Сургова С.Ю., Столярчук Н.В. Превенция – актуальное направление в профессиональной подготовке социальных работников

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 378+37

ПРЕВЕНЦИЯ – АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКЕ  СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Сургова С.Ю., Столярчук Н.В.

Данная статья посвящена проблеме превентивного подхода в системе профессиональной подготовке будущих социальных работников. Автор рассматривает вопрос превентивного подхода как единую модель защиты прав человека на здоровье и социальное развитие.

Ключевые слова: превенция, превентивный подход, социальные работники.

 

PREVENTION AS RELEVANT OR DIRECTION

IN TRAINING OF SOCIAL WORKERS

Surgova S.Y., Stolyarchuk N.V.

This article is devoted to the problem of the precautionary approach in the system of professional training of future social workers. The author considers the question of the precautionary approach as a unified model of human rights protection in health and social development.

Keywords: prevention, preventive approach, social workers.

 

Проблема превентивности очень актуальна во всем мире. В рамках ЮНЕСКО это одна из самых приоритетных проблем мировой науки в системе психолого-педагогических, медицинских, правовых и социологических исследований. Это обусловлено тем, что современная молодежь социализируется под угрозами распространения таких явлений, как преступность, алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД, инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) и т.п. Особой остроты проблема превентивности приобретает в Украине, поскольку имеющаяся тенденция роста всех трех групп факторов (социально-экономических, психолого-педагогических и медико-биологических), вызывающих негативные проявления в молодежной среде.

Превентивный подход неизбежно развивается в единой модели с передовыми достижениями европейского опыта –  как единственной модели защиты прав молодежи на здоровье и социальное развитие. Поэтому проблема превентивности в учебно-воспитательном процессе выступает на первый план, и обновлению на основе превентивного воспитания подлежат приоритеты, цели, задачи, содержание, организация и технологии подготовки будущих социальных работников. Актуальность подготовки будущих социальных работников к превентивной деятельности определяется, прежде всего, социальным заказом. Превентивный подход неизбежно развивается в единой модели защиты прав ребенка на здоровье, социальное развитие согласно Декларации прав ребенка. Поэтому проблема превентивности выступает на первый план.

Анализ научных исследований и публикаций: показал, что превентивная проблематика вошла в круг научных интересов многих исследователей, среди них  В. Оржеховская, Н. Максимовская, С. Толстоухова, М. Окаринский, С. Беличова, Л. Кондрашова, О. Пилипенко, Л. Родняк, В. Ролинский, О. Тютюник, Т. Федорченко.

Вместе с этим наблюдаем дефицит отечественных исследований, посвященных разработке теоретических основ и совершенствованию практики формирования готовности к превентивной деятельности будущих социальных работников.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование значения  превентивного подхода в профессиональной подготовке будущего социального работника.

Профессия социального работника становится общественно значимой благодаря осознанию роли и места специалиста  социальной сферы в современном социуме. Особая значимость фундаментального «набора» психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности социального работника дает основание утверждать, что специфика этой деятельности заключается в педагогическом сопровождении процесса социальных отношений в сферах жизнедеятельности общества. В широком смысле речь идет о пробуждении у будущих специалистов духовно-нравственных качеств: толерантности, готовности к принятию ответственных решений, стремление самосознания, самореализация личности.

Важным направлением превентивных исследований является научно-методическое обеспечение превентивного образования, под которым понимается процесс приобретения систематизированных научных знаний в области стратегии и тактики превентивной деятельности, а также умений и навыков ее осуществления на практике. Сегодня в системе высшего образования начинают формироваться научные школы, разрабатывающие учебные курсы по превентивной тематике, что способствуют их внедрению в такие учебные дисциплины, как социальная педагогика, психология, правоведение. Однако процесс институционализации превентивного образования в высшей педагогической школе находится на начальной стадии. Превентивная тематика медленно интегрируется в учебные планы педагогических специальностей и подготовке социальных работников. Исследования в области превентивной педагогики является только началом научного поиска в этом направлении.  Это обусловлено тем, что, во-первых, превентивное образование и воспитание начинаются с детства, и требуется глубокое научно-теоретическое обоснование значительного количества аспектов, более частных и еще не освещенных вопросов превентивной педагогики. Во-вторых, объективные задачи превентивного воспитания в значительной мере полагаются на социальных педагогов и социальных работников. Сегодня же эти специалисты в социальной сфере не получают соответствующей профессиональной подготовки в этом направлении. Ключевым понятием в исследовании проблемы готовности к превентивной деятельности в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы является понятие превентивной деятельности.

