Алдакимова О.В., Герлах И.В., Шкуропий К.В. Механизмы управления социальным партнёрством в отрасли коррекционного образования

Выпуск журнала: 

УДК 371.11+37 

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЁРСТВОМ

В ОТРАСЛИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алдакимова О.В., Герлах И.В., Шкуропий К.В.

В статье представлены результаты экспериментально-аналитической проектной деятельности по организации и включению в социальное партнерство субъектов высшего, среднего профессионального и коррекционного образования, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных структур. Раскрыты и охарактеризованы принципы управления социальным партнерством, установлены ведущие направления и условия взаимодействия. Добровольчество студентов педвуза проанализировано в качестве механизма управления социальным партнерством. Показан педагогический эффект социального партнерства для качественной социализации учащихся коррекционных образовательных структур и совершенствования траектории профессионального роста для волонтеров – будущих педагогов.

Ключевые слова: управление, социальное партнёрство в образовании, коррекционное образование, социально-педагогический проект, волонтёры, общественная организация.

 

MECHANISMS OF SOCIAL PARTNERSHIP MANAGEMENT 

IN CORRECTIONAL EDUCATION

Aldakimova O.V., Gerlach I.V., Shkuropiy K.V.

The article presents the results of experimental and analytical project activity on the organization and inclusion of higher, secondary professional and correctional education, socially oriented non-profit organizations and charitable organizations in the social partnership. The authors reveal and characterise the principles of managing the social partnership, and also establish the leading directions and conditions of interaction. Volunteering of students of a teacher training university is analysed as the mechanism of management of social partnership. It shows the pedagogical effect of social partnership for the qualitative socialization of students in correctional educational structures (remedial schools) and the improvement of the trajectory of professional growth for volunteers (future teachers).

Keywords: management, social partnership in education, correctional education, social and pedagogical project, volunteers, public organization.

 

Современное состояние российского общества характеризуется интенсивной динамикой глубинных экономических, социальных, политических изменений. Социально-экономические условия, сложившиеся в сфере образования, отличаются нестабильностью рынка образовательных услуг, отсутствием эффективного механизма финансирования образовательных учреждений, снижением воспитательного потенциала многих социальных институтов. На этом фоне, в контексте перехода к инклюзивному образованию, особенно остро обозначены проблемы социализации и социальной адаптации выпускников коррекционных школ.

На сегодняшний день чётко обозначилась необходимость эффективного решения данных проблем, напрямую зависящая от скоординированности и заинтересованности в совместной работе органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, профсоюзов, учреждений культуры, общественных организаций, производства и непосредственно самих образовательных учреждений.

Формирование личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, по Л.С. Выготскому, должно быть подчинено социальному, увязано с ним и даже больше – должно органически слиться с ним, войти в него как составная часть. «Надо воспитывать не дефективного, но ребенка, прежде всего» [2].

Социальное воспитание, социальная реабилитация неотделимы от процесса преодоления или ослабления недостатков, лежащих в основе своеобразия личности. Процесс формирования, становления ребенка как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс влияние посредством разных социальных факторов. 

В содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии на передний план выдвигается создание необходимых условий для интеллектуального, морального, культурного, физического развития ребенка. Речь идет о социальной реабилитации данной категории детей. На основе данных установок осуществляется социальное воспитание в рамках партнерства семьи, образовательных, производственных, общественных учреждений и организаций. Такое партнерство обеспечивает социальную реабилитацию детей с отклонениями в развитии, посредством которой решается задача восстановить их социальный статус и включить в систему общественных отношений. 

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие образовательных учреждений и иных организаций (культуры, здравоохранения, общественных и др.) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство в школах, в том числе в коррекционных, осуществляется в целях:

– обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

– организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов, таких как пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.;

– обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

– взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

– повышения квалификации педагогов школы;

– формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

– организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса [10].

Современная экономическая ситуация в стране не предполагает легкой адаптации и интеграции воспитанников с ОВЗ в общество. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь мы считаем необходимым и важным развитие социального партнерства, задача которого – включение общественного участия в реализации приоритетных направлений специальной коррекционной школы. Социальное партнерство в сфере коррекционного образования – это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [11].

