Иванов А.М., Фоменков А.А. Последняя советская кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом: опыт Смоленской области (1985-1987)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 351.761.1(470.332)

ПОСЛЕДНЯЯ СОВЕТСКАЯ КАМПАНИЯ

ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ:

ОПЫТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (1985-1987)

Иванов А.М., Фоменков А.А.

Статья посвящена исследованию последней антиалкогольной кампании в Советском Союзе в период Перестройки (1985-1991) на примере Смоленской области. Авторами проанализированы методы и приемы борьбы советской власти с пьянством и алкоголизмом в регионе. В работе использованы ранее неопубликованные архивные документы и материалы местной периодики. В заключение авторы выявляют причины, которые вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя в стране.

Ключевые слова: антиалкогольная кампания, воспитание, Перестройка, пьянство и алкоголизм, самогоноварение.

 

THE LAST SOVIET CAMPAIGN

AGAINST DRUNKENNESS AND ALCOHOLISM:

THE EXPERIENCE OF THE SMOLENSK REGION (1985-1987)

Ivanov A.M., Fomenkov A.A.

The paper studies the last anti-alcohol campaign in the Soviet Union during the period of Perestroika (1985-1991) on the example of the Smolensk region. The authors analysed the methods and techniques of the Soviet government’s struggle against drunkenness and alcoholism in the region. Previously unpublished archival documents and materials of local periodicals are used in the research. In conclusion, the authors identify the reasons that forced the Soviet leadership to curtail the fight against the production and consumption of alcohol in the country.

Keywords: anti-alcohol campaign, education, Perestroika, drunkenness and alcoholism, moonshine.

 

В СССР потребление алкоголя, которое в Российской империи и в сталинское время не превышало 5 литров на человека в год, к 1984 г. достигло рекордной отметки в 10,5 литров зарегистрированных алкогольных напитков, а с учетом подпольного самогоноварения могло превышать 14 литров. Такой уровень эквивалентен примерно 180-220 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников. Собственно водка составляла около трети этого объема. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вина и пива. При этом объем потребления алкоголя варьировался в зависимости от регионального фактора. Так, например, в 1985 г. на одного жителя Смоленской области он составил 12,7 литра, что выше, чем в Калининградской, Брянской, Калужской областях и в среднем по РСФСР [9, с. 84].

Упомянем, что в отечественных реалиях это были примеры борьбы с алкоголизмом, предпринятые на государственном уровне. Можно вспомнить, например, попытки усиления борьбы с алкоголизмом в конце 1950-х гг. (та кампания началась в 1958 г. после принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1365 «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» [18, с. 109]). Завершилась та кампания не только без впечатляющих положительных достижений, но и как-то незаметно, оставшись в тени иных начинаний Н.С. Хрущева.

Следует признать, что по преимуществу антиалкогольная кампания эпохи Перестройки воспринимается сейчас как некая смесь широко освещаемых, но малоэффективных акций по всей стране с перегибами на местах. В частности, пензенский исследователь Р.А. Якупов отмечает, что «на практике исполнение этого постановления вылилось в шумную антиалкогольную кампанию, призванную в кратчайшие сроки преодолеть тягу населения к спиртному. Борьба "с градусом" была возложена на исполкомы местных Советов, которые были призваны добиваться сокращения "винопотребления при проведении массовых мероприятий, семейных праздников и ритуальных обрядов", вести работу по "внедрению в быт новых обрядов, рекомендовать безалкогольные свадьбы"» [19, с. 89]. Другое суждение – «антиалкогольная кампания опиралась исключительно на такие запретительные меры, как ограничение потребления алкоголя, снижение объемов производства и продажи алкоголя, административные меры, применяемые к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и т.п.» [8, с. 112]. Кроме того, антиалкогольная кампания также справедливо ассоциируется с массовой вырубкой виноградников в южных районах СССР. Добавим к этим тезисам еще и воспоминания современников по принципу «часто задерживали приличных людей после банкетов», «только очереди за вином стали больше», «кто много пил, тот так и продолжил». Из всего этого может сложиться впечатление о малой продуманности и бессистемности кампании, опиравшейся исключительно на запретительные меры, о многочисленных перегибах на местах и о большом уроне, нанесенном государственному бюджету.

