Шманько О.В. Трансформация ценностных ориентаций украинской молодежи

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 316:374.32(477)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 

УКРАИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Шманько О.В.

В статье определены тенденции формирования ценностных ориентаций украинской молодежи в транзитном украинском обществе. Выявлено, что в современных условиях, когда постсоветские стереотипы еще не ушли в прошлое, а новые европейские стандарты пока не утвердились, существует угроза ценностного отчуждения и заполнения этого пробела негативными элементами. В то же время, в ходе проведенных исследований отмечена тенденция к росту общественного сознания молодого поколения, чувства патриотизма, толерантности, уважения к свободам и правам граждан.

Ключевые слова: европейские ценности, гражданские ценности, социализация молодежи, отчуждение, аномия, молодежная политика.

 

TRANSFORMATION OF VALUE SYSTEM 

OF THE UKRAINIAN YOUTH

Shmanko O.V.

The article identifies the trends in development of the Ukrainian youth’s value system in transit Ukrainian society. The author also reveals that in present conditions, when post-Soviet stereotypes have not gone back and the new European standards are not yet firmly established, there is danger of alienation value and filling this gap with negative elements. At the same time the course of studies marked a tendency to increase the civic awareness of the younger generation, patriotism, tolerance, respect for freedoms and rights.

Keywords: European values, civic values, socialization of youth alienation, anomie, youth policy.

 

В последнее время среди исследователей активизировались дискуссии относительно места, значения и содержания ценностей в условиях новой социокультурной реальности. Их позиции условно разделились на три группы. Первые стоят на позициях возрождения традиционных нравственных духовных исторических ценностей, другие обосновывают ценности сформированного гедонистического общества, основанного на удовлетворении и потребительской психологии, третьи находятся в состоянии поиска новых общественно-нравственных идеалов, подчеркивая их актуальность в условиях отмирания старых ценностных ориентаций и несформированности новых [3, с. 79].

Итак, ценности не являются «застывшей» категорией, не являются привнесенными извне, а формируются в соответствии с теми общественно-исторических реалий, которые складываются при определенных условиях функционирования человеческого общества. Согласно концепции Л.С. Выготского, ценности возникают на том или ином этапе исторического развития человечества в ходе его коллективной деятельности, отражая насущную необходимость социально-экономического развития общества, с одной стороны, и внутриличностный потребность – с другой. Ценность, формируясь в той или иной сфере коллективного сознания как его конечная цель, становится общепринятой и общечеловеческой.

В научной литературе среди многочисленных теоретических концепций по классификации ценностей можно выделить своеобразную иерархию, предложенную еще в семидесятые годы ХХ века С.Ф. Анисимовым, которая, правда, исходя из существовавших в советском обществе идеологических норм, исключала индивидуальные особенности сущности человека. Так, автор предложил следующие группы ценностных ориентаций:

высшие ценности – человечество и человек;

ценности материальной жизни – природные ресурсы, орудия и продукты труда, необходимые для существования человека и его воспроизведения;

ценности социальной жизни – семья, нация, класс, государство, различные общественные объединения, возникающие в процессе прогрессивного развития человечества, а также общие институты, необходимые для жизнедеятельности общества;

ценности духовной жизни и культуры – научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные обеспечивать духовные потребности людей.

Не вдаваясь в дискуссии о соотношении индивидуального и общественного, отметим однозначность связи между этими группами, где каждая из них в этой иерархии по отношению к соседней находится в зависимости [1, с. 23].

Современные ученые отмечают, что проходя сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, через внутренний мир индивида, ценности включаются в структуру личности в форме личностных ценностей, становясь одним из источников мотивации его поведения [3, с. 84]. То есть, для каждого человека характерна «индивидуальная иерархия личных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовной культурой личности, между общественным и индивидуальным познанием» [3, с. 85].

Становление новых поколений молодежи как крупных социально-демографических групп населения, в которых ценностная составляющая находится в трансформационном состоянии как определяющая составляющая процесса воспроизводства общества. Развитие каждого молодого поколения происходит на фоне и в русле общих тенденций цивилизационного развития, развития конкретного общества как переход молодого человека из одного качественного состояния в другое, которому соответствуют изменения ее правового статуса, социально-экономического положения, способов привлечения к социальной структуре, характера жизнедеятельности и т.д. [2, c. 82-84]. 