Внешними социальными партнерами коррекционной школы являются: органы управления образованием различных уровней, психолого-медико-педагогическая комиссия, образовательные организации (коррекционные детские сады, профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы), учреждения культуры, правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, организации дополнительного образования, общественные, в том числе волонтерские организации (добровольческие центры, центры социального служения и т.п.), благотворительные организации (фонды, представители социально-ответственного бизнеса и т.п.). 

Внутреннее социальное партнерство предполагает взаимодействие всех субъектов школьного пространства: учителей, родителей, учащихся, воспитателей, волонтёров, педагогов дополнительного образования и детских объединений.

Социальное партнерство в коррекционной школе выстраивается на принципах:

– координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

– кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

– взаимодействия с общественными организациями;

– экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

– учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Таким образом, результатом социального партнерства становится создание благоприятных условий для социализации и самореализации учащихся, воспитанников коррекционного образовательного учреждения, путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания, что позволяет формировать у детей и подростков активную гражданскую и жизненную позиции.

Мы изучили и проанализировали деятельность по развитию механизмов социального партнёрства, осуществляемую в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Краснодарского края специальной (коррекционной) школе-интернате № 2 МО города Армавира (школа-интернат для глухих и слабослышащих). 

Нами были выявлены определенные противоречия в процессе организации механизма и новых форм социального партнерства, на разрешение которых должна быть направлена программа управленческой деятельности по оптимизации использования методов и инструментов социального партнерства в управлении коррекционной школой. Это противоречия:

– между необходимостью решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и присутствующей в управленческом и педагогическом труде тенденций к шаблонным действиям;

– между естественным желанием руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценкой роли фактора социального партнерства в системе управления коррекционной школой;

– между пониманием детским и взрослым коллективами актуальности введения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и трудностями в определении механизма введения этих форм;

– между ожиданием быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствием реальных результатов этим ожиданиям.

Наличие противоречий обусловило постановку проблемы: каков реальный механизм организации социального партнерства в коррекционной школе?

Исследовательский поиск детерминировал необходимость разработки модели механизма организации социального партнерства в коррекционной школе. Данная модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции (рис. 1):

Рисунок 1.

Модель механизма организации социального партнерства в коррекционной школе

На рисунке 1 мы видим, что организация социального партнерства включает в себя несколько этапов:

1. Организация переговорного процесса между сторонами – партнерами.

2. Организация процедуры выявления и согласования позиций (создание рабочих групп).

3. Организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности.

4. Организация подписания договора сотрудничества.

5. Реализация партнёрской деятельности.

6. Анализ работы и подведение итогов, оценка результатов сотрудничества.

На этапе экспертной работы нами были определены направления совместной деятельности:

1. Усовершенствование воспитательной работы в коррекционной школе, повышение ее эффективности.

2. Организация взаимодействия на уровне педагогов (консультативно-методическая помощь (обучение, мастер-классы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, сессии, семинары, консультации).

3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся (экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, коллективно-творческих делах, совместные проекты).

4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары, круглые столы; конференции, совещания, освещение в СМИ).

Для полноты представления о необходимых условиях развития партнерства были выделены субъектные позиции управления, которые позволяют выстраивать партнерские отношения. Так общее руководство ходом реализации программы социального партнерства, определяющим отношения всех субъектов, осуществляет координатор проекта (заместитель директора по учебно-методической работе или заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Координатор проекта координирует деятельность педагогов; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль. Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят представители методической службы школы: педагоги-дефектологи, педагог-психолог, представители ОУ. Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов, в рамках которых эффективность достигается за счёт механизмов управления социальным партнёрством, отражённых на рис. 2. 

Рисунок 2. 

Модель механизмов управления социальным партнёрством коррекционной школы

При разработке механизмов управления социальным партнёрством в сфере коррекционного образования мы исходили из того, что механизм управления – центральная конструкция менеджмента, раскрывающая механику, специфику управленческого труда, многообразный его инструментарий в виде средств воздействия на управляемый объект и технологию их выбора менеджером [1]. 

