Колупаев В.Е. Александр Николаевич Евреинов как ватиканский дипломат и деятель Русского Зарубежья

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 929:272

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЕВРЕИНОВ

КАК ВАТИКАНСКИЙ ДИПЛОМАТ И ДЕЯТЕЛЬ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Колупаев В.Е.

В статье описывается личность Александра Николаевича Евреинова – аристократа, российского и ватиканского дипломата, священнослужителя, связанного с Русским апостолатом в диаспоре, архиепископа Российской Католической Церкви византийского обряда, участника религиозной и социальной жизни Русского Зарубежья, основателя прихода Святой Троицы в Париже, издателя журнала «Благовест», функционера на ответственных постах в Ватикане. Биографические сведения представлены по материалам зарубежной печати и новейших архивных открытий.

Ключевые слова: русские католики византийского обряда, иерархия Католической Церкви, Русский апостолат, Русское Зарубежье, диаспора в Париже, русские Ди-Пи в Риме, Ватикан, Русский католический приход Святой Троицы в Париже, помощь Ватикана военнопленным и беженцам во Второй мировой войне.

 

ALEXANDER EVREINOV AS A VATICAN DIPLOMAT 

AND A FIGURE OF THE RUSSIAN DIASPORA

Kolupaev V.E.

The article describes Alexander Evreinov's personality. He was the aristocrat, the Russian and Vatican diplomat, the priest connected with Russian apostolate in diaspora, the archbishop of the Russian Catholic church of the Byzantine Rite, the participant of religious and social life of the Russian Abroad, the founder of the parish of the Holy Trinity in Paris, the publisher of the “Blagovest” magazine, the functionary on important positions in Vatican. The biographic data is represented on materials of the foreign press and the latest archival openings.

Keywords: Russian Catholics of the Byzantine Rite, hierarchy of Catholic church, Russian Apostolate, Russian Abroad, Russian diaspora in Paris, Russian Di-Pi in Rome, Vatican, Russian Catholic parish of the Holy Trinity in Paris, help of Vatican to prisoners and refugees in World War II.

 

Биографические сведения о личности Александра Николаевича Евреинова заслуживают внимания с точки зрения его роли в Русском Зарубежье XX века, в историю которого он вошел как священнослужитель. А.И. Евреинов трудился в Русском апостолате, был архиепископом Российской Католической Церкви византийского обряда, российским и ватиканским дипломатом, участником религиозной и социальной жизни русской диаспоры.

Александр Николаевич Евреинов родился 8 марта 1877 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, ведущей происхождение от братьев иудейского вероисповедания Матвея и Фёдора Григорьевичей, взятых в плен в русско-польской войне 1654 – 1667 гг., крещенных в Православие в Москве и получивших свободу в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича [22]. Отец: Николай Данилович Евреинов (1830-1904) – генерал-лейтенант, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалер золотого оружия «За храбрость» [7]. Мать – Мария Викторовна, урожденная Гарднер (ум. 1915). Брат – Владимир Николаевич Евреинов (1875-1942), подпоручик, коллежский секретарь, умер в эмиграции во Франции.

В 1897 году Александр Евреинов окончил Александровский лицей и начал службу по дипломатическому ведомству. С 1900 по 1906 гг. он был секретарем Российского посольства в Константинополе, затем – вторым секретарём посольства в Риме в 1906-1909 гг. В 1905 году он перешел в Католичество. В 1909 году, выйдя в отставку, А. Евреинов переехал в Рим, где поступил учиться во французскую семинарию. 7 декабря 1913 года в храме святого Афанасия при Римском греческом коллегиуме он был рукоположен в сан священника византийского обряда, закончил Григорианский университет лауреатом по латинскому каноническому праву [13, p. 305]. С 1916 по 1921 гг. отец Александр трудился в Государственном Секретариате Ватикана, одновременно в это же время был доцентом русского и славянского языков в Папском Восточном институте. В июле 1921 года, после возобновления дипломатический отношений между Апостольской столицей и Французской Республикой, прерванных в 1904 году, о. Евреинов был направлен в Париж в должности специального секретаря при Папском нунции Бонавертуре Черетти (Bonaventura Cerretti, 1872-1933) [4, p. 243]. Местом проживания о. Евреинова стала резиденция на Авеню Президента Вильсона, дом 10 (в 16-м округе Парижа). В 1928 году отец Александр был удостоен звания Прелата Тайного камергера и Апостольского протонатария.