7 мая 1985 г. были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» [16, с. 1-2]. Данными Постановлениями предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. Инициаторами кампании были члены Политбюро ЦК КПСС М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачев, которые вслед за Ю.В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду,виной чему был массовый алкоголизм.

16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех Союзных республиках. В выполнение этой задачи втягивались также в обязательном порядке профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации и даже творческие союзы (союзы писателей, композиторов и т.д.). Исполнение было беспрецедентным по масштабу. Государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьей государственного бюджета, и стало резко сокращать производство алкогольных напитков [11, с. 59].

17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» – фактически сухой закон. Большинство советских граждан поддержало меры правительства, специалисты Госкомстата СССР подсчитали, что 87% граждан выступили за борьбу против пьянства, и каждый третий советский гражданин требовал ужесточения мер. Эти данные легли на стол М.С. Горбачеву и убедили его, что следует идти дальше. На этой волне были созданы «Общества борьбы за трезвость» в каждом трудовом коллективе. В СССР подобные общества организовывались уже второй раз, впервые это случилось еще при И.В. Сталине.

Между Постановлением ЦК КПСС и началом антиалкогольной кампании (1 июня 1985 г.) прошло всего три недели, которые были отпущены на подготовку широкомасштабной Всесоюзной акции с далеко идущими последствиями. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» были существенно расширены права административных комиссий по борьбе с пьянством при исполнительных комитетах Советов народных депутатов. Они рассматривали такие правонарушения, как распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территориях предприятий) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии. За подобные правонарушения комиссия по борьбе с пьянством имело право налагать штраф от 30 до 50 р. Ответственность несли и руководители, если они участвовали в распитии спиртных напитков с подчиненными на производстве или не приняли мер к устранению от работы лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. За подобные нарушения руководители подвергались штрафу от 50 до 100 рублей [10, с. 41].

20 мая 1985 г. на бюро Смоленского обкома КПСС совместно с отделом торговли и бытового обслуживания обсуждался вопрос о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. В итоге был также разработан план антиалкогольных мероприятий, который предусматривал в 1986-1990 гг. следующее мероприятия [1, л. 12-14, 70-72]:

1. В целях упорядочивания продажи винно-водочных изделий пересмотреть сеть торговых предприятий, осуществляющих их реализацию. Исключить факты продажа спиртных напитков вблизи промышленных предприятий, строек, лечебных и детских учреждений.

2. Активизировать работу органов внутриведомственного контроля по соблюдению режимов продажи алкогольных напитков, правил торговли ими.

3. Проводить сплошные проверки торговых предприятий по выполнению приказа Минторга РСФСР от 24 мая 1985 г. № 127 в части соблюдения режима продажи алкогольных напитков, правил торговли ими и оказывать необходимую помощь в выполнении установленных правил. Материалы проверок регулярно рассматривать на заседаниях коллегий управления торговли, общественного питания и правления Облпотребсоюза, на комиссиях по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

4. Для увеличения реализации и расширения производства безалкогольных напитков, соков, кваса, варенья, джемов продолжить работу по строительству сети предприятий общественного питания быстрого обслуживания и переспециализации действующих, открыть к концу 12 пятилетки не менее 76 таких предприятий.

5. Увеличить количество магазинов торгующих безалкогольными напитками, минеральной водой, соками, фруктовыми консервами, плодами, ягодами и виноградом в 1985 г. на 30 % (в 1985 г. – 362 единицы, довести к концу 1990 г. до 485 единиц).

6. Для расширения реализации пива и других безалкогольных напитков дополнительно установить: 3 павильона «Прохлада» с изотермическими емкостями, 5 фруктовых баров, 20 квасных цистерн, 30 автоматов газированной воды, 25 соковых установок и полуавтоматов по продаже газированной воды, 2 киоска по продаже мороженого, 10 смесительных установок «Воронеж», открыть отделы «Соки-воды» в 15 магазинах.

7. Расширить сеть и улучшить работу кафетериев в предприятиях торговли, иметь в их ассортименте кофе, чай, молоко, мороженое 2-3 видов, соки 3-6 наименований, кондитерские изделия. Укомплектовать кафетерии опытными кадрами, организовать повышение их профессионального мастерства. Обратить особое внимание на эстетическое и рекламное оформление таких предприятий.

8. Открыть в крупных продовольственных и непродовольственных магазинах 15 кафетериев.

