Иванов А.М. Деятельность Смоленского областного совета народных депутатов и Смоленской областной партийной организации КПСС в период августовских событий 1991 г.

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 323.276(470.332)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КПСС В ПЕРИОД 

АВГУСТОВСКИХ СОБЫТИЙ 1991 ГОДА 

Иванов А.М.

В статье на основе архивных данных и материалов СМИ проводится анализ событий августа 1991 года в СССР и Смоленской области. Исследуется деятельность региональных органов власти в период августовских событий, показано отношение общественности к ГКЧП. Сообщается о деятельности Комиссии, которая попыталась выяснить причины государственного переворота и отстранение Президента страны от власти. Делается вывод, что события августа 1991 года ознаменовали конец власти КПСС и начало распада СССР, что привело к демократическим переменам в России.

Ключевые слова: Перестройка, августовский путч, ГКЧП, Смоленская область, деятельность Смоленского областного Совета народных депутатов. 

 

THE ACTIVITY OF SMOLENSK OBLAST COUNCIL OF PEOPLE'S

DEPUTIES AND SMOLENSK OBLAST COMMUNIST PARTY

ORGANIZATION DURING THE EVENTS OF AUGUST 1991

Ivanov A.M.

The article analyses the events of August 1991 in the USSR and Smolensk region on the basis of archival data and media materials. The author studies the activity of regional authorities in the period of August events, and shows public attitude to the State Committee on the State of Emergency (SCSE). The Commission tried to find out the reasons for the coup d'état and the removal of the President from power. The events of August 1991 marked the end of the power of the Communist Party and the beginning of the USSR’s collapse that led to democratic changes in Russia.

Keywords: Perestroika, August Coup, SCSE, the activity of Smolensk Oblast Council of People's Deputies.

 

1991 год стал рубежным в истории Советской России. Ключевым событием этого года стали события августа, получившие в истории название августовского путча – вооруженного противостояния двух вертикалей власти: союзной во главе с ГКЧП СССР и республиканской во главе с Правительством России. Это противостояние сопровождалось попыткой отстранения М.С. Горбачева с поста Президента СССР и смены проводимого им политического курса. Все это, в конечном счете, привело к радикальным изменениям политической ситуации в стране, окончательной утрате власти КПСС, усилению власти региональных лидеров и необратимому ускорению распада Советского Союза, завершившегося его ликвидацией в декабре 1991 года. 

События августа 1991 года нашли отражение и на Смоленщине, попробуем воспроизвести хронологию тех дней. С началом путча 19 числа Смоленский областной Совет народных депутатов (СНД) принял меры, чтобы связаться с Верховным Советом РСФСР, но телефоны в Доме Правительства молчали. Ряд депутатов областного СНД (В.А. Дзюбалов, П.Ф. Коготько, М.И. Семенов и др.) не только официально, но и по другим каналам пытались установить контакт со структурами Верховного Совета РСФСР и Моссовета. Около 13.00 по телефону были получены первые Указы Президента РСФСР, и началось их распространение [6, с. 1].

20 августа в 11.00 президиум Смоленского областного СНД определился в своей позиции и принял сторону законно избранных Президентов РСФСР и СССР и Правительства России. Это обстоятельство, по мнению председателя областного СНД Л.В. Мамонтова, существенно повлияло на последующие события в Смоленской области.

20 августа в 14.00 было принято «Обращение Президиума областного Совета народных депутатов к населению области» [3, с. 1], в котором осуждались неконституционные действия ГКЧП. Также в Обращении сообщалось, что на территории Смоленской области продолжают осуществлять властные полномочия законно избранные Советы и их исполнительные органы. 21 августа это обращение было опубликовано в издании «Рабочий путь» [4, с. 1].

Президиум областного СНД осудил антиконституционные действия ГКЧП по устранению законно избранных органов власти. Вместе с тем отмечалось, что Президиум областного СНД в перерод с 19 августа до 14.00 часов 20 августа не проинформировал в полной мере население области о том, что СНД будет выполнять решения органов РСФСР в соответствии с требованиями Конституции РСФСР и СССР. По предложению группы депутатов был поставлен на голосование вопрос об отставке Президиума областного СНД. Состоялось открытое поименное голосование, по итогам которого сессия не поддержала это предложение (25 голосов за отставку Президиума, 59 – против, 9 – воздержались, 31 – отсутствовали по различным причинам) [5, с. 1].

