Бурейко Н.Н. Международная миграция как предмет междисциплинарного исследования

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 331.556.4

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ 

КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Бурейко Н.Н.

В статье рассмотрены различные теоретические подходы к изучению международной миграции – экономический, социологический и политологический. Сделан акцент на междисциплинарности исследования данного феномена, как при его детальном анализе, так и при определении его основных понятий.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционный процесс, теоретические подходы, изучение миграции.

 

INTERNATIONAL MIGRATION 

AS A SUBJECT OF INTERDISCIPLINARY STUDIES

Bureiko N.M.

This article distinguishes different theoretical approaches towards the international migration studies from the perspective of economic, social and political sciences. The author focuses on the interdisciplinary nature of the research of the mentioned phenomenon both for its detailed analysis and for defining its main notions. 

Keywords: migrations, migration policy, migration process, theoretical approaches, migration studies.

 

Введение 

Миграция как сложный феномен общественно-политической жизни требует постоянного пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны экспертов. Внимание последних особенно важно с целью разработки грамотных рекомендаций государственным компетентным органам власти по урегулированию миграционных потоков и адаптации мигрантов в новой для них среде. Миграция бывает разной в силу факторов, которые ее побуждают, масштабов и характера. В современной научной литературе существует немало предложенных типологий и классификаций миграции, поэтому автор данной публикации не ставит своей целью обращаться к этому аспекту. Главной задачей работы является анализ феномена миграции как предмета междисциплинарного исследования, с точки зрения разных научных подходов. Ведь процесс миграции неразрывно связан с этническими, экономическими, географическими, демографическими, политическими моментами жизни государства, а также с его историческим развитием. Следовательно, миграция является очень широким понятием, выступая объектом изучения целого ряда дисциплин – экономики, географии, истории, социологии, политологии и т.д., таким образом, носит явно междисциплинарный характер. Процессы глобализации в современном мире привели к тому, что миграция приобрела вовсе иные, новые обороты, а ее роль существенно усилилась. ХХІ век – век миграции, по словам исследователей С. Каслза и М. Миллера, которые отмечают, что «никогда прежде международная миграция не была на столько проникающей как с социально-экономической, так и с политической точки зрения, никогда прежде государственные деятели не уделяли столько внимания проблемам миграции, никогда ранее международная миграция так сильно не влияла на безопасность государства…» [14, с. 260].

Миграция и миграционная политика: к определению понятий

Миграция (от лат. migratio) означает перемещение, переселение. Традиционно, говоря о миграции, имели в виду перемещение человеческих ресурсов с одной территории на другую, что предусматривало изменение места жительства – временно или навсегда. В современном же мире все чаще доминирует новый подход, в рамках которого понятие миграции охватывает не только человеческие, но и материальные ресурсы, например, когда речь идет об инвестиционной миграции [5, с. 10; 2, с. 89]. При этом обязательным моментом при миграции является пересечение границ – будь то административных или государственных (отсюда – внутренняя миграция или внешняя, международная). 

В силу сложности и комплексности миграционного процесса и его глобального характера в современном мире существует острая необходимость в правильном и сложенном механизме его регулирования. Институтом, который отвечает за такого рода регулирование, выступает государство, которое разрабатывает и обеспечивает реализацию миграционной политики, сохраняя при этом рычаги влияния на миграционный процесс [3, с. 40]. Государственная миграционная политика охватывает систему  «правовых, административных, организационно-финансовых мер, а также информационное обеспечение государственными и неправительственными организациями упорядочение миграционного пространства… с позиций национальных приоритетов, количественного и качественного состава миграционных потоков, их социальной, демографической и экономической структур» [8, с. 118]. Считаем, что в современном мире особенно важно учитывать и религиозную составляющую структуры миграционных потоков, о чем ярко свидетельствует тенденции последних десятилетий в миграционной политике и ее реформировании ряда европейских стран (Великобритании, Германии, Франции). 