9. В предприятиях общественного питания внедрить 5 импортных сокоохладителей, 7 фризеров для приготовления мягкого мороженного, 15 миксеров для молочных коктейлей.

10. Для расширения ассортимента в безалкогольных барах разработать и утвердить не менее 50 наименований безалкогольных напитков и 15 сладких блюд. Во всех магазинах торгующих соками и водами, включить их в ассортиментные перечни.

11. Согласовать с промышленностью объемы и ассортимент вырабатываемых безалкогольных напитков.

12. На предприятиях кооперативной промышленности организовать выработку яблочного натурального сока в расфасовке 0,5 литра и выработать не менее 0,5 миллиона условных банок.

13. В предприятиях торговли обновить рекламу о полезных свойствах соков и минеральных вод, предусмотреть пропаганду о вреде спиртных напитков.

14. Для обеспечения населения материалами и инструментами, необходимыми для занятий техническим и художественным творчеством, садоводничеством и огородничеством расширить сеть специализированных магазинов: «Инструменты», «Сделай сам», «Строительные материалы», «Садово-огородный инвентарь», «Кино-фото», «Мотозапчасти».

15. Обеспечить действенный контроль за равномерной и полной поставкой соков и минеральной воды торговым организациям области. Производить необходимую подсортировку при поставке их в торговую сеть со складов, объединений и предприятий Росоптпродторга.

16. Обеспечить торгующие организации дополнительным торгово-технологическим оборудованием в связи с переспециализацией сети на продажу кондитерских изделий, плодовоовощных консервов, безалкогольных напитков.

17. Обеспечить постоянную работу имеющихся в наличии в розничных торговых организациях электромиксеров для приготовления коктейлей с использованием весового мороженного.

18. Систематически проводить разъяснительную работу среди работников торговли о новом законодательстве по борьбе с пьянством и алкоголизмом, обратив особое внимание на запрещение продажи винно-водочных изделий лицам, не достигшим 21 года.

19. Усилить воспитательную, профилактическую и антиалкогольную пропаганду в учебных заведениях. В Техникуме советской торговли прочитать цикл лекций по воспитательной, профилактической и антиалкогольной пропаганде, привлечь к этой борьбе преподавателей мастеров и воспитателей.

20. В каждом трудовом коллективе повысить уровень воспитательной работы, создать обстановку нетерпимости к пьянству, любым нарушениям трудовой дисциплины и порядка. Работников, нарушающих установленные правила торговли спиртными напитками привлекать к строгой ответственности в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985г. [3, л. 99-103]. Контроль за выполнение данного плана возлагался на горкомы, райкомы КПСС, исполкомы местных Советов народных депутатов, управления, ведомства, первичные партийные, профсоюзные и комсомольские организации, Областное управление торговли, общественного питания и Облпотребсоюз.

Таким образом, в Смоленской области в дальнейшем проводилась работа по упорядочиванию продажи водки и ликероводочных изделий. Был пересмотрен режим работы магазинов, отделов и секций. Более чем на половину было сокращено количество торговых предприятий, продающих спиртные напитки. Аналогичные мероприятия были разработаны в горкомах, райкомах КПСС, исполкомах местных Советов народных депутатов, управлениях, ведомствах, первичных партийных, профсоюзных и комсомольских организациях [2, л. 99-103].

В мае – июне 1985 г. на собраниях коммунистов, в профсоюзных, комсомольских организациях, трудовых коллективах, на собраниях и сходах граждан по месту жительства обсуждалось Письмо Центрального Комитета КПСС к партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, трудовым коллективам и советскому народу. Коммунисты, рабочие, колхозники, интеллигенция Смоленщины, как и все советские люди, горячо одобряли и единодушно поддерживали решения партии и правительства, направленные на преодоление пьянства и алкоголизма, строгое соблюдение принципов коммунистической морали [3, л. 1].

Вопросы проведения в жизнь требований законодательства по борьбе с пьянством регулярно рассматривались на заседаниях бюро партийных комитетов, исполком Советов народных депутатов, административных комиссий, товарищеских судов, в трудовых коллективах. Так на заседании бюро Смоленского обкома КПСС 9 сентября 1985 г. был рассмотрен вопрос «О работе Ельнинского райкома КПСС по выполнению постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» [4, л. 5-9].