20 августа в 17.30 на имя главного государственного инспектора РСФСР В.А. Махарадзе была отправлена телеграмма, в которой сообщалось, что Смоленский областной Совет будет выполнять решения законно избранных органов власти и управления РСФСР и СССР. В 18.00 Президиум областного СНД обратился по местному радио к гражданам Смоленской области с призывом поддерживать законно избранные органы власти, соблюдать выдержку, общественный порядок, не допускать срывов в производстве, сохранять темпы уборочных работ на селе, в подготовке народного хозяйства области в осенне-зимний период [6, с. 1].

В этот же день Смоленский облисполком информировал Контрольное управление Президента РСФСР о том, что он исполняет Указы Президента Б.Н. Ельцина и передал в районы соответствующие указания. 

В обращении областного СНД ко всем политическим партиям и движениям прозвучала просьба проявлять сдержанность в своих действиях: «Никакого вмешательства в действия местных органов власти со стороны ГКЧП не наблюдалось. Правовую оценку в стране дает Верховный Совет РСФСР и Верховный Совет СССР. Президиум областного СНД информировал население, что будет, выполнят решения органов власти и управления РСФСР в соответствии с Конституцией и обращается ко всем гражданам с призывом соблюдать спокойствие, выдержку, общественный порядок, прежнею дисциплину труда, не допускать спада производства» [3, с. 1].

В то же время Президиумом областного СНД в определенный Конституцией РСФСР период не была созвана сессия Совета народных депутатов. При этом был нарушен временный регламент СНД. В результате Председателю Президиума 20 августа до начала работы Президиума областного СНД было вручено заявление депутатской группы «Демократическое движение» с требованием созвать чрезвычайную сессию областного Совета 21 августа 1991 года. В заявлении отмечалось, что «депутатская группа "Демократическое движение" Смоленского областного Совета народных депутатов осуждает преступные действия группы безответственных лиц, осуществивших попытку государственного переворота в СССР. Мы призываем областной Совет поддержать законно избранные органы власти России и осуществлять всю полноту власти на территории области согласно Конституции РСФСР. Предлагаем созвать чрезвычайную сессию областного Совета для обсуждения сложившейся политической ситуации 21 августа 1991 года» [5, с. 2]. Но данное заявление не было распространено среди депутатов. 

Руководством Президиума областного СНД и исполкомов не были предприняты меры для оперативного получения достоверной информации о положение в стране и действиях руководства РСФСР, в результате чего информация и документы поступали с опозданием. Так Указы Президента РСФСР № 62 и 63, изданные 19 августа, были получены лишь 21 августа, а с № 64 по № 68, изданные 20 августа, – лишь 28 августа [4, с. 1]. 

 Вследствие этого функции получения и распространения информации были вынуждены взять на себя отдельные депутаты. Так «Обращение к гражданам России» Б.Н. Ельцина, Р.И. Хасбулатова, И.С. Силаева было получено по телефону депутатом П.Ф. Когатько 19 августа около 13.00, а первый изданный в этот период Указ Президента РСФСР – депутатом Э.А. Ивановым [5, с. 3]. Также не была организована работа районных и поселковых Советов по доведению до населения области объективной информации о положении в стране, содержании важнейших документов, принятых руководством РСФСР. 

Президиумом областного СНД и исполкома не было организовано исполнение Указов Президента РСФСР. В частности, пункта 3 Указа № 61, гласившего: «Всем органам, должностным лицам, гражданам РСФСР принять незамедлительные меры к тому, чтобы исключить выполнение всех решений и распоряжений антиконституционного комитета по чрезвычайному положению в СССР» [2]; пункта 2 Указа № 69: «Запретить пропаганду решений комитета по чрезвычайному положению в СССР, рассматривая ее как действия, направленные на поддержку государственного переворота в СССР» [11]. В результате этого многие районные газеты распространяли документы ГКЧП вплоть до 22 августа 1991 г.