Выработка (построение) механизма управления (отбор нужных средств воздействия) составляет основную заботу, прежде всего самих руководителей, весь остальной аппарат управления – строитель этого механизма. 

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей организации. В данном случае управляемый объект - это социальное партнерство.

Средство воздействия – это то, с помощью чего можно оказывать влияние на управляемый объект. Для менеджера важно ориентироваться в многообразии средств воздействия и умело их использовать в различных ситуациях, особенно, если учесть, что методы управления и средства воздействия всегда направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.

Механизм управления является сложной категорией управления. Он включает в себя: 

– цели управления; 

– критерии управления – количественный аналог целей; 

– факторы управления – элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей; 

– методы воздействия на данные факторы управления; 

– ресурсы управления – материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели [7].

Как видно, механизмы управления социальным партнёрством коррекционной школы включают в себя следующие компоненты:

– информационное обеспечение, которое представляет собой процесс освещения успешного опыта социального партнёрства в СМИ, а также систему сбора и обработки информации, необходимой для постановки обоснованных целей, стратегического и текущего планирования и развития социального партнёрства, оценки эффективности управления его механизмами;

– организационное обеспечение включает в себя специалистов коррекционной школы, родителей, учащихся, специалистов социальных партнёров школы и добровольцев, вовлеченных в деятельность по осуществлению социального партнёрства;

– материальное обеспечение правильнее назвать ресурсным, так как оно включает в себя финансовые ресурсы, позволяющие достичь улучшения социальных показателей в планируемой перспективе, и материально-технические ресурсы, предназначенные для организации социального партнёрства (проектной деятельности);

– нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку и заключение договоров о социальном партнёрстве (сотрудничестве, взаимодействии).

Существуют различные точки зрения на взаимодействие образовательного учреждения со средой, но при этом отмечается необходимость устойчивых связей учреждения с микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями. Желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для социализации выпускников коррекционных интернатных учреждений путем взаимодействия и сотрудничества с другими образовательными учреждениями, предприятиями, общественными организациями.

 Механизмом реализации социального партнерства являются организуемые учреждением добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития обучающихся (воспитанников), получения ими социального опыта [5].

Примером тому могут служить сложившиеся взаимоотношения ГБОУ КК(С)К школы-интерната № 2 с общественными организациями города Армавира. Они представляют собой налаженные связи, способствующие социализации и адаптации выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни в обществе с помощью студентов-волонтёров армавирских вузов. 

Рост спортивных и творческих достижений обучающихся (воспитанников), активное участие в жизни города, совместные мероприятия с социальными партнерами способствуют созданию условий для обеспечения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на современном этапе развития коррекционного образования становится необходимой организация социального партнёрства, как фактора обеспечения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Такое взаимодействие решает ряд задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь максимальный круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебно-воспитательного процесса в учреждении, выполнения социального заказа общества, а также позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов-волонтёров – будущих педагогов и юристов.

Практика показывает, что далеко не все проблемы социализации учеников коррекционных школ удается решить. Для этого нужны дополнительные усилия. Одним из направлений повышения эффективности социального взаимодействия учреждений и организаций мы видим в использовании волонтерского (добровольческого) движения в качестве механизма управления социальным партнерством.

В Российской Федерации политика в области детства опирается на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, которая реализуется с участием общественных организаций (далее – СО НКО), эффективно взаимодействующих со специальными коррекционными образовательными учреждениями. На территории Краснодарского края СО НКО ежегодно осуществляют десятки программ и отдельных мероприятий, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей, профилактикой вредных привычек, приобщением подрастающего поколения к здоровому образу жизни, социализацией и социальной адаптацией, организацией досуга, профессиональной ориентацией. Осуществляют эту работу волонтёры, в первую очередь, представители учащейся молодёжи, имеющие определенные причины, мотивацию для осуществления этой деятельности в детских инвалидных сообществах.

В числе основных мотивов участия в волонтерской деятельности университетских организаций студенты называют следующие: желание помочь другим, чувство долга, желание вернуть то, что получил сам, гражданские чувства, религиозные чувства, интерес к работе, которую ты выполняешь, желание быть вместе с друзьями, желание одобрения, уважения, высокой оценки других людей [8].