После вступления в силу законодательных актов, направленных на преодоление пьянства и алкоголизма, в Смоленской области было проведено упорядочивание продажи винно-водочных изделий, пересмотрен режим работы заведений, реализовавших алкогольную продукцию. На 1 января 1985 г. в Смоленской области в системе торговли алкогольными напитками насчитывалось 1541 предприятие, в январе 1986 г. их количество сократилось до 541, а в апреле того же года уже до 320. Таким образом, сеть магазинов, торговавших спиртными напитками, уменьшилась на 79 %. [5, л. 34]. С 1 июня 1985 г. реализация винно-водочных изделий допускалась в рабочие дни, включая субботу с 14 до 19 часов, в воскресенье и праздничные дни с 11 до 17 часов. Лицам, не достигшим 21 года, продажа спиртных напитков была запрещена [6, л. 191].

Была запрещена продажа винно-водочных изделий в кафетериях, столовых, туристических ресторанах, вблизи производственных предприятий и строек, учебных заведений, общежитий, детских учреждениях, больниц, домов отдыха, вокзалов, культурных и зрелищных организаций, в местах массовых гуляний и мелкорозничных сетей. Был утвержден список предприятий, имевших право реализовывать алкогольную продукцию. Всего в Смоленской области оставалось 21 такое предприятие, из них в Смоленске – 11. Также реализовывать алкоголь могли рестораны «Смоленск», «Витязь», «Днепр», «Спутник» и кафе «Заря» [9, с. 91].

В Вязьме можно было продавать спиртное только в ресторане «Отдых». Запрет на продажу винно-водочных изделий в этом городе налагался на следующие предприятия общественного питания: кондитерская, ресторан станции «Вязьма», буфет местной бани, бар от ресторана «Отдых», киоск № 1, кафе «Молодежное», «Прожектор», «Дорожное», «Минутка», закусочная от кафе «Встреча», «Уралочка» от ресторана станции «Вязьма» – всего 11 предприятий.

Всего в 66 заведениях общепита торговля винно-водочными изделиями была запрещена, в результате чего в Смоленске было закрыто 32, а в Вязьме 11 точек общественного питания [5, л. 3-5]. В ходе проведенных антиалкогольных мероприятий количество предприятий торговли, осуществлявших продажу спиртных напитков, сократилось за период с 1 июня по 1 декабря 1985 г. на 1000 единиц (65%), а предприятий общественного питания – на 32 единицы (59%) [10, с. 44].

Изъятие из продовольственных магазинов алкогольных товаров позволило расширить ассортимент реализуемых товаров. За июнь – ноябрь 1985 г. винно-водочных изделий продано на сумму 11,3 млн. рублей. При этом по сравнению с соответствующим периодом 1984 г. реализации водки и ликероводочных изделий уменьшилась на 24%, плодово-ягодного вина на 52%, шампанского на 25 %, коньяка на 23 %. В то же время продажа безалкогольных напитков и кваса возросла на 45%, минеральной воды на 44 %, фруктовых соков на 36 % [5, л. 6].

Для восполнения недобора в системе Облпотребсоюза была активизирована торговля продовольственными и промышленными товарами, расширены заготовки и продажа сельскохозпродуктов, увеличена выработка продукции на кооперативных промышленных предприятиях и предприятиях общепита, внедрялись прогрессивные формы обслуживания. В соответствии с намеченными мероприятиями за июль – ноябрь 1985 г. было продано сверх плана продовольственных товаров на 650 тыс. рублей, в том числе овощных консервов и соков на 160 тыс. рублей. Продажи безалкогольных напитков в этот период увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1984 г. на 14,2%. Было закуплено и продано сверх плана сельхозпродуктов на 1074 тыс. рублей. В октябре 1985 г. в Колодне (рабочий поселок) был открыт магазин «Сельхозпродукты». В период с июля по ноябрь было проведено 315 выставок-продаж и 295 ярмарок-базаров и получен дополнительный оборот на сумму 3,8 млн. рублей. Была увеличена продажа непродовольственных товаров на 850 тыс. рублей за счет вовлечения в товарооборот сверхнормативных запасов [11, с. 68].