Но были и примеры грамотных и решительных действий отдельных Советов. В первую очередь это относиться к Десногорскому СНД. Получив 19 августа в 10.00 сообщение по радио и телевидению об образовании ГКЧП и введении чрезвычайного положения, группа депутатов и граждан города к 12.00 собралась у Председателя Совета и немедленно связалась по телефону с Верховным Советом РСФСР. Депутатам было рекомендовано соблюдать спокойствие и ждать сообщения Президента Б.Н. Ельцина. К 14.00 этого же дня по телефону они получили текст Указа № 59 Б.Н. Ельцина, чуть позже «Обращение к гражданам России». После этого в Десногорском райкоме был собран Президиум и чрезвычайная сессия районного СНД. Заседание президиума состоялось в 22.00 19 августа. На чрезвычайной сессии городского Совета в 17.00 20 августа была осуждена деятельность ГКЧП и было поддержано законно избранное Правительство России [5, с. 2]. 

20 августа около 23.00 исполняющему обязанности Председателя исполкома Областного Совета Н.И. Миронову по каналам КГБ была вручена шифротелеграмма Г.И. Янаева, которая после ознакомления была изъята указанными органами: «Под вашу личную ответственность создать в области комитет по чрезвычайному положению по типу ГКЧП. Об исполнении доложить в течение 24 часов» [1, л. 7]. Подобные телеграммы приходили в Облисполком, который к тому времени еще не определил свою приверженность демократической России. Телеграмма Г.И. Янаева была попыткой внести раскол между Советами и Исполкомами. Но Н.И. Миронов, исполнявший обязанности Председателя, зная позицию Президиума, исполнять волю ГКЧП отказался [12, с. 1]. 

Таким образом, в Смоленской области не было выполнено ни одно требование ГКЧП и не были созданы подобные комитеты в городах и районах, фактически не вводилось чрезвычайное положение. Ни одно должностное лицо из областных структур управления не приняло никаких практических мер по выполнению указаний комитета Г.И. Янаева. 

В своей шифротелеграмме Секретариат ЦК КПСС призывал все областные, городские и районные комитеты Партии поддержать ГКЧП. Но в Смоленской области, за исключением бюро Холм-Жирковского и Ершичского райкомов КПСС, ни один комитет не принял решений в поддержку заговорщиков. Хотя призывы отдельных граждан имели место. Так в отчете Председателя депутатской комиссии В.И. Быченкова Руднянского райсовета о деятельности должностных лиц в период путча было отмечено, что «в совхозе имени М.А. Егорова председателем профкома М.Н. Тарановым было дано письменное заявление о том, что в дни путча парторг совхоза В.П. Семенов в присутствии механизаторов высказывался в поддержку путчистов. Комиссия расследовала и признала, что факт не подтвердился» [7, с. 3].

В ночь с 20 на 21 августа междугородняя связь с Москвой была прервана, начиная с 0 часов и до 6 часов утра. Затем ее на некоторое время восстановили, но вскоре она опять пропала. В этих условиях депутатам Смоленского областного СНД пришлось прорывать информационную блокаду. 

21 августа 1991 года стало ключевым днем драматических событий. К 14.00 группа депутатов областного и городского Советов, представлявших движение «Демократическая Россия», собралась в Доме Советов для того, чтобы обменятся последней информацией о ситуации в стране и городе и выработать свою позицию. Внеочередная совместная сессия Смоленского городского и районных СНД внесла в повестку дня вопрос о поддержке решения Президиума Смоленского горсовета от 20 августа 1991 года. 

 В 16.30 один из лидеров Смоленской организации Демократической партии России Г. Косенков проинформировал сессию о только что преданном по радио сообщении об аресте членов ГКЧП. После этого работа внеочередной сессии городского и районных СНД была завершена [5, с. 2]. В течение преследующих нескольких часов на площади Ленина был организован митинг, на котором все выступавшие приветствовали провал путча, призывали смолян сделать все, чтобы никогда больше страна не вернулась назад к тоталитаризму [10, с. 4].

