Кияк М.Т. Римо-католическая Церковь и медиа в информационную эпоху

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 272+2-184+2-13

РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И МЕДИА В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Кияк М.Т.

Римо-католическая Церковь в современную информационною эпоху активно использует возможности традиционных и новых медиа. Она всегда пыталась быть динамичным и последовательным субъектом в глобальном информационном пространстве. Вместе с тем, медиа превратились не только в важный атрибут информационного общества, но также и в один из важнейших инструментов религиозной власти. 

Ключевые слова: медиа, информационная эпоха, аудиовизуальные медиа, традиционные медиа, новые медиа, Интернет, информационное общество, Римо-католическая Церковь, виртуализация.

 

ROMAN CATHOLIC CHURCH AND MEDIA IN INFORMATION AGE

Kyyak M.T.

Roman Catholic Church in the modern information age extensively exploits opportunities of traditional and new media. It has always been trying to be a dynamic and successive participant in the global information space. However, the media has become not only the most important attribute of the information society but also one of the most valuable instruments of religious authority.

Keywords: media, information era, traditional media, new media, Internet, information society, Roman Catholic Church, virtualization.

 

Трудно оспорить тот факт, что вторая половина ХХ века охарактеризовалась чрезвычайно мощным обменом информации, под влиянием которого начали меняться государства, культуры и даже сам человек. Процесс информатизации не оставляет неприкосновенной ни одну сферу социальной активности.

Актуальность темы обусловлена возрастающим влиянием информации и медиа ресурсов на процессы в мире, в том числе, и на религиозные. Римо-католическая Церковь как самая активная в глобальном информационном пространстве среди других Христианских Церквей трансформировалась и продолжает изменяться в зависимости от средств передачи информации. 

Целью статьи является рассмотрение отношения Римо-католической Церкви к традиционным и новым медиа. Объектом статьи является информационная эпоха, а предметом – использование медиа и отношение к ним Римо-католической Церкви в информационную эпоху. 

Канадский культуролог М. Маклюэн в свое время утверждал, что каждый новый этап развития средств массовой коммуникации существенно влияет на характер восприятия реальности. Развитие коммуникационной среды, по его мнению, во многом определило этапы развития самого общества [6, с . 9]. Вместе с тем, как считает российский ученый Д. Трубицын, распространение информационных технологий инициирует социально – экономические и технологические изменения являются не более чем только отдельным аспектом [7, с . 67]. 

Рассмотрению проблематики информационной эпохи и информационного общества посвящены работы многих ученых, таких как: Д. Белл, Р. Дарендорф, М. Кастельс, Дж. Лихтхайм, В. Мартин, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, Ю. Хаяши, К. Ясперс и др. Первую научно обоснованную концепцию предложил, Д. Белл в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество», изданной в 1973 году [1]. По мнению Д. Белла, изменения в социальной структуре, которые происходят в середине XX века свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века. С другой стороны, также опубликовано немало папских документов, касающихся отношения Римо-католической Церкви в информационной сфере, а именно: энциклики «Miranda Prosus» (1957) и «Inter Mirifica» (1963), душепастырская инструкция «Communio et Progressio», «Aetatis Novae» и другие.

Одно из ведущих мест среди средств передачи религиозной информации в Римо-католицизме занимают радио, телевидение и Интернет. Религиозные программы, использующие все возможности аудиовизуальных медиа, обогащают религиозную жизнь и создают новые связи между верующими. Такие программы помогают религиозному образованию и активному участию Церкви в жизни мира. Кроме того, они создают новые взаимоотношения между верующими и теми, кто не принадлежит ни к одной конфессии. Подобные передачи доносят евангельское послание в страны, где Католическая Церковь не имеет влияния [4, с. 12]. Появилась не только массовая религиозная литература, в том числе и популярного характера, но также и фильмы на религиозную тематику, религиозные радио- и телевизионные передачи. Обыденной вещью стали трансляции по радио и телевидению богослужений.

Как отметил во время празднования 45-ого Всемирного Дня общественных коммуникаций предыдущий Папа Римский Бенедикт ХVI, те радикальные изменения, которые происходят сегодня в средствах коммуникации, приводят к значительному культурному и социальному развитию. Новые технологии, по его мнению, изменяют не только способ нашего общения, но и саму коммуникацию настолько, что мы можем утвердительно говорить о том, что живем во времена масштабных культурных преобразований. По словам уже нового Папы Римского, Франциска, которые он произнес 19 мая 2013 года во время Литургии в честь Пятидесятницы, все новое всегда заставляет нас бояться [11]. Уже в конце сентября этого года Папа Франциск в своем обращении к участникам пленарной ассамблеи Папского совета социальной коммуникации призвал священников, монашество и мирян активно изучать цифровые технологии для того, чтоб эффективно использовать их в проповеди христианства в современном мире. Понтифик отметил, что Церковь, которая сопровождает людей в их жизненном пути, должна уметь идти вместе с ними. Поэтому, по его мнению, огромный цифровой континент – это не только технологии, он также состоит из реальных людей.