В это время на Смоленском консервном заводе была оборудована линия по розливу соков в удобную для покупателя тару – 0.65 л и 1 л. Более 50% всех вырабатываемых соков выпускалось в мелкой таре. Принимались меры по выпуску яблочно-виноградного и яблочно-черноплодно-рябинового соков. Отрабатывалась безотходная технология переработки яблок с изготовлением из них сока и стерилизованного пюре. Для увеличения выработки безалкогольных напитков на промышленных предприятиях установили 2 автоматические линии по розливу напитка, мощностью по 3 тыс. бутылок в час. В результате проведенных мероприятий реализация безалкогольных напитков в общественном питании за 5 месяцев (с июля по ноябрь) 1985 г. увеличилась на 23% по сравнению с этим же периодом 1984 г. [11, с. 69]. Торговля соками была организована во всех столовых, ресторанах и отделах кулинарии и других специализированных предприятиях общественного питания.

Было предусмотрено также открытие молочных баров и заведений типа кафе-мороженое, чайных, кофейных. Так в системе областного управления торговли было запланировано открыть в 1985 г. дополнительно 10 кафетериев, установить 100 автоматов и полуавтоматов по продаже газированной воды, соковых установок и квасных цистерн. За счет увеличения продажи соков, минеральных воды, кваса планировалось выучить дополнительно 300 тыс. рублей. На 25 наименований был расширен ассортимент безалкогольных напитков и сладких блюд в предприятиях общественного питания [10, с. 92].

Одновременно в Смоленской области усилилась антиалкогольная пропаганда. По вопросам, связанным с воспитанием людей в духе трезвости, нетерпимого отношения к пьянству проводился единый политдень, выезды информационно-пропагандистских групп. Активизировалось деятельность СМИ. Так областная газета «Рабочий путь», Комитет по телевидению и радиовещанию, районные газеты практиковали проведение рейдов, взаимопроверок состояния антиалкогольной работы, трудовой дисциплины, соблюдения правил торговли спиртными напитками. Например, районная газета «Сельская новь» в городе Починке и поселке Стодолище провели Дни открытого письма по теме: «Против пьянства – всем миром» [4, л. 8-10].

Более широкое распространение получили гражданские праздники, известные как безалкогольные свадьбы[11, с. 4], торжественные регистрации новорожденных, тематические вечера, чайные церемонии [10, с. 43]. В трудовых коллективах обобщался и распространялся положительный опыт работы, накопленный Обществом трезвости колхоза «Заря» Починковского района. О деятельности этого общества была выпущена и разослана во все коллективы листовка «Трезвость – норма жизни» [4, л. 8].

В местной прессе периодически публиковались материалы о вреде алкоголизма. Велась и пропаганда трезвеннического образа жизни. Ярким примером тому стала статья Г. Филимонова «Свадьба без спиртного», где описывалась первая на Смоленщине безалкогольная свадьба. Автор писал об этой свадьбе следующее: «И прошла она благодаря работникам ресторана "Елочка" очень организовано, своеобразно и интересно. Во всяком случае, недовольных не было» [17, с. 4].

Приводились в местной прессе и успешные примеры о борьбе с пьянством, призванные заставить читателей пересмотреть свое отношение к употреблению спиртного [13, с. 4]. Например, делались такие объявления, призывавшие вести здоровый образ жизни: «Уважаемые смоляне. Предприятия городско треста и кафе "Пионерское", "Минутка", "Мороженное", стерео-бар приглашают 23-24 ноября 1985 г. На "Дни сладкоежек". В широком ассортименте вам предложат сладкие и желизированные блюда, тонизирующие напитки, кондитерские изделия, мороженное с различными начинками» [15, с. 4].

Активировали свою работу по борьбе с пьянством, соблюдению правил торговли и органы прокуратуры, внутренних дел, народного контроля, различные инспекции. Проводимые мероприятия позволили добиться сокращения реализации спиртных напитков. В период с июня по август 1985 г. на 14% сократилась продажа спиртных напитков по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Так только по городу Смоленску с 21 по 31 мая 1985 г. продажа алкоголя сократилась на 300 тыс. рублей по сравнению с последней декадой апреля. Удельный вес водки и ликероводочных изделий в общем товарообороте уменьшился на 3,2% и составил 21,5%. В то же время на предприятиях госторговли продажа безалкогольных напитков за июль-август возросла на 25,6%, кондитерских изделий – на 13% [11, с. 74-75].