В условиях социально-экономических и политических потрясений в Украине и ходе ее европейских устремлений особую важность приобретает вопрос ценностного восприятия этих процессов активным социальным слоем – молодежью. Особенно актуальным является мониторинг изменения ценностных ориентаций молодого поколения в ходе и после революционных потрясений в Украине 2013-2014 гг., когда общественно-политические процессы в государстве обусловили проявление молодежью активной гражданской позиции.

Проблема духовности и ценностей является центральной дефиницией при изучении ценностных ориентаций личности. Ее суть анализирует еще нормативно-ценностный подход к мониторингу процесса развития общества. Он ведет к классикам социологии: М. Веберу, Э. Дюркгейму, А. Маршаллу, В. Парето, Т. Парсонсу. Теоретико-методологические подходы развивались классической социологией и психологией, они представлены такими авторами, как: З. Бауман, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Мид, П. Штомпка. В постсоветской науке понятие «ценность» рассматривается в трудах А. Здравомыслова, В. Ядова, А. Кравченко, Т. Заславской, Н. Лапина, А. Ковалерова, Л. Овсянецкой, М. Скока, М. Сорокиной, Е. Либанова, С. Франка, П. Флоренского, Н. Соловьева, В. Андрущенко, Л. Губерского, М. Михальченко, И. Надольного, В. Пазенюка, В. Шинкарука, В. Воронкова, В. Беха, С. Максименко, М. Пирен, М. Михальченко, В. Кононенка, В. Кременя, Л. Сердюк, П. Ситника, В. Трощинского, С. Чукут, В. Скуратовского и др.

Целью статьи является освещение основных тенденций изменения ценностных ориентаций молодого поколения в условиях переходного украинского общества и имеющейся общественно-политической реальности.

В процессе исследования ценностных ориентаций украинской молодежи на современном этапе в марте 2016 года нами было проведено исследование «Будущие перспективы Украины глазами студенческой молодежи» среди студентов экономических специальностей Буковинского государственного финансово-экономического университета. Всего было опрошено 106 студентов в возрасте от 17 до 20 лет. Отметим, что практика проведения подобного опроса осуществляется автором в течение последних 5 лет (с 2012 г.) в ходе проведения учебных занятий по общей социологии, что позволяет сравнить тенденции уровня оптимизма молодежи и ее место в будущем своей страны.

На вопрос «В какой сфере в будущем Украина смогла бы добиться успехов?» – 11% респондентов назвала экономическую сферу, 23% – область науки и искусства, 3,6% – духовную, 11% – военно-политическую. 5% опрошенных выразили сомнения относительно каких-либо перспектив развития, а 31% респондентов вообще выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Если сравнить эти данные с мониторингом предыдущих лет, то можно отметить тенденцию роста оптимизма в отношении военно-политического будущего Украины (11% против 2-5% в 2012-2013 гг.), а также значительному уменьшению пессимистов, которые сомневаются, что удастся достичь чего-либо (5% сейчас, 13-25% ранее). Правда, данные 2016 года показывают некоторый спад оптимизма по сравнению с 2014 годом. И связано это, очевидно, с определенным разочарованием населения в связи с общественно-политической ситуацией в стране сегодня.

Следующий вопрос звучал «От кого зависит будущее Украины?». Абсолютное большинство опрошенных (88%) выбрала вариант «От совместных усилий», 9% – «от правительства», остальные респонденты ответили «затрудняюсь ответить». Интересно, что в предыдущие годы, несмотря на подобную тенденцию, часть опрошенных выбирала варианты «От Бога» (3-9%), «От случайного стечения обстоятельств» (3-5%), «От меня (2-4%)» . Иными словами, абсолютное большинство опрашиваемого молодежи начинает осознавать понимание общей ответственности за будущее Украины.