Практическая реализация социальных мероприятий, программ и проектов позволяет привлечь внимание общественности, социально-ориентированного бизнеса, органов муниципальной власти, некоммерческих организаций, местного сообщества к проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов, и коррекционных учебных заведений. Данная деятельность способствует формированию позитивного отношения общества к таким семьям, созданию социума, дружественного детям с ограниченными возможностями здоровья.

Добровольчество будущих педагогов выступает как механизм управления социальным партнёрством в сфере коррекционного образования. Общественные организации (далее – СО НКО) и добровольческие центры, работающие в социально-педагогической сфере, на постоянной основе взаимодействуют с образовательными учреждениями. 

При наличии положительной практики анализ общей ситуации по краю показывает отсутствие системности во взаимодействии СО НКО, образовательных учреждений и добровольческих центров. Возможность такого сотрудничества определяется, в первую очередь, наличием кадров, готовых взять на себя ответственность за реализацию каких-либо программ, проектов или услуг. Условия, определяющие возможность существования социального партнерства между СО НКО и вышеперечисленными организациями, зависят еще от нескольких факторов: 

1) умения СО НКО грамотно представлять и развивать деятельность в социально-педагогической сфере; 

2) распределения «зон ответственности» в социально-педагогической сфере;

3) общественного имиджа социального партнерства СО НКО, добровольческих центров и образовательных учреждений.

При налаженных формах социального партнерства выгоду получают все стороны: поддерживаются инициативы, реализуются общественно значимые проекты, решаются актуальные проблемы в сфере воспитания, просвещения и профориентации детей и молодёжи. 

На современном этапе не достает разработанных и экспериментально проверенных механизмов партнерского взаимодействия, которые способствовали бы совершенствованию и развитию партнерских отношений и были бы четко представлены в Концепции партнерства: определение принципов, на которых строится взаимодействие СО НКО, образовательных учреждений и добровольческих центров; совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства. Мы полагаем, что для развития социального партнерства можно использовать следующие формы работы: круглые столы, конференции, общественные слушания, ярмарки, акции, исследования, переговорные площадки, информационные семинары-тренинги, публичные акции, концерты, издание информационных материалов и другое.

Следует отметить важность инициатив СО НКО, делающих предложения по объединению усилий других организаций и учреждений для решения социальных проблем. Сегодня формы межсекторного взаимодействия, получающие признание и развитие, позволяют наладить активный диалог между заинтересованными сторонами, сформировать систему передачи накопленного опыта в сфере социально значимых проектов, разработки и внедрения новых социальных технологий, основанных на социальном партнерстве. Тем более что с 2015 года поставщиками социальных услуг, помимо организаций социального обслуживания федерального и регионального подчинения, могут быть также негосударственные организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации. 

В настоящее время добровольческой деятельности уделяется много внимания. Волонтерские движения создаются для решения не только узконаправленных социальных задач, но и для реализации задач государственного и мирового масштаба. Всё больше людей привлекается к участию в волонтёрской работе, на базах учебных заведений создаются волонтёрские организации, движения, отряды [3].

Самое большое количество волонтеров и волонтерских движений просматривается в студенческой среде. Это, пожалуй, та часть российской молодежи, которая является носителем, необходимых для развития нашего общества, идеалов и ценностей. В настоящее время основная тенденция образования это – обращение к своим мировоззренческим основам, «возвращение» к человеку [6].

Волонтёрское движение в сфере высшего и среднего профессионального образования предполагает участие в различных социально значимых проектах и акциях. Одним из наиболее актуальных направлений добровольчества выступает помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. 

Мы считаем, что профессионально-психологическая готовность будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями состоит из трех взаимосвязанных блоков: когнитивного, мотивационного и научно-методического. Первый блок включает в себя наличие знаний об особенностях психофизического развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Второй блок – наличие мотивации для работы в условиях интегрированного обучения, а также толерантное отношение к этим детям. Третий блок представлен профессиональными умениями использования современных приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из представленных блоков требует опыта взаимодействия с лицами с ОВЗ, что возможно формировать посредством организации волонтерской деятельности на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов наиболее эффективно реализуемой в условиях социального партнёрства [9, с. 80].