Вместе с тем в ряде районов в работе по преодолению пьянства и алкоголизма преобладали меры административного, а не воспитательного характера. Так в Угранском и Холм-Жирковском районах было определено для продажи винно-водочных изделий лишь 1 и 2 магазина соответственно, остальные точки продажи спиртного были закрыты. Аналогичное положение сложилось в Рославле и Смоленске. Так в Рославле из 27 магазинов, ранее торговавших спиртными напитками, было закрыто 24, в Смоленске из 106 точек было закрыто 78 отделов, секций и магазинов. В результате увеличились очереди за винно-водочными изделиями, что отрицательно сказалось на культуре обслуживания населения, рациональном использование его свободного времени [3, л. 3]. Имелись и иные примеры неэффективной борьбы с пьянством и алкоголизмом. Так, например, в Ельнинском районе со 2 марта 1986 г. решением райисполкома в воскресные дни была запрещена продажа спиртных напитков, в остальные дни была ограничена продажа алкоголя в одни руки [4, л. 8].

Нельзя не упомянуть о большой роли правоохранительных органов в проведении антиалкогольной кампании. Так в июне – августе 1985 г. было выявлено 94 случая самогоноварения, изъято 74 самогонных аппарата, к ответственности было привлечено 23 тыс. человек, что на 33% больше, чем за соответствующий период 1984 г. Было задержано 2238 водителей и механизаторов в нетрезвом виде [9, с. 93].

В результате проверок и иных мероприятий были выявлены многочисленные примеры торговли «из-под полы», а также торговли спиртосодержащей продукции, разбавленной водой. Промышляли этим сотрудники различных заведений Смоленска и Смоленской области (например, сотрудники ресторана «Смоленск», кафе «Блинная», магазина № 6 Второго горпищеторга в Смоленске, магазина № 11 Рославльского госторга, магазина № 27 Гагаринского торга, магазина № 10 Вяземского торга, магазина № 9 Сафоновского торга и ряда других) [5, л. 9-10, 31; 7, л. 37, 44].

Кроме того, милиция совместно с общественными организациями стала больше уделять внимания неблагополучным семьям. Так в 1986 г. 270 родителей, злоупотреблявших спиртными напитками, было направлено на принудительное лечение. Особое внимание уделялось профилактической работе среди несовершеннолетних. Комиссиями исполкомов местных Советов народных депутатов было рассмотрено 223 случая появления подростков в нетрезвом виде в общественных местах. За вовлечение в пьянство несовершеннолетних в административном порядке было наказано 202 человека, а 16 человек привлекли к уголовной ответственности.

Вместе с тем в борьбе против пьянства и алкоголизма в Смоленской области использовались далеко не все возможности. Не полностью прониклись, а порой недооценивали важность этой работы, некоторые партийные организации, руководители предприятий, колхозов и совхозов. В ряде парторганизаций отмечались случаи пьянства среди отдельных коммунистов. Так в 1985 г. в Починсковском районе за злоупотребление спиртными напитками из партии исключили 11 человек, за первый квартал 1986 г. – 4 человека. В Ельнинском районе за указанный период бюро райкома партии рассмотрело 21 персональное дело, связанное с пьянством членов КПСС. Все привлеченные лица понесли строгое партийное наказание [4, л. 4, 8].

В 1986 г. Смоленский обком КПСС, горкомы и райкомы партии, советские и хозяйственные органы, общественные организации Смоленской области продолжили работу по выполнению постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Партийные комитеты, первичные парторганизации ужесточили спрос с коммунистов за строгое соблюдение уставных требований и партийной дисциплины, оперативно реагировали на сообщения органов внутренних дел о задержании членов КПСС, находившихся в нетрезвом состоянии в общественных местах. В 1986 г. за злоупотребление спиртными напитками 186 коммунистов были исключены из рядов КПСС.

По вопросам, связанным с воспитанием населения в духе трезвости, проводились единые политдни, выезды информационно-пропагандистских групп. Было организовано и работало 300 лекториев и кинолекториев. В помощь политинформаторам и агитаторам было подготовлено и издано массовым тиражом методическое пособие «За эффективный труд и здоровый быт». Повысилась роль учреждений культуры и спорта в пропаганде здорового образа жизни. В целях более полного и эффективного использования учреждений культуры и спортивных сооружений в вечернее время, выходные и праздничные дни местными Советами народных депутатов был пересмотрен режим работы этих заведений. Было открыто 27 музыкальных гостиниц, 51 безалкогольный бар и кафе [7, л. 46].