Интересно мнение молодежи о социальном идеале, близком для опрашиваемых. Каждый третий (более 35,4%) называет этим идеалом либеральное общество западного типа, 32,3% – национальный самобытный идеал, 16,7% – православное общество, 3,2% предлагают свой вариант ответа. Привлекает внимание тот факт, что каждый восьмой студент не определился с ответом (12,4%). 

В то же время, определенное несоответствие наблюдается при постановке вопроса следующим образом: «Какой социальный идеал способен, по Вашему мнению, объединить украинское общество?» Так, если утверждение относительно православного общества примерно совпадает с предыдущим вопросом (13,8%), то тех, кто верит, что либеральное общество может объединить украинское общество, несколько меньше (21,2%). Фактически процент тех, кто разделяет европейские ценности, в данном вопросе проголосовал в пользу национального самобытного идеала (45,6%). Бросается в глаза, что 17,0% предлагают по этому вопросу свой вариант ответа. Таким образом, значительная часть тех, для кого близки европейские ценности, все же высказались за то, что объединительным началом для Украины должен быть национальный самобытный идеал.

Ключевым вопросом анкеты стало следующее: «Чем лично Вы готовы пожертвовать для осуществления импонирующую Вам социального идеала?» 36,5% респондентов выразили готовность пожертвовать «свободным временем», 6,1% – «карьерным ростом», 20,3% – «развлечениями», 3% – «счастливой семейной жизнью». 34,1% опрошенных вообще выбрали вариант ответа «ничем». По большому счету, только каждый десятый готов к серьезным жертвам ради реализации своих взглядов. Здесь четко прослеживается проблема формирования гражданского общества в Украине, когда значительная часть молодежи не готова брать на себя ответственность за будущее страны.

Другой социологический опрос в рамках Университета проведен в рамках проведения круглого стола на тему «Вступление Украины в ЕС: преимущества и перспективы глазами молодежи». Опрос был проведен студентов I-V курсов в возрасте от 18 до 23 лет путем анкетирования (всего приняли участие в анкетировании 89 человек). Результаты таковы: 85,5% опрошенных студентов поддерживают (или скорее поддерживают) вступление Украины в ЕС и выступают за распространение европейских ценностей, 14,5% – выступают против, одновременно верят в то, что Украина станет членом ЕС - 81,6%. Относительно хронологических сроков вступления Украины в ЕС, то 59% респондентов, которые поддерживают вступление Украины в Европейский Союз, считают, что Украина станет членом ЕС через 10 лет, 41% – что это вопрос длительной перспективы [4, с. 66-68]. Была отмечена готовность и желание молодежи стать частью Европейского Сообщества, ведь это даст новые возможности для развития страны, повышения уровня социальных и экономических стандартов, гарантирует безопасность и утверждения европейских ценностей. При сравнении с материалами предварительного исследования можно предполагать о том, что процент «еврооптимистов» больше среди студентов старших курсов. Очевидно, это объясняется несколькими факторами, среди которых участие в программах обмена с вузами европейских стран, процесс адаптации студентов-выходцев из сельских населенных пунктов и тому подобное.

Можно констатировать, что в последнее время место в мотивационных стремлениях украинской молодежи занимают ориентации, связанные с самоутверждением. Молодые украинцы стремятся активнее строить профессиональную карьеру, достигать успеха в учебе, науке, бизнесе, проявляя компетентность и профессионализм в соответствии с социальными стандартами, получать новые впечатления и удовольствие. Эта общая тенденция наблюдается и в существенных различиях между молодежью и людьми старше 25 лет, по интегральным ценностным осям. Молодежь открыта перед новым опытом и ориентирована на удовлетворение собственных потребностей больше, чем поколение старших.

На основе анализа опросников, осуществленных на базе студентов Университета, нами сделана сравнительная характеристика данных, представленных украинским исследователем М.В. Мосьондз по ранжированию ценностных приоритетов молодежи в срезах 2012 года. Это позволило установить следующую тенденцию: несмотря на доминирование среди современной украинской молодежи таких ценностей как семья, материальные блага, профессионального мастерства, несколько выше (с 8-12 позиции на 4-6) поднялись такие понятия, как честность, четкие жизненные цели, принципиальность. Возможно, это связано со специфической ситуацией в западном регионе во второй половине 2015 года и, в частности, на Буковине, где студенты отдельных вузов перед угрозой игнорирования их интересов со стороны органов государственной власти проявили консолидированную, четкую и сознательную гражданскую позицию с целью защиты собственных прав.