Результаты программной работы показали, что коррекционное учреждение, включаясь в реализацию социальных проектов с участием студентов-добровольцев, не только успешнее решает свои текущие педагогические задачи, но и осуществляет определённый вклад в развитие педагогического образования, способствуя более качественной подготовке студентов педагогического вуза и повышению их профессиональной мотивации.

В рамках исследования, проводившегося в 2015-2017 гг., нами была реализована опытно-экспериментальная работа по управлению социальным партнёрством коррекционных школ, общественных организаций и социально-реабилитационных учреждений (на примере внедрения здоровьесберегающих технологий). 

Экспериментальная часть нашего исследования была посвящена изучению механизмов управления социальным партнёрством в условиях коррекционной школы. В качестве социальных партнеров мы рассматривали общественные организации и социально-реабилитационные учреждения. Эксперимент заключался во внедрении здоровьесберегающих технологий в коррекционных школах и социально-реабилитационных учреждениях силами волонтёров.

В процессе исследования нами была разработана совместно с нашими социальными партнёрами социально-педагогическая программа «Будь здоровым! Будь успешным!» [6], реализованная в коррекционных школах и социально-реабилитационных учреждениях Армавира в 2015-2016 гг. Армавирской городской общественной организацией молодёжи «Жизнь без наркотиков». Социальными партнёрами в рамках программы стали: ДЗ КК ГУЗ «Наркологический диспансер», ФСНК по Краснодарскому краю, МБОУ ОО школа-интернат №1 «Казачья» г. Армавира, ГБОУ школа-интернат № 2 г. Армавира, ГБОУ школа-интернат № 3 г. Армавира, Армавирский СРЦН «Улыбка» ГУ СО КК, Армавирский ЦСП «Доверие» ГУ СО КК, ККОО «Лёгкое дыхание», ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж», ФГОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», отдел по делам молодёжи администрации г. Армавира. Участниками программы стали более 1840 человек. 

Цель программы – развитие молодёжного добровольческого движения в сфере пропаганды здорового образа жизни. 

Задачи:

1) создать условия для развития добровольчества посредством привлечения к участию в программе социальной активной молодежи; 

2) повысить информированность молодёжи путем распространения конкретных знаний по проблемам, связанным с профилактикой вредных привычек;

3) способствовать формированию базовой культуры личности воспитанников интернатных и социально-реабилитационных учреждений и установок, не допускающих употребление табака, алкоголя и наркотических веществ, силами молодых добровольцев.

На начальном этапе программы были созданы 5 сборных молодёжных медико-педагогических команд добровольцев, в которые вошли 52 студента Армавирского государственного педагогического университета и Армавирского медицинского колледжа. Для них были проведены специализированные семинары и тренинги, что способствовало сплочению созданных сборных молодёжных медико-педагогических добровольческих команд, обучению добровольцев технологиям проведения профилактических и просветительских мероприятий по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Так в рамках семинаров были рассмотрены вопросы, касающиеся организации здорового досуга и правильного питания; вопросов личной гигиены, экологичной одежды и предметов быта; культуры умственного труда, навыки самопомощи; технологии проведения уроков здоровья и мероприятий по ЗОЖ.

Силами студентов-добровольцев, преподавателей Армавирского государственного педагогического университета и специалистов общественных организаций в целевых учреждениях, в том числе в школе-интернате № 2 г. Армавира, было проведено исследование учащихся и воспитанников, которое основывалось на понимании «вредных привычек» как комплексного явления, охватывающего различные сферы жизни подростков и молодёжи. В исследовании приняли участие более 300 человек.

Проведенное исследование позволило выявить те факторы и условия жизни, которые могут влиять на приобщение подростков и молодёжи к алкоголю, наркотикам и табаку, характеризовать их уровень информированности о проблеме. Учёт данных, полученных в результате анкетирования, помог повысить эффективность программы и воспитательной работы, проводимой в целевых учреждениях, которая должна учитывать актуальные для целевых групп проблемы, возникающие у них в наиболее важных сферах социального развития: семейной, учебной, взаимоотношениях со сверстниками. 