Первым медиа, которым активно начала пользоваться Римо-католическая Церковь, был кинематограф. Просмотр кинофильма не только связан с распространением идей, взглядов, информации, но и само место просмотра часто становится зоной для межличностного горизонтального общения. Кино ориентировано на массовую аудиторию и, соответственно, на публичную демонстрацию. Поэтому, Римо-католическая Церковь высоко ценила и ценит кино как средство пропагандистского воздействия.

Радио как самостоятельное коммуникационное средство начало использоваться Римо-католической Церковью еще в начале ХХ в. Так, в 1931 году было основано радио Ватикана. Важной особенностью этого медиа является то, что оно может вживую передавать те или иные события – Мессу, проповедь или даже встречу с Папой. Это создает у слушателей «эффект присутствия» и, соответственно, увеличивает влияние этого средства массовой коммуникации.

Если говорить о печатных медиа, то в 1861 году была основана ежедневная газета Римо-католической Церкви «L’osservatore Romano» («Римский обозреватель»), а с 1934 года – еженедельный журнал «L’osservatore della Domenica» («Воскресное обозрение»). Одной из черт печатной прессы является ее публичность, то есть ориентация на максимально широкую аудиторию. Правда, здесь нужно иметь в виду, что газета – это, прежде всего, явление городской культуры. Она возникла в городах, и поэтому имеет наибольшее распространение именно в городской среде.

Рассматривая такое важное средство массовой информации как телевидение, нельзя не вспомнить о Ватиканском телевизионном центре, основанном в 1983 году. Важной чертой телевидения является то, что оно может передавать события в режиме реального времени. Это создает у зрителей «эффект присутствия» и, соответственно, увеличивает влияние этого медиа. Интересно, что первой энцикликой, которая транслировалась в прямом эфире по телевидению, была одна из наиболее значимых социальных энциклик «Pacem in Terris» (1963 год).

Как известно, одним из главных проявлений и катализаторов информационной эпохи является возникновение и распространение Всемирной сети Интернет. По мнению известного исследователя и медиафилософа Мануэля Кастельса, Всемирная сеть «изменяет путь, которым мы общаемся, наша жизнь находится под существенным влиянием этой новой коммуникации» [3, с. 5]. Впервые в истории человечества трансляция недавней инаугурации нового Папы, Франциска I, осуществлялась в режиме онлайн. Как известно, у предыдущего Папы Бенедикта XVI был свой канал на YouTube, и он также был первым понтификом, у которого также был и свой профиль в Тwitter. Кроме того, он неоднократно обращался ко всем католикам и священникам с призывом активнее пользоваться Интернетом для популяризации церкви и проповеди Евангелия. Совсем недавно Иисус Христос Ватиканом было провозглашен первым в истории блоггером. Визит главы Ватикана в Украину также сопровождался трансляцией в Интернете в реальном времени [5, с. 67].

Вместе с тем, наблюдается возрастающее желание верующих к большей и интерактивной коммуникации с церковью, в том числе и в социальных сетях. Интернет тут открывает двоякую возможность: с одной стороны, способен усиливать процесс централизации церквей, а с другой, пользователь с помощью персонального компьютера или гаджета может вообще ни от кого не зависеть в своих религиозных исканиях.

В 2002 году Папа Иоанн Павел II в послании по случаю Всемирного дня коммуникации уделил особое внимание значению и месту Интернета в системе католической коммуникации. Он отметил, что Католическая Церковь относится к этому новому средству коммуникации с уверенностью. Как и все другие средства общения, Интернет является лишь только орудием, но отнюдь не самоцелью. Всемирная сеть, по его мнению, если его использовать профессионально и осознавать все сильные и слабые стороны, может помочь в деле евангелизации. Прежде всего, предоставляя информацию и пробуждая интерес, Интернет дает возможность ознакомиться с христианским посланием многим людям – особенно молодежи, для которой киберпространство все чаще становится главным окном в мир [2, с. 420]. Доказательством серьезного коммуникационного значения Всемирной сети со стороны Католической Церкви стало стремление обрести святого покровителя Интернета, которым сегодня является Исидор Севильский. 

Крайне важным для лучшего понимания отношения Римо-католической Церкви в медиа является рассмотрение соответствующих папских документов, а именно: энциклик «Miranda Prorsus» (1957) и «Inter Mirifica» (1963), пастырская инструкция «Communio et Progressio» и «Aetatis Novae» и другие. Кроме того, начиная с 1967 года по случаю Всемирного дня коммуникации Папами произносятся ежегодные послания. 