24 августа в 14.00 часов над зданием Смоленского горсовета был водружен государственный трехцветный флаг Российской Федерации. В 21.00 по распоряжению Председателя горсовета В.И. Анисимова были взяты под охрану помещения в Доме Советов, принадлежавшие обкому и горкому КПСС. [8, с. 1]. Сотрудники милиции, дежурившие в тот день в Доме Советов, сообщили корреспонденту «Смоленских новостей», что в течение дня они видели, как служащие партийных органов выносили из здания какие-то бумаги [9, с. 3]. На следующий день комиссия горсовета приступила к работе, были опечатаны помещения Смоленских комитетов КПСС: сельского, городского, областного, редакции областных изданий КПСС «Рабочий путь», «Смоленские вести», «Край Смоленский», гараж обкома КПСС. Через два дня после этого, 27 августа, газета «Рабочий путь» стала выходить как печатный орган Смоленского областного СНД [4, с. 1].

После августовских событий в Смоленской области была создана временная комиссия областного Совета под руководством М.И. Семенова, перед которой была поставлена задача проанализировать деятельность советских и государственных органов, политических, общественных организаций и должностных лиц на территории области в период осуществления государственного переворота и подготовить материалы рассмотрения на VIII сессии СНД. 

Комиссией был составлен список организаций и структур, которые могли оказать существенное влияние на жизнедеятельность области в период переворота. В него вошли: Президиум областного Совета, Смоленский Облисполком, Управление внутренних дел Облисполкома, Обком КПСС, редакции газет, радиокомитет, типография, управление связи, железная дорога, управление транспорта, управления общественного питания, управление АПК, областной совет профсоюзов, областной комитет ВЛКСМ. Комиссия рассматривала документы, поступившие в названные организации в период переворота. Приказы, решения, постановления, принятые для внутреннего пользования или направленные кому-либо. Члены комиссии анализировали проведенные совещания и принятые на них решения, встречались и беседовали с работниками [7, с. 1].

М.И. Семенов по областному радио 26 августа обратился к смолянам с просьбой оказать помощь в работе комиссии. В связи с этим обращением в адрес комиссии стали раздаваться обвинения отдельных граждан о возврате к методам 1937 года. Комиссия констатировала, что за время ее действия не поступало ни одного анонимного звонка, носившего доносительский характер. Попытка одного из граждан, явившегося лично, связать злоупотребления в распределении квартир с планами заговорщиков получила однозначную отрицательную реакцию [6, с. 2].

По итогам работы Комиссии были проанализированы действия всех органов власти в период путча. Так в деятельности областной организации КПСС комиссия установила следующее. Еще около полудня 19 августа в обком партии поступила шифрограмма из ЦК КПСС: «Секретно. Первым секретарям ЦК компартии союзных республик… обкомов партии. В связи с введением ЧП примите меры по участию коммунистов в содействии государственному комитету ЧП в СССР. В практической деятельности руководствоваться Конституцией СССР. О Пленуме ЦК и других мероприятиях сообщим дополнительно. № 116/ц Секретариат ЦК КПСС» [6, с. 2]. 

В соответствии с резолюцией первого секретаря Смоленского обкома КПСС В.А. Самородского было принято решение ознакомить с этой телеграммой секретарей и заведующих отделами ОК КПСС. Однако 31 августа 1991 г. на VIII сессии СНД В.А. Самородскому были предъявлены обвинения в сокрытии информации о происходивших в Москве событиях и не уведомлении о поступлении в этот период документов от ЦК КПСС и не ознакомлении с их содержанием. Так, депутат от избирательного округа № 29 В.В. Фомин заявил, что «…как выяснилось из выступления председателя комиссии, уже в понедельник телеграмма-шифрограмма от ЦК КПСС, обязывающая обком партии принять все меры, что бы обеспечить поддержку коммунистами действий и указаний ГКЧП, поступила. Но Виктор Андреевич Самородский не только скрыл от коммунистов и не дал четкую оценку происходящего, но на Президиуме областного Совета (где он призывал к сдержанности, призывал подождать, укреплять дисциплину, убирать урожай) на вопрос: "А не поступали ли какие-нибудь документы от ЦК КПСС?" – ответил: "Нет, и ничего неизвестно. В данном случае речь идет уже о статье 68, которая говорит об измене Родине"» [6, с. 2].