Во время нахождения во французской столице Евреинов установил контакты с русскими эмигрантами [11, p. 340]. Первоначальная группа русских католиков византийского обряда в Париже образовалась вокруг высланных из РСФСР в 1922 году на знаменитом «философском пароходе», священников Владимира Владимировича Абрикосова (1880-1966) и Дмитрия Владимировича Кузьмина-Караваева (1886-1959). 

В 1924 году в крипте церкви Марии Магдалины Евреинов отслужил первую в Париже католическую Литургию в соответствии с русскими богослужебными традициями. Во время этого богослужения пел хор под управлением Дмитрия Аристова, дирижера при Федоре Шаляпине. Так было положено начало создания русского католического прихода, посвященного Святой Троице. В этой общине, состоящей из представителей послереволюционной диаспоры, были известные лица: певица и писатель прозаик Надежда Александровна Лаппо-Данилевская (1874-1951); юрист, дипломат, государственный деятель и историк, барон Михаил Александрович Таубе (1869-1961) [18]. С 1925 года отец Александр получил официальное поручение пастырской опеки этой общины [23].

В 1927 году приход переехал из отдаленного парижского предместья, где он первоначально обустроился, в собственное помещение на авеню Сер Розали. Новый храм освятил епископ литовского происхождения Петр Бучис (Pranciškus Petras Būčys, 1872-1951), бывший апостольским визитатором для русских католиков византийского обряда в диаспоре. Спустя год владыка вновь посетил парижскую общину. 4 сентября 1930 года он отслужил Литургию, а в проповеди говорил о настоящем и будущем России: «Многие, обвиняют русских католиков в измене своему отечеству и своему народу… однако не только не уничтожается русский дух, но утверждается. За годы, страшного опустошения Руси, когда шайка Зиновьевых и Троцких отучила русское юношество "мыслить по-русски", единственная сила, вступившаяся за Русь, была сила и власть Вселенской Христовой Церкви. Эта Церковь знает неисчерпаемые богатства русского духа, знает, что прежде иссякнет золото Урала, прежде иссякнет серебро Нерчинских приисков, нежели иссякнет святое благородство русского духа» [24, с. 134].

Свято-Троицкая церковь в Париже вмещала до 150 человек, при библиотеке имелась также квартира настоятеля и зал для собраний [30, с. 22-23]. В 1928 году приход посетил архиепископ Парижа монсеньер Луи-Эрне кардинал Дюбуа (Louis-Ernest Dubois, 1856-1929) [14, с. 113]. С 1929 года старостой прихода был участник Добровольческой армии, полковник Михаил Андреевич Юдин-Бельский (1884-1963), бывший староста православного храма в Выборге и в эмигрантском лагере Шойэн (около Целле, Германия) [29, с. 15]. По окончании Католического института в Париже в 1930 году М.А. Юдин-Бельский был рукоположен в диакона, в 1931 году вернулся в Православие, стал священником в юрисдикции Московского патриархата.

В 1928 году отец Александр Евреинов был возведен в сан архимандрита и утвержден настоятелем прихода Святой Троицы, оставив службу в Нунциатуре Парижа. В году он основал центральное периодическое издание русских католиков в Европе – журнал «Благовест» и стал его редактором. Издание просуществовало с января 1930 по январь 1934 гг., его финансовую поддержку осуществляли монашеский орден ассумпционистов, Папская комиссия «Pro Russia» и англиканско-католическое Общество святого Иоанна Златоуста. Среди авторов публикаций, наряду с Евреиновым, были: работавший в Ватикане историк, специалист по древнерусской генеалогии Николай Александрович фон Баумгартен (1867-1939); участник Первой мировой и гражданской войн, генеральный секретарь Общества помощи русским беженцам в Великобритании Георгий Павлович Беннигсен (1879-1962), епископ Петр Бучис, священники: ассумпционист Александр Иванович Дейбнер (1899-1946), иезуит Николай Иванович Бок (1880-1962), Александр Григорьевич Сипягин (1875-1941). В качестве приложения редакция выпустила русские переводы энциклик Папы Пия XI «Quadragesimo anno» в 1931 году и «Caritate Cristi compulsi» в 1932 году [27].