Одной из первых энциклик, которая касается информационной сферы, является «Miranda Prorsus» («Удивительный прогресс») Папы Пия XII от 1957 года. К слову, наследию Пия ХII принадлежат более 60 речей и текстов, касающихся именно информационной тематики. В энциклике говорится о том, что «удивительные технические достижения» [9] – кино, радио и телевидение – преподносят нам блага, но одновременно также таят в себе много опасностей и могут стать источником зла. И источником такого зла являются не сами технологии или Бог, а человек. Но, в то же время, эти средства должны распространять ценности, которые могут помочь становлению гражданского общества. Как говориться в энциклике, Римо-католическая Церковь поощряет и поддерживает все, что может действительно обогатить человеческий разум. «Miranda Prorsus» призывает использовать эти преимущества информационного общества как можно более активно, а также побуждает преподносить религиозные программы до уровня высоких технических и художественных стандартов. Немало внимания в энциклике уделено также и кинематографу. Осуществляется призыв создать «идеальный фильм» – фильм высокой нравственности, который бы производил на людей воспитательное воздействие. 

II-й Ватиканский Собор стал историческим не только потому, что после него произошло так называемое «арджонаменто» (обновление) Римо-католической Церкви, но и потому, что он оказался первым Собором, на котором обсуждался вопрос средств массовой коммуникации. Более того, во время этого знаменательного события, 4 декабря 1963 года, увидел свет Декрет Второго Ватиканского Собора «Inter Mirifica» («Из чудес»). Данным не объемным, но очень важным декретом был введен Всемирный день коммуникации [9]. С тех пор, начиная с 6 мая 1967 года, его отмечают ежегодно. В Декрете «Inter Mirifica» подчеркивается важность профессиональной подготовки служителей Церкви. Декрет призывает создавать католическую прессу и специальные национальные бюро по делам СМИ. В нем также говорится о том, что необходимо выдать соответствующую пастырскую и экспертную инструкцию. Такая инструкция была опубликована несколько позже, 23 мая 1971 года и получила название «Communio et Progressio» («Единство и прогресс»). В ней подчеркивается то, что средства коммуникации имеют благородную задачу – сблизить людей. Они также приумножают связи внутри общества, разрушают преграды пространства и времени, а также углубляют общественное сознание. Но, как говорится в инструкции, если сердца и души людей настроены на плохое, то эти технологии могут иметь противоположные последствия [10].

Выводы. То, что касается отношения Римо-католической Церкви к информационной сфере, неразрывно связано с трансформационными процессами в ней. Более того, мы можем также утверждать и то, что сама Церковь трансформируется в зависимости от средств передачи информации, которыми пользуются в ту или иную эпоху, в первую очередь это касается медиа. Однако сейчас мы можем только догадываться о том, каким именно образом использование медиа, а также новейших информационных технологий, способно изменить Римо-католическую Церковь. Не исключено, что со временем это приведет к процессам виртуализации религиозной жизни, признаки чего мы можем наблюдать сегодня.

 

Список литературы:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Наука, 1999. – 221 с.

2. Іоан Павло ІІ, папа. Інтернет – новий форум для проголошення Євангелія. Папські послання з нагоди Всесвітнього дня комунікації. 2002 / Церква і соціальна комунікація: Найголовніші документи Католицької Церкви про пресу, радіо, телебачення, інтернет та інші медіа / Упорядник і наук. ред. М. Перун. – Львів: Видавництво Українського Католицького Університету, 2004. – С. 418-421.

3. Кастельс М. Интернет галактика / М. Кастельс. – К.: Ваклер, 2007. – 292 с. 

4. Кисилев Г. С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. – 2001. – № 12. – С. 3-15.

5. Свистунов С. Глобальні трансформації християнства доби постмодерну / Християнство доби постмодерну: Колективна монографія. – К., 2005. – С. 54-69. 

6. Славин Б.Ф. Эпоха коллективного разума: О роли информации в обществе и о коммуникационной природе человека / Б.Ф. Славин. – М.: ЛЕНАНД, 2013. – 320 с.

7. Трубицын Д.В. Индустриализм как технолого-экономический детерминизм в концепции модернизации: критический анализ / Д.В. Трубицын. Вопросы философии. 2012. –  № 3. –  С. 59-71.

8. Decree on the media of social communications «Inter Mirifica»  [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. – 2013. – URL: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents... (дата обращения: 12.11.2013).

9. Encyclycal of his Holiness Pius XII «Miranda Prorsus» [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. – 2013. – URL: http://www.vatican.va/holy_father/pius_xii/encyclicals/documents/hf_p-xi... (дата обращения: 12.11.2013).

10. Pastoral instruction «Communio et Progressio» [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. – 2013. – URL:  http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/pccs/documents/rc_...  (дата обращения: 12.11.2013).

11. Solemnity of Pentecost Holy Mass With the Ecclesial Movements  [Электронный ресурс] // The official website of the Holy See. – 2013. – URL:  http://www.vatican.va/holy_father/francesco/homilies/2013/documents/papa... (дата обращения: 12.11.2013).

 

Сведения об авторе: 

Кияк Максим Тарасович – кандидат философских наук, старший консультант Национального института стратегических исследований (Киев, Украина).

Data about the author: 

Kyyak Maksym Tarasovich – Candidate of Philosophical Sciences, Senior Consultant of the National Institute for Strategic Studies (Kyiv, Ukraine).

E-mail: m_kyiak@ukr.net.