20 августа в 10.40 поступил следующий документ: «Секретно. Первым секретарям ЦК Компартии союзных республик… обкомов партии: в связи с введением чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР просим регулярно информировать ЦК КПСС о положение в регионах, настроение людей, о принимаемых мерах по наведению порядка и дисциплины, о реакции населения на мероприятия ГКЧП в СССР. № 119/ц О. Шенин». Резолюция Самородского на документе: «Ознакомить т. Бабюка С.И.» [7, с. 2]. Однако Комиссия не располагала сведениями о том, что по данным документам принимались какие бы ни было решения. 

На VIII сессии СНД, открывшейся в Доме Советов 31 августа была сделана попытка дать анализ и причины событий 19-21 августа. Итоги работы комиссии были зачитаны в докладе Председателя временной комиссии М.И. Семенова [5, с. 1].

С докладом выступил председатель СНД Л.В. Мамонтов, который попытался выяснить причины переворота. Он отметил, что государственный переворот с отстранением Президента страны от власти был совершен должностными лицами, обладавшими самыми высокими после Президента полномочиями накануне подписания Союзного договора. Л.В. Мамонтов обратил внимание на то, что действовавшие самостоятельно, от имени так называемого «советского руководства» Г.И. Янаев, В.С. Павлов и В.А. Крючков не смогли предложить ничего конструктивного по выводу экономики из кризиса и больше заботились о сохранение своих властных полномочий и возврате страны к тоталитарной системе управления [6, с. 1]. 

Л.В. Мамонтов остановился и на проблемах в стране, а также на причинах неудачи переворота. Он отметил, что старая, сверхцентрализованная схема государственного аппарата была не в состоянии управлять экономикой гигантской страны в условиях научно-технической революции. Стагнация советской экономики явилась в значительной мере результатом функциональной недееспособности не только государственного аппарата, но и всей системы управления [5, с. 2].

Таким образом, события августа 1991 года ознаменовали конец власти КПСС и распад СССР и, по распространённому мнению, дали толчок к демократическим переменам в России и расширению ее суверенитета. Однако бытует и иное мнение о том, что после распада Союза в стране начался беспорядок, связанный с непоследовательной политикой власти. Борис Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий Президента РСФСР и направленных на неправомерное присвоение себе полномочий союзной власти. В том числе – это указы о переподчинении союзных органов республиканским, о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР, о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в республиканское подчинение.

 

Список литературы:

1. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф.Р-2361. Оп. 15. Д. 1792. Переписка с государственной комиссией о расследование деятельности территориальных органов КГБ в период деятельности ГКЧП. 

2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР» от 22 августа 1991 г. № 34. ст. 1134.

3. К Смолянам. Обращение областного Совета народных депутатов ко всем политическим партиям и движениям // Рабочий путь. 1991. 21 августа. С. 1.

4. Рабочий путь. 1991. 30 августа. С. 1.

5. Рабочий путь. 1991. 3 сентября. С. 1. 

6. Развивать демократию, утверждать законность. Доклад А.В. Мамонтова на VIII сессии Совета народных депутатов // Рабочий путь. 1991. 4 сентября. С. 1-2. 

7. Развивать демократию, утверждать законность // Рабочий путь. 1991. 5 сентября. С. 3-4. 

8. Смоленские новости. 1991. 22 августа. С. 1.

9. Смоленские новости. 1991. 26 сентября. С. 3.

10. Три дня путча. Хроника событий в Смоленске // Смоленские новости. 1991. 24 августа. С. 1, 4.

11. Указ Президента РСФСР от 21.08.1991 г. № 69 «О средствах массовой информации в РСФСР» [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/PCNi3j (дата обращения: 15.09.2018).

12. Хроника уикэнда // Смоленские новости 1991. 27 августа. С. 1.

 

Сведения об авторе:

Иванов Александр Михайлович – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии (Смоленск, Россия).

Data about the author:

Ivanov Alexander Mikhailovich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Humanitarian, Socio-Economical and Informational-Legal Disciplines’ Department, Smolensk Branch of Saratov State Law Academy (Smolensk, Russia).

E-mail: aleks-i-82@yandex.ru.