В 1930 году отец Александр Евреинов стал участником Съезда  русского католического духовенства в Риме.

Под руководством отца Александра приход в Париже стал крупнейшим в Русском Зарубежье. Приход осуществлял серьезную социальную работу и активную благотворительность среди соотечественников [26, с. 760]. В 1932 году по инициативе о. Евреинова возникают Братство святителя и чудотворца Николая, которое каждое третье воскресенье месяца устраивало чтение докладов и совершало специальные молитвы, а также Братство Молитвы о Церковном единении, продолжившие московские традиции совместных православно-католических духовных встреч, посвященных теме церковного единства. Начало этому православно-католическому диалогу было положено, благодаря инициативе Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона и Экзарха российских католиков византийского обряда протопресвитера Леонида Федорова. Благодаря этим собраниям, в Париже была написана специальная икона преподобного Сергия Радонежского и святой Терезы Младенца Иисуса, избранных покровителями этих бесед [19, с. 64-73].

17 марта 1933 года в Парижской церкви Сен Сюльпис архимандрит Александр Евреинов в сослужении со священником профессором Парижского католического института Георгием Владимировичем Цебриковым (1900-1966) ассистировал в служении Литургии украинскому епископу Николаю Чарнецкому (1884-1959).

В 1934 году община Святой Троицы сменила место нахождения, храм переехал в новое здание (rue Francoise Gerard, 39), где он находится и сейчас. Проект иконостаса и иконы для храма написал Николай Иванович Исцеленов (1891-1981), выпускник Петроградской академии художеств [28, с. 26], специалист по русской религиозной архитектуре и живописи. Он участвовал в реставрационных работах в Ипатьевском монастыре в Костроме при подготовке к юбилейному празднованию 300-летия династии Романовых в 1913 году. Царские Врата, подсвечники и лампады по его рисункам были выполнены Зоей Александровной Камлюхиной [25, с. 63].

В 1936 году после отца Александра Евреинова настоятелем храма стал французский доминиканец Христофор Дюмон (Christophe Jean-René Dumont, 1898-1991).

Призванный 31 октября 1936 года к высокому архиерейскому служению с титулом Пионийский (titolare di Pionia), отец Александр Евреинов был хиротонисан в епископа 6 декабря 1936 года в церкви святого Антония Великого при «Руссикуме» в Риме. Рукоположение совершил епископ Николай Чарнецкий в сослужении с греко-мелькитским митрополитом Бейрута, будущим Патриархом и кардиналом Максимом Сайех (1878-1967) и итало-албанским владыкой Джованни Меле (Giovanni Mele, 1919-1979), первым епископом епархии Лунгро в Калабрии [6]. В дальнейшем преосвященный Александр продолжил работать на ответственных постах в Ватикане [1]. С 1939 по 1947 гг. он руководил Информационным отделом (l’Ufficio Informazioni Vatican).

По случаю отмечавшегося 950-летия Крещения Руси 21 мая 1938 года в Соборе Святого Петра епископ Александр Евреинов совершил  Литургию вместе с духовенством Украинской Греко-католической Церкви: ректором Богословской Академии во Львове Иосифом Ивановичем Слипым (1892-1984) и игуменом студитов Климентом Шептицким (1869-1951), будущим вторым Всероссийским экзархом католиков византийского обряда. На этом богослужении присутствовали историк и публицист, французский священник Кирилл Королевский (Jean François Charon, 1878-1959) и иезуиты: работавший в Русском Зарубежье Филипп де Режис (Philippe de Regis de Gatimel, 1897-1954) и Виктор Павлович Новиков (1905-1979), будущий Всероссийский вице-экзарх, затем католический экзарх Сибири и тайный епископ.