Для нашего исследования важным документом является Концепция превентивного воспитания детей и молодежи, в соответствии с которым цель превентивной деятельности заключается в достижении устойчивого ответственного поведения, формирования иммунитета к негативным воздействиям социального окружения [2, с. 231]. 

Авторы документа определяют следующие задачи профилактической деятельности:

– достижение устойчивого ответственного поведения, формирование иммунитета к негативным влияниям социального окружения;

– выработка условий для формирования положительных качеств личности в процессе разных видов трудовой, учебной и другой деятельности;

– обеспечение социально-психологической деятельности, педагогически ориентированной на противодействие втягиванию молодежи в негативные ситуации;

– содействие выработке интегрированных междисциплинарных подходов к подготовке специалистов (социальных работников, социальных педагогов).

В наше время в теории и практике превентивного воспитания идет поиск форм и методов, которые могут создать условия для развития коммуникативных навыков, привычек работать в команде, то есть профессиональной компетенции будущего социального работника. Технологии обучения, направленные на повышение уровня знаний, умений и навыков противодействия негативным явлениям и формирование ответственного поведения различных групп клиентов социальной работы, базируются на таких формах работы, как тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения, дискуссии, беседы, лекции, анализ ситуаций и т.д. [1, с.14].

Под формами превентивной деятельности понимаем систему коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с клиентом в сочетании традиционных и инновационных методов, направленных на выработку системы взглядов на явления в окружающей среде.

Каждая из названных форм имеет перечень методов. Существуют методы, направленные на аккумулирование идей: «мозговая атака», создания карты информации; методы, направленные на работу с определенной тематикой: тест-опрос, презентация, интерактивный театр, игра-импровизация; методы, которые помогают начать занятия: разработка списка приоритетов, «круглый стол» и т.д.

Методы превентивной деятельности предусматривают диагностичность ситуаций, процессов, личностных позиций, интерактивность, диалогичность превентивного процесса, привлечения молодежи к социально-превентивных программ государственного (службы по делам детей и другие службы социальной работы) и негосударственного сектора, активное привлечение лидеров студенческих коллективов к превентивной деятельности по методу «равный – равному». Доминантными в формировании готовности к превентивной деятельности будущих социальных работников считаем диагностические методы, информационные совещания, социальные и психологические консультации, работа в окружении, педагогическая помощь.

Превентивная педагогика охватывает многофункциональную деятельность, обусловленную сложностью ее задач. Социальный работник, оказывая помощь различным группам клиентов, использует следующие функции превентивной деятельности: диагностическую – социальный работник изучает и оценивает особенности социальной среды клиента, прогнозирует возможности влияния среды на клиента, выявляет причины и факторы отклонений в поведении, устанавливает причины социального неблагополучия в семье; – реабилитирующую функцию: социальный работник организует систему мероприятий по социальной реабилитации и поддержки клиентов, которые имеют определенные трудности (инвалидность, применение наркотических веществ, сексуальная агрессия и др.), перевоспитания, преодоления негативных проявлений в поведении; – реализуя координирующую функцию, социальный работник координирует усилия всех заинтересованных воспитательных институтов в предупреждении и преодолении асоциального поведения клиентов, включает клиентов социальной работы в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней, устанавливает доверительные отношения с клиентом; – прогностическая функция социального работника заключается в том, что он на основе социальной ситуации прогнозирует процесс развития личности, предусматривает возможные негативные явления в поведении несовершеннолетних, определяет перспективы развития личности в процессе социализации, планирует личностную превентивную деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Принципы превентивной деятельности определяют ценностные правила, а также закономерности учебного процесса, требования к его организации и результаты. Принципы имеют сквозной характер и охватывают все уровни профилактической работы в высшем учебном заведении. Принципы воспитания, если они отражают правильное равновесие законов влияния и социальных требований, могут быть составляющей единого превентивно-педагогического процесса при подготовке будущих социальных работников [4, с. 10].

При таком подходе в определении содержания и способов организации превентивного обучения и воспитания следует ориентироваться на виды деятельности, которые являются типичными для возраста, социальной ситуации развития и являются профессиональные ориентации. Одним из подходов к проблеме превентивной деятельности является трехкомпонентный подход, который уже стал традиционным. Все превентивные меры, которые составляют систему работы будущих социальных работников, можно разделить на три типа: первичную (социально-педагогическая профилактика), вторичную (превентивная помощь и коррекция) и третичную профилактику [3, с. 18-19].