Сравнительный анализ статистических данных показывает изменения во взглядах молодого поколения на базовые ценности современного общества. Так, нами были проанализированы статистические данные Л.Д. Бевзенко (данные 2009 г.). Эти исследования показали, что 6% респондентов считали приемлемым для себя мошенничество, 3,5% – рэкет, вымогательство, а 26% – брак «ради денег» (причем доля представительниц женского пола здесь перевешивает не так существенно, как ожидалось). Было констатировано, что желание быть социально успешным, богатым, уважаемым и управлять людьми преобладало над общегуманистическими ценностями. Так, согласно данным Института социологии НАН Украины того же года, в представлениях об успехе в жизни материальный достаток (82%) выбирают практически наравне с физическим здоровьем, при этом возможности для самореализации, развития способностей остаются на последних позициях (11%). В то же время, данные 2015 года показывают рост на 15% именно желания самореализации на основе собственных способностей и квалификации, что свидетельствует если не об оздоровлении молодого поколения, то о появлении в нем творческой активного меньшинства, способного в дальнейшем к активным действиям ради себя и блага общества.

Итак, несмотря на то, что сейчас сложилась очень тяжелая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране, события последних лет все-таки доказали безосновательность взглядов пессимистов об отсутствии активной гражданской позиции молодежи относительно векторов развития украинского общества. Мониторинг поведения молодежной среды на современные вызовы свидетельствует об активизации в сравнении с предыдущим периодом молодого поколения и нежелание оставаться в стороне от важных общественно-политических событий. Социокультурная реализация здесь возможна в условиях удовлетворения человеком духовных потребностей, а не материальных, ведь именно культура выступает движущим способом становления человека.

Указанные результаты показывают необходимость дальнейшей активизации гуманитарной составляющей учебно-воспитательного процесса вуза относительно молодого поколения по формированию и закреплению гражданских, политических, духовных ценностей. Последнее требует новых подходов и методов в данной проблеме, в том числе используя наработки европейских стран.

Перспективы дальнейших исследований усматриваются в определении роли политико-властной элиты, государственных и негосударственных организаций, других институтов гражданского общества в проведении и реализации эффективной молодежной политики с целью формирования таких ценностных ориентаций, которые должны базироваться на принципах человекоцентризма, толерантности, уважения к чести, морали, достоинства и духовности каждой молодой личности.

 

Список литературы:

1. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимое М.: Мысль, 1970. 183 с

2. Пірен М.І. Європейські цінності – базова основа реформування державної кадрової політики в Україні / М.І. Пірен // Державна служба в Україні: досвід, проблеми, перспективи: /За заг. ред. Всеукраїнської науково-практичної конференції (м. Київ, 24 червня 2015 р.) К.: Вид-во Ліра, 2015. С. 82-87.

3. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе [Электронный ресурс] // Институт эффективных технологий [сайт]. 2016. URL: https://goo.gl/2DAIyH (дата обращения: 25.12.2016).

4. Шманько О.В. Проблема ціннісного відчуження сучасної української молоді та шляхи її подолання / О.В. Шманько // Інформаційні технології, економіка та право: стан та перспективи розвитку. (ІТЕП-2016): матеріали міжнародної науково-практичної конференції молодих вчених та студентів, 14-15 квітня 2016 р. / Міністерство освіти і науки України, ПВНЗ «Буковинський університет». Чернівці: Книги ХХІ, 2016. С. 66-68.

 

Сведения об авторе:

Шманько Олег Владимирович – кандидат исторический наук, доцент кафедры социальной работы и социального управления Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина). 

Data about the author:

Shmanko Oleh Volodymyrovych – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Social Work and Social Management Department, Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: shmanko_chnu@ukr.net.