В борьбе с пьянством и алкоголизмом возросла роль учреждений здравоохранения. В 1986 г. было открыто 3 межрайонных наркологических диспансера в Ярцеве, Вязьме и Дорогобуже, начало работу наркологическое отделение при смоленском заводе им. Калинина. В областной психиатрической больнице было открыто отделение для лечения женщин, страдающих хроническим алкоголизмом. В Смоленске открыли кабинет анонимных алкоголиков. Усилилась работа по выявлению, учету и лечению больных алкоголизмом. На диспансерный учет было взято 21 853 человека. Было выявлено 4 880 лиц, страдавших бытовым пьянством. Охват всеми видами лечения больных алкоголизмом составлял 82% [12].

Отмечались положительные последствия принимаемых мер. Так число граждан, привлеченных к административной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, сократилось в 1986 г. на 32,2%, доставленных в медицинские вытрезвители – на 31,6%. Но 10,7% уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. На 16,3% сократилось число дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей.

Однако продолжалось распространение самогоноварения – количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за изготовление и хранение спиртных напитков без цели сбыта, возросло в 1,5, а с целью сбыта – в 2 раза. На 227 человек были наложены штрафы за приобретение спиртных напитков домашнего изготовления. Не стали центром формирования трезвого образа жизни многие клубы и дома культуры. Отмечались серьезные недостатки в проведении спортивной и оздоровительной работы по месту жительства. В деятельности правоохранительных органов по преодолению пьянства так же преобладали административно-правовые меры, связь с трудовыми коллективами и медицинскими учреждениями была слабой.

Таким образом, в Смоленской области в 1985-1987 гг. были созданы предпосылки для дальнейшего наращивания усилий по борьбе с пьянством и алкоголизмом и утверждению трезвого образа жизни. Однако ограничение продажи алкогольных напитков привело совсем не к тому эффекту, которого ожидали. Вместо отказа населения от употребления алкоголя возникли огромные очереди в магазинах, народ опаздывал на работу, студенты прогуливали занятия. Реальное снижение потребления алкоголя было менее значительным, чем планировали власти. Это объясняется развитием самогоноварения, а также нелегального производства алкогольной продукции на государственных предприятиях. Усиление самогоноварения привело к дефициту в розничной продаже сырья – сахара, а следом и дешевых конфет. Существовавший и ранее теневой рынок кустарного алкоголя получил в эти годы значительное развитие – водка пополнила перечень товаров, которые нужно было «доставать» [12].

Поворотным для антиалкогольной кампании стал 1987 г. В связи с дефицитом бюджета и усиливающимися проблемами в экономике, реализация мероприятий по утверждению трезвого образа жизни среди населения забуксовала. В этом же году за счет стремительного роста производства самогона общее потребление алкоголя начало увеличиваться, что было известно Госкомстату СССР и властям.

В 1987 г. председатель Совмина РСФСР В.И. Воротников направил записку в Политбюро ЦК КПСС об ошибочности методов проведения антиалкогольной кампании. При обсуждении этой записки Политбюро передало решение судьбы кампании Совмину СССР, который по предложению своего председателя Н.И. Рыжкова постановил увеличить государственное производство и продажу вино-водочной продукции с 1 января 1988 г. Еще до этого, в июле 1987 г., уголовная ответственность за изготовление суррогатных напитков без цели сбыта была заменена на административную. 25 октября 1988 г. последовало новое Постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом», по сути дела положившая конец антиалкогольной кампании, хотя некоторые ограничения продолжали действовать еще год-два [11, с. 93-94].

Массовое недовольство проводимой кампанией и начавшийся в 1987 г. экономический кризис вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменен Совмином СССР только 24 июля 1990 г.), активная пропаганда трезвенности была прекращена, а продажа алкоголя пошла вверх.

В 2005 г. по случаю 20-летия антиалкогольной кампании М.С. Горбачев в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно» [14]. Согласно проведенному в том же году опросу 58% россиян в целом позитивно оценивали антиалкогольную кампанию. Однако только 15% считали, что она принесла позитивные плоды.
Оппоненты антиалкогольной кампании считают, что принятые меры страну от пьянства не спасли, а граждане в итоге отучились употреблять хорошие и качественные напитки.