Первичная, или социальная, превенция направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, сохранению жизни молодежи, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная превенция должна базироваться на комплексном системном изучении влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье и развитие молодежи. Она является массовой и наиболее эффективной. Основной задачей вторичной (ранней) превенции является как можно раннее выявление негативных изменений в поведении молодежи с целью предупреждения их дальнейшего развития. Ее основой являются результаты разноплановой массовой диагностики различных аспектов жизнедеятельности ребенка, глубокий анализ факторов, причин и обстоятельств, обуславливающих асоциальное поведение студента. Третичная, или целенаправленная, превенция включает совокупность мероприятий, направленных на предупреждение перехода отклонений в поведении в более тяжелую стадию. Эта превенция тоже должна быть индивидуальной и содержать меры для выявления и устранения конкретных недостатков воспитания, а также целенаправленную работу с той молодежью, которая имеет отклонения в поведении от социальных норм [5, с.17]. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что превентивная деятельность всегда была предметом внимания исследователей. Проанализировавши мировой опыт осуществления превентивной деятельности, можно констатировать, что понятие превентивности возникло и сформировалось именно в системе воспитательной деятельности.

Формирование духовности, совершенствование и развитие нравственных ценностей у студентов всегда было актуальным, но сегодня эта актуальность приобрела особый характер. Как человек относится к окружающей среде, к самому себе, как он представляет свое место в жизни общества, ее участие в общественной жизни коллектива – это те черты, которые должны составлять характеристику будущего социального работника. Во-первых, структура профессиональной деятельности социального работника содержит в себе превентивную функцию, а во-вторых, характерная особенность отечественной социальной работы заключается в том, что подавляющее большинство руководителей составляют люди не знакомые с превентивной деятельностью.

Превентивное воспитание – это целенаправленное комплексное воздействие на личность в процессе его активного динамического взаимодействия с социальными учреждениями, направленное на физическое, психическое, духовное, социальное развитие личности.

Будучи детерминированной объективными и субъективными факторами, превентивная деятельность является самостоятельным специализированным видом общего педагогического процесса, имея свою цель, принципы, содержание, формы и методы и использует элементы правоохранительной, правовой, медико-оздоровительной работы.

Процесс превентивного воспитания предполагает, прежде всего, использование педагогических технологий во время существенного улучшения преподавания дисциплин. При выборе технологий, форм, методов превентивного воспитания важным является использование психолого-педагогических ресурсов в плоскости развития познавательных процессов личности. Речь идет о просветительской деятельности.

Главной задачей противодействия негативным явлениям является совершенствование превентивного подхода, разработка и внедрение инновационных технологий, наиболее сложные из которых - интерактивные. 

Задачи, которые относятся к разработке и реализации интерактивных технологий в превентивном воспитании:

– создание социально-педагогических условий, направленных на позитивное изменение в знаниях, навыках и поступках;

– создание организационных условий для активной просветительской работы по предупреждению негативных явлений среди молодежи;

– выявление среди молодежи позитивных лидеров;

– повышение социальной компетентности молодежи в вопросах предупреждения и преодоления негативных явлений, формирование ответственного поведения.

Интерактивные педагогические технологии – это, прежде всего, образовательные технологии, которые в свою очередь подразделяются на технологии спонтанного общения и технологии мобилизации. Приобретенный опыт дает основания утверждать, что эффективные интерактивные технологии в превентивном воспитании уже имеют определенные достижения в отечественной системе образования и специфику внедрения их в условиях Украины. Они способствуют дальнейшему развитию, как в национальном образовании, так и в демократических и гуманистических началах общества в целом.

Профессиональное образование способствует активному развитию психических качеств и определяет готовность самостоятельно решать проблемы в конкретной жизненной ситуации. Важной функцией превентивного образования является развитие способности нестандартно мыслить, использовать приобретенные знания, навыки и умения для решения любых проблем социализации. Превентивную работу следует строить на базе изучения причин отклонений в поведении средствами педагогической диагностики и прогнозирования; с учетом специфики каждого учебного заведения, уровня развития ученического коллектива; привлечения трудновоспитуемых подростков к практически-предметной и личностно-ролевой деятельности, а также общественно полезного производительного труда.