Добровольческая (волонтёрская) деятельность как механизм управления социальным партнёрством общественных организаций и специальных коррекционных образовательных учреждений позволяет решать ряд проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:

– включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социальные отношения со здоровыми сверстниками;

– формировать у детей навыки реализации социальных потребностей, это относится, как к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к здоровым детям;

– развивать у детей социальные способности за счет включения их в социальную деятельность;

– включать в социальную деятельность не только детей, но и воспитателей, родителей, ведь только в совместной социальной деятельности процессы интеграции проходят более эффективно;

– активно использовать возможности различных социальных институтов, для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья;

– способствовать усилению взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

Участие социально ориентированных некоммерческих организаций, социально-реабилитационных учреждений и волонтеров в оказании услуг в социальной сфере позволяет:

– существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели;

– активно внедрять в практику инновационные социальные технологии;

– обеспечивать индивидуальный подход к потребностям получателя услуги, более быстрое реагирование на его нужды;

– привлекать через каналы СО НКО дополнительные ресурсы в виде средств благотворительных фондов, пожертвований, грантов, а также осуществлять внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение коррекционного образования заинтересовано в эффективности и результативности сотрудничества с социальными партнерами. Выявленные нами механизмы управления социальным партнерством могут быть использованы в сфере коррекционного образования, а также в подготовке будущих педагогов. 

 

Список литературы:

1. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2004. 320 с. 

2. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности [Электронный ресурс] // Литература и жизнь [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/B2Bf8N (дата обращения: 10.06.2018).

3. Косова У.П. Психологические характеристики волонтёрской деятельности // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 63-67.

4. Макарова В.А. Здоровые дети – это наше благополучное будущее (социальная программа «Будь здоровым! Будь успешным!») [Электронный ресурс] // Гражданский Форум Кубани [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/VfFHAa (дата обращения: 10.06.2018).

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело», 2006. 493 с.

6. Потоцкая В.С. Организация культурно-творческой деятельности волонтерами как фактор развития детей // Психология добровольческой деятельности: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 25 марта 2013 г. / Под ред. И.Р. Лазаренко, Е.В. Четошниковой. Барнаул: АлтГПА, 2013. С. 36.

7. Развитие социального партнёрства как условие обеспечения социализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья // Партнерство учреждений социального обслуживания населения с общественными организациями по работе с детьми-инвалидами: сборник статей. М: ИПК ДСЗН, 2013. С. 23-27.

8. Сафонова Е.Г., Метелев А.Ю., Коровко Е.В. Проблемы проектирования модели организационного обеспечения социального партнерства колледжа // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 83-86.

9. Сухотерина Е.С. Организация добровольческой деятельности студентов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Психология добровольческой деятельности: сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 25 марта 2013 г. / Под ред. И.Р. Лазаренко, Е.В. Четошниковой. Барнаул: АлтГПА, 2013. С. 80.

10. Талалаева Ю.Р. Социальное партнёрство в образовании [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. 29.10.2015. URL: https://goo.gl/eok7Cp (дата обращения: 10.06.2018).

11. Хоменко И.А. Партнерство // Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь / Под общ. ред. А.Г. Козловой. СПб: Изд. «ООО НЕСТОР», 2005. С. 155.

 

Сведения об авторах:

Алдакимова Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета (Армавир, Россия).

Герлах Ирина Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета, руководитель Армавирской городской молодёжной общественной организации «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» (Армавир, Россия).

Шкуропий Константин Викторович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, Армавирского государственного педагогического университета (Армавир, Россия). 

Data about the authors:

Aldakimova Olga Viktorovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social, Special Pedagogics and Psychology Department, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia).

Gerlach Irina Vitalievna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Theory, History of Pedagogics and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University; Head of the Armavir City Youth Public Organization “Club of Story-Role Theatrical Games” (Armavir, Russia).

Shkuropiy Konstantin Viktorovich – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Theory, History of Pedagogics and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia).

E-mail: aldakimova.olga@mail.ru.

E-mail: irina_gerlah@mail.ru.

E-mail: konsshk@rambler.ru.