По нашему мнению, можно утверждать, что борьба с алкоголизмом в годы Перестройки могла бы быть успешной, но стать таковой она могла отнюдь не в течение двух – трех лет, а существенно позже. Ведь привычки это – часть образа жизни, а именно привычка жить без алкоголя формируется отнюдь не сразу после публикации правительственного Указа или Постановления. Ввиду отсутствия продолжения антиалкогольной кампании ее скромные результаты, в том числе на Смоленщине, выглядят вполне закономерно.

 

Список литературы:

1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО). Ф. 6. Оп. 65. Д. 67. Материалы обкома КПСС, направляемые в ЦК КПСС. Т. 2. 1985 г.

2. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 80. Д. 25. Справки, информации о выполнении постановлений обкома КПСС по вопросам идеологической работы Т. 1. 1986 г.

3. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 65. Д. 66. Материалы обкома КПСС, направляемые в ЦК КПСС. Т. 1. 1985 г.

4. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 68. Д. 169. Информации горкомов и райкомов КПСС о выполнении постановлений ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». 1987 г.

5. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 68. Д. 232. Справки отдела о ходе выполнения постановления ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» на предприятиях торговли и общественного питания. 1985 г.

6. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 65. Д. 191. Справки отдела о ходе выполнения постановления ЦК КПСС СМ СССР от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» на предприятиях торговли и общественного питания. 1985 г.

7. ГАНИСО. Ф. 6. Оп. 71. Д. 44. Материалы обкома КПСС, направляемые в ЦК КПСС. Т 1. 1987 г.

8. Дудина В.И. Субъективное неравенство, социальная сплоченность и политические реформы: на примере роста продолжительности жизни в Советском Союзе в 1985–1987 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 110-118.

9. Иванов А.М. Воспитательное значение антиалкогольной кампании в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области. // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 4 (4). С. 84-96.

10. Иванов А.М. Духовная и нравственная безопасность советского общества в период Перестройки (из опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом: по материалам Смоленской области) // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 1. С. 41-49.

11. Иванов А.М., Кирсанова О.Г., Ягнешко М.В. «Горбачевская» компания по борьбе с пьянством и алкоголизмом в Смоленской области (1985-1987 гг.) // Общество, управление, реформы в России IX-XXI вв.: Монография [под ред. К.В. Купченко]. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2019. С. 58-94.

12. Иванов А.М., Купченко К.В., Федоскин Н.Н. Добровольные общества по борьбе за трезвость в период Перестройки по материалам Смоленской области (1985-1987 гг.) [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2021. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/993 (дата обращения: 15.09.2021).

13. Лютанов. Д. Опираясь на общественность // Рабочий путь. 1985. 20 ноября. С. 4.

14. М. Горбачев: Надо снова поднимать тему борьбы с пьянством, но одним нажимом эту проблему не решить [Электронный ресурс] // Горбачев Фонд [сайт]. 11.05.2005. URL: https://bit.ly/3uoREpt (дата обращения: 15.09.2021).

15. Объявление в газете // Рабочий путь. 1985. 22 ноября. С. 4.

16. Правда. 1985. 17 мая. С. 1-2.

17. Филимонов. Г. Свадьба без спиртного // Рабочий путь. 1985. 20 августа. С. 4.

18. Фокин А.А. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» и антиалкогольная кампания 1960-х годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 109-115.

19. Якупов Р.А. Антиалкогольная кампания и кризис потребительской системы в СССР во второй половине 1980-х (по материалам Среднего Поволжья) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 89-92.

 

Сведения об авторах:

Иванов Александр Михайлович – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии (Смоленск, Россия).

Фоменков Артём Александрович – доктор исторических наук, доцент кафедры социально-политических коммуникаций Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Dataabouttheauthor:

Ivanov Alexander Mikhailovich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Humanitarian, Socio-Economical and Informational-Legal Disciplines Department, Smolensk Branch of Saratov State Law Academy (Smolensk, Russia).

Fomenkov Artyom Aleksandrovich – Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of Socio-Political Communications Department, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).

E-mail: Aleks-I-82@yandex.ru.

E-mail: artjom2310@inbox.ru.