educational process

Кубанов Р.А. Содержание и инновационные методы организации обратной связи в дуальной конфигурации «преподаватель – студенты»

В исследовании определены содержание и педагогическая целесообразность использования инновационных методов организации обратной связи в дуальной конфигурации «преподаватель – студенты». Этому способствует системное применение многочисленных инновационных методов: «Это в моей ладони», «Шкала» и «Дневник группы». Отмечено, что важно задействовать весь арсенал дидактических возможностей обратной связи на различных этапах образовательного процесса. По мнению автора, психологический механизм обратной связи в условиях совместной деятельности преподавателя и студентов имеет существенные особенности, обусловленные местом задачи в рамках студенческой деятельности. Например, эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом в рамках картины общего настроения группы, поведения студентов, эмоциональных реакций на отдельные задания. При подведении итогов автор приходит к выводу, что с помощью обратной связи обеспечивается позитивная динамика образовательного процесса и реализуется его основная цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности студента.

Буранок С.О., Токмакова П.Д. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе

В статье исследуются проблемы формирования гражданской идентичности у молодого поколения россиян. Особое внимание исследователи уделяют методам и способам воспитания школьников в условиях современного развития общества, прорабатывая возможные результаты освоения педагогами новых учебных курсов. Авторами определены педагогические задачи в преподавании истории и обществознания: воспитание у школьников гражданской идентичности, изучение традиций, культур и ценностей народов Российской Федерации, сплочение общества для благоприятного развития страны. Важнейшей задачей является формирование у учащихся гражданской позиции, ответственности, социальной культуры и социализации. В ходе изучения теоретического материала как российских, так и советских педагогов выявлены базовые принципы формирования гражданской идентичности. На основе принципов самоактуализации, персонализации и неделимости процессов воспитания и обучения авторами формируется комплекс соответствующих педагогических методов. Анализ теоретико-методологической литературы показал существенное разнообразие педагогических методов, приемов и технологий.

Кубанов Р.А. Мониторинг учебных достижений студентов как инструмент внутренней системы контроля качества высшего образования

В исследовании рассматриваются особенности организации мониторинга учебных достижений студентов как инструмента внутренней системы контроля качества высшего образования. Автором определена роль и виды этого мониторинга. Отмечено, что одним из его компонентов является определение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, которые им предоставляются. Автором сделан вывод о том, что определенные в исследовании направления позволят сформировать академическую среду, в которой улучшение качества образовательного процесса станет главной темой профессионального развития студенческой молодежи и обеспечит необходимую публичность и прозрачность.