт]. 12.07.2017. URL: http://bit.ly/3GxtkIw (дата обращения: 06.12.2022).

12. Metal music genre list [Электронный ресурс] // Metal music genre list [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3Xqfaje (дата обращения: 06.12.2022).

13. Smith M., Pazder M. Michelle remembers. New York: Congdon & Lattes, 1980. XIX, 310 p.

14. Stolz J. Salvation goods and religious markets: Integrating rational choice and Weberian perspectives // Social compass. 2006. Vol. 53. Issue 1. P. 13-32.

15. The 'worst' lyrics from the Satanic panic’s 'Filthy 15' [Электронный ресурс] // Loudwire [сайт]. 25.06.2021. URL: http://bit.ly/3w00ZFS (дата обращения: 06.12.2022).

16. Venom’s Cronos: "The whole point of Satanism is to have your own head" [Электронный ресурс] // Bravewords [сайт]. 03.03.2006. URL: http://bit.ly/3H2VSef (дата обращения: 06.12.2022).

17. You ask, we answer: 'Parental advisory' labels – the criteria and the history [Электронный ресурс] // National Public Radio [сайт]. 29.10.2010. URL: http://bit.ly/3Xajdk1 (дата обращения: 06.12.2022).

 

Сведения об авторе:

Наурыз Гайнижамал Онгарбековна – магистрант кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана, Республика Казахстан).

Dataabouttheauthor:

Nauryz Gainizhamal Ongarbekovna – master’s degree student of Religious Studies Department, L.N. Gumilyov Eurasian National University (Astana, Republic of Kazakhstan).

E-mail: dgottard@mail.ru.