В широком понимании, по мнению Б. Хорева, миграционная политика – это система условий и мер управления миграционной подвижностью населения [10, с. 137]. Более точное определение с точки зрения междисциплинарного подхода, предлагает Т. Петрова, называя миграционной политикой «систему правовых, финансовых, административных и организационных мер государства и неправительственных учреждений относительно регулирования миграционных процессов с позиции миграционных приоритетов, количественного состава миграционных потоков и их структуры» [6, с. 27]. 

Интересным, на наш взгляд, является определение миграционной политики, предложенное украинским научным деятелем Б. Евтухом. Эксперт рассматривает миграционную политику как структурный элемент системы государственной этнополитики, тем самым утверждая, что миграция – это не только социально-политический, но и этнополитический феномен. Мы склоняемся к подобному подходу, особенно учитывая весь комплекс этнополитических проблем в национальных и общеевропейском масштабах, с которыми столкнулась Европа в результате интенсификации миграционных потоков во второй половине ХХ века (подобное особенно характерно и для Соединенных Штатов Америки). Возвращаясь к научным постулатам школы Б. Евтуха, основной целью миграционной политики называем регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий спонтанных неорганизованных миграционных процессов, создание условий для реализации прав мигрантов и их интеграции в национальную социально-экономическую и культурную среду обитания [1, с. 54]. 

В то же время немало исследователей склонны считать, что в современном мире глобализации государство как институт не в силах удержать контроль над перемещениями «не только капитала, товаров, информации, но и людей» [7, с. 22]. 

Важно отметить, что характерной особенностью миграционной политики является то, что ее можно отнести к составляющим как внутренней, так и внешней политики государства. Таким образом, она выступает своеобразным примером неразрывной взаимосвязи между внутренней и внешней политикой. Примечательно, что и сама миграционная политика может рассматриваться как внешняя, основная задача которой – содействие национальной безопасности и росту экономического потенциала страны, так и внутренняя, ориентирована на обеспечение свободы территориального перемещения населения, оптимизацию сферы занятости, состояния региональных рынков и др. [8, с. 119]. Это подтверждает необходимость использования междисциплинарного подхода для изучения миграции и ее научного анализа. Теоретический анализ миграции требует обращения к тем концепциям, теориям и подходам, которые регламентируют отношение правительственных и общественных кругов к мигрантам и самому миграционному процессу и собственно определяют характер миграционной политики. 

Экономический, социологический и политологический подходы – доминанта междисциплинарности

Мы склонны считать, что изучение миграции не может замыкаться только на одной дисциплине, а междисциплинарность подходов к изучению проблем миграции должна стать аксиомой. На междисциплинарном характере теории и методологии изучения миграции делали акцент М. Каслс [14, с. 30], К. Бреттел [13], Дж. Холлифилд [13; 15], Д. Мейсси [16; 17]. Д. Мейсси, представитель американской научной школы, призывая к междисциплинарности научного анализа миграции, утверждает, что ее изучение с точки зрения разных, четко разграниченных, часто конкурирующих между собой теоретических убеждений, приводит к неэффективности и противоречию результатов исследования [16, с. 701]. Поэтому их необходимо использовать в комплексе. Подобное мнение разделяет еще одна представительница американской школы К. Бреттел, которая демонстрирует подходы разных научных дисциплин к изучению миграции как многостороннего междисциплинарного явления [4, с. 33-71; 13]. Разделяет такие взгляды и российская исследовательница Т. Юдина [11]. 

В то же время Р. Урсуа считает, что едва ли не главной задачей научных экспертов является преодоление концептуальных разногласий, существующих между различными дисциплинами [9, с. 209-221]. При этом он призывает к использованию мультидисциплинарного анализа, который должен учитывать как теорию, так и практику, сопоставляя структуру с процессом. 

Экономический и социологические подходы

На протяжении длительного периода предмет нашего внимания изучали, используя, в