Епископ Александр Евреинов рукоположил многих представителей русского апостолата, среди них: словенец Кирилл Козина (Karol Kozine, 1925-2004), француз Анри Петижан, русский Андрей Стерпин (1923-2003), русин Федор Ромжа (1911-1947) и др.

Во время Второй мировой войны епископ Александр возглавил Папский комитет помощи военнопленным [9, p. 638], официальное название этого органа звучало так «Ватиканское информационное бюро по военнопленным» («L’Ufficio informazioni Vaticano per i prigionieri di guerra»), оно действовало в секции Общих вопросов (Sezione Affari Ordinari), располагалось во дворе Св. Дамасий (Cortile di San Damaso). С началом германского вторжения в Польшу в сентябре 1939 года в Государственный Секретариат начали поступать обращения по поводу беженцев и пленных. Используя опыт предыдущей работы во время Первой мировой войны 1914-1918 гг., возглавляемая епископом Александром организация смогла организовать более эффективную помощь по быстрому розыску пропавших военных и гражданских лиц. 

Епископу Александру Евреинову в качестве секретаря (segretario dell’Ufficio) помогал итальянский священник Эмилио Росси (don Emilio Rossi) [8]. Бюро находилось в непосредственном контакте с папскими представителями за границей, послами, делегатами, викариями, которые в их местонахождения организовали подобные офисы, занятые сбором  соответствующей информации и сообщали сведения в Ватикан. В работе использовался бланк единой формы, снабженный титулом папского представительства, разосланный Святым Престолом, и ежедневно, благодаря курьерской службе, происходил обмен сведениями. 

Кроме того, в течение периодических пастырских посещений концентрационных лагерей и госпиталей, вызванных необходимостью заботы о религиозных нуждах, католические священнослужители не только приносили нуждающимся духовную поддержку, но также служили почтальонами и распределяли материальные субсидии, доставляли книги, лекарства, продовольственные пакеты, одежду, табак, музыкальные инструменты, средства гигиены и так далее. 

Нередко местные власти и национальные правительства чинили препятствия этой работе, существенные изменение в деятельности Бюро произошли в связи с немецким вторжением в Голландию, Бельгию и Францию и последующим вступлением в войну Италии. Резко возросло количество обращений, их число стало исчисляться сотнями в день, и штат сотрудников Бюро с двух человек возрос до шестнадцати. Возникли дополнительные трудности сообщения с населением оккупированных стран, поэтому возникла идея об использовании с 20 июня 1940 года вещания Радио Ватикана, благодаря чему информация, передаваемая в эфире, достигала всех стран, вовлеченных в мировой военный конфликт. К 1944 году число еженедельных передач возросло до 63 с количеством сообщений о разыскиваемых людях до 27 000 человек в месяц. По радио в установленные дни и часы, согласно расписанию вещания, зачитывались списки имен заключенных, пропавших гражданских и военные лиц, поступившие через нунциатуры, делегации и епархиальные курии. При наличии адресов, также отправлялись письменные сообщения конкретным семьям. Дабы увеличить количество сообщений, использовалась специальная шифровка, например, номер 3 означал «у меня все хорошо», 11 – «я жду ваших вестей», 13 – «мой адрес – следующий».