Нарушения в последние десятилетия традиционных для Украины механизмов социальной регуляции и взаимодействия требуют пересмотра поведения людей, осмысления того, что происходит с человеком, какова логика смены событий, механизм самозащиты и общегосударственной поддержки людей. Конечно, реализовать социальную политику может только тот человек, который обладает соответствующими профессионально-качественными характеристиками. В связи с этим заслуживают внимания образовательно-квалификационные характеристики социальных работников. Будущий специалист должен знать:

– основы общей и социальной педагогики; юриспруденции;

– анатомо-физиологические, возрастные и психологические особенности людей;

– основы компьютерной грамотности;

– законодательную, нормативно - правовую базу своей будущей специальности.

В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального работника, на первом месте выступает не учебная, не образовательная, а воспитательная роль, функция социальной помощи и защиты.

Профессиональные стандарты, определяющие требования к таким специалистам, базируются на кодексе этики, который основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях, учитывает достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности.

Практический характер социальной работы обусловливает ее значимость для осуществления принципов превентивного образования в процессе реализации профессиональной деятельности. Превенция и социальная работа взаимосвязаны. Во время решения каких-либо проблем специалисты социальной сферы постоянно сталкиваются с последствиями конфликтов и проявлениями социальной несправедливости. В обществе насущной возникает потребность в практическом развертывании социальной работы, учитывающей принципы превентивной деятельности, с различными слоями населения: детьми, подростками, молодежью, инвалидами, пожилыми людьми и теми, кто подвергся насилию, и т.д. Чаще всего с этим сталкиваются специалисты социальной сферы (социальные работники), которые, как правило, не имеют соответствующей профессиональной подготовки к этому виду деятельности.

Социальные работники должны быть агентами превентивной интеграции в социальной работе, должны признавать неэффективность традиционных отношений между работником и клиентом социальной работы и создавать новое ценностное поле, фундаментальной идеей которого является превентивная деятельность. От их способности осуществлять этот вид деятельности зависят перспективы обслуживания клиентов в решении актуальных социальных проблем. 

Анализируя выше изложенное, следует сказать, что превентивный подход в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников дает возможность молодому специалисту профессионально адаптироваться в условиях современной жизни, успешно решать сложные профессиональные задачи, сознательно анализировать и корректировать результаты своей деятельности. А потому, превентивный подход это залог достижения высокого уровня его профессионализма.

 

Список литературы:

1. Васильєва О.В. Інноваційні підходи до підготовки соціального педагога у ВНЗ / О.В. Васильєва // Соціально-педагогічні проблеми підготовки фахівців у вищих навчальних закладах: мат-ли Міжнар. наук. практич. конф. (м. Ужгород, 25–26 лютого 2003 р.). – Ужгород: Мистецька лінія, 2003. – С. 29–31.

2. Оржеховська В.М. Превентивна педагогіка : Наук.-метод. посібник / В.М. Оржеховська, О.І. Пилипенко; АПУ, Інститут проблем виховання. – Ізмаїл: СМИЛ, 2006. – 283 с.

3. Оржеховская В.М. Использование интерактивных технологий в превентивном воспитании детей и молодежи: учеб.-метод. пособие / В.М. Оржеховская, Т.Е. Федорченко. – К., 2005. – 129 с.

4. Оржеховська В.М. Проблеми превентивного виховання неповнолітніх в сучасних умовах / В.М. Оржеховська // Світ виховання. 2004. – № 4. – С. 9-14.

5. Пилипенко О.І. Превентивна освіта в інтеграції класичних педагогічних підходів / О.І. Пилипенко // Педагогіка і психологія: Науково-теоретичний та інформаційний журнал АПН України. – 2004. –  № 1. – С. 74-80.

 

Сведения об авторах:

Сургова Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, и.о доцента кафедры социальной работы, управления и педагогики Черноморского  государственного университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Столярчук  Наталья Владимировна – студентка факультета социологии, Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the authors:

Surgova Svitlana Yuriyivna – Candidate of Pedagogical Sciences, acting Associate Professor of Social Work, Management and Pedagogy Department, Petro Mohyla Black Sea State University (Mykolaiv, Ukraine).

Stolyarchuk Natalia Volodymyrivna – student of Sociology Faculty, Petro Mohyla Black Sea State University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: sirius96@mksat.net.

E-mail: nata.stolyarchuk.94@mail.ru.