В начале 1941 года с расширением театра военных действий ежедневные обращения в Бюро увеличились до 2 тысяч, и персонал возрос до сотни атташе. Возникла необходимость переезда на новое место, во дворец Карло (Carlo), где была устроена приемная для сотен посетителей, для работы с картотекой привлекались добровольцы Католической Акции и многочисленные сестры монахини из различных римских конгрегаций. Каждую неделю заместитель Государственного Секретаря Джованни Баттиста Монтини (Giovanni Battista Montini, 1897-1978), будущий Папа Павел VI, проводил совещание с привлечением различных ответственных руководителей с целью координации и эффективности работы. Протоколы заседаний сообщались Папе Пию XII (Eugenio Pacelli, 1876-1958). Среди различных функций немецкой секции Бюро была выделена забота о еврейских гражданах, проживавших  на территориях, контролированных Германией, часто корреспонденция возвращалась с критическими комментариями и замечаниями нацистских властей, что чинило препятствия в работе. Вопросы, касавшиеся жизни евреев на территории Словакии и Хорватии были выделены в ведение священника Антона Вебера (Anton Weber) при офисе Святого Рафаэля (l’Opera di San Raffaele), размещенного при храме Паллатинцев ( chiesa dei Pallottini in via dei Pettinari a Roma).

С сентября 1942 до декабря 1945 гг. для большей эффективности гуманитарной информационной работы при Бюро выходил печатный ежемесячный журнал «Ecclesia» («Церковь»). В 1943 году количество ежедневных обращений достигло кульминации и исчислялось десятками тысяч, что вызывало существенный рост персонала, который достиг 600 человек. Работа Бюро Информации, под руководством владыки Александра Евреинова в Ватикане продолжалась до закрытия офиса 31 октября 1947 года [12].

С 1947 по 1959 гг. владыка Александр Евреинов руководил Отделом иностранной прессы при Государственном секретариате Ватикана. 19 марта 1947 года он был удостоен сана архиепископа с титулом Парийский (titolare di Pario) [2] с обязанностями рукополагающего иерарха византйиского обряда (vescovo ordinante per il rito bizantino) [5, p. 300].

В Риме владыка Александр также продолжил свои контакты с русской эмиграцией, как первой так и второй волны. Среди них известны: поэт Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949), семья Леонида Михайловича (1867-1937) и Риммы Никитичны Браиловских (1877-1959) [20, с. 50-78], писатель Борис Николаевич Ширяев (1887-1959). Последний оставил описание своей встречи в Ватикане с монсеньором Евреиновым, направившем просителя за помощью в приход на Монте Верде: «Последняя остановка трамвая № 24. Рим окончен. Дальше идут пустыри… Современность в лице падре Джиованни Бутенелли…» [16]. Читаем в мемуарных записях: «Русские прятались, как мыши, где только могли... У одного доброго итальянского священника под церковью жило около тридцати человек, которых он укрывал от властей, т.к. люди эти не имели права на жительство... и рисковали каждую минуту быть арестованными...» [15, с. 15].

5 июня 1952 года в Римской Базилике Святого Климента архиепископ Александр освятил новый престол, подаренный словацкими католиками Америки и Канады. Этот престол был устроен над могилой просветителя славян – равноапостольного Кирилла.

21 декабря 1958 года монсеньор Евреинов, будучи рукополагающим епископом византийского обряда, в сослужении с преосвященным Павлом (Мелетьевым, 1880-1962) [17] и украинским апостольским визитатором для греко-католиков в Западной Европе владыкой Кир Иваном Бучко (1891-1974) в соборе святого Петра в Риме совершил хиротонию своего коадъютора (помощника) Андрея (Аполлона Владимировича Каткова, 1916-1995).

Архиепископ Александр Евреинов проживал в Риме при Папском русском коллегиуме «Руссикум» [10, p. 12-13]. Он скончался 20 августа 1959 года в Риме, и был похоронен на кладбище монахов ордена василиан при греческой католической обители в Гроттаферрата [21]. По случаю 15 годовщины смерти архиепископа Александра Евреинова была установлена памятная доска в церкви при «Руссикуме» [3].

 

Список литературы:

1. Archivio Segreto Vaticano, Canc. Ap., Regesta Litt. Ap., 56, n. 9.

2. Archivio Segreto Vaticano. Canc. Ap., Regesta Litt. Ap., 73, n. 17.

3. Archivio Segreto Vaticano. Segr. Stato, 1963 segg., Diocesi, 828, prot. 30230.

4. De Luca Giuseppe. Il cardinale Bonaventura Cerretti. Roma 1971. V. 2.

5. Foscolos Marco. I Vescovi Ordinanti per il rito greco a Roma // Il Collegio greco di Roma: Ricerche sugli alunni, la direzione, l’attività / a cura di Antonis Fyrigos. Roma, 1983.

6. I vescovi dell’Eparchia [Электронный ресурс] // Lungro Splendori  Orientali [сайт]. 2015. URL: http://goo.gl/JIcsv6 (дата обращения: 11.11.2015).

7. Ikonnikov N. La noblesse de Russie. Р., 1958. Vol. 7/8.

8. Inter arma Caritas: L’ufficio Informazioni Vaticano per i prigionieri di guerra / Istituto da Pio XII (1939-1947). Città del Vaticano: Archivio Segreto Vaticano, 2004.

9. Les carnets du cardinal Alfred Baudrillart, 11 avril 1939 – 19 mai 1941 / annoté par Paul Christophe. Paris, 1998. 

10. Sacre de Mgr Evreinoff // L’Unité de l’Eglise, 15 (1937), n. 82.

11. Schor Ralph. L’opinion française et les étrangers en France, 1919-1939. Paris, 1985. 

12. Svelata la storia della rete di assistenza Vaticana alle vittime della guerra [Электронный ресурс] // Zenit [сайт]. 2015. URL: http://goo.gl/WslaaT (дата обращения: 11.11.2015).

13. Tretjakewitsch Léon. Bishop Michel d’Herbigny and Russia. Würzburg, 1990. 

14. Благовест. 1930. № 1. 

15. Георгий Брянчанинов, архим. Воспоминания ст. удента Духовной Академии в Риме 1939-1947. Мельбурн, 1994. Кн.1. 

16.  Ди-Пи в Италии. Буэнос-Айрес, 1952.

17. Колупаев В.Е. Жизнь епископа Павла Мелетьева: Служение Церкви и Родине в России, в СССР и в зарубежье. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 

18. Колупаев В.Е. Интеллектуальная биография М.А. Таубе на фоне эпохи в России и зарубежье // Историческая наука и образование в России и на Западе: судьбы историков и научных школ. М., 2012. 

19. Колупаев В.Е. Ментальная и социокультурная картина жизни русских католиков в Париже в XX в. // Ежегодник историко-антропологических исследований 2010 / РУДН, Межвузовский научный центр сопоставительных историко-антропологических исследований. М: «ЭКОН-ИНФОРМ», 2011.

20. Колупаев В.Е. Русские художники Леонид и Римма Браиловские в России и Риме // Русские в Италии. Итальянцы в России: Взаимовлияние культур. СПб, 2012. 

21. Кончина владыки Александра Евреинова, архиепископа Парийского // Россия и вселенская церковь. 1959. № 5-6.

22. Материалы для истории московского купечества. М., 1883-1886. Т. 1-4.

23. Наш приход (Издание общины Св. Троицы русских католиков в Париже). Париж, 1955.

24. Посещение русского католического прихода в Париже Преосвященным Петром, русским католическим епископом // Благовест. 1930. № 2-3.

25. Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Париже // Китеж. 1929. № 4-8.

26. Юдин А. Евреинов // Католическая энциклопедия. М.: Издательство францисканцев, 2002. Т. 1. 

27. Юдин А.В. Русская католическая периодическая печать XX века: Каталог. Брюссель – М., 1992.

28. Хроника 1925-1955 // Наш приход. Париж, 1955. Июль. 

29. Китеж. 1929. № 4-8. 

30. Русский католический приход в Париже // К соединению. 1934. № 7-8.

 

Сведения об авторе:

Колупаев Владимир Евгеньевич – доктор исторических наук, исследователь центра «Russia Cristiana», член научного комитета и итальянской редакции журнала «La Nuova Europa» (Сериате, Италия).

Data about the author:

Kolupaev Vladimir Evgen'yevich – Doctor of Historical Sciences, researcher of the Centre "Russia Cristiana", member of the Scientific Committee and the Italian edition of the magazine "La Nuova Europa" (Seriate, Italy).

E-mail: rostkol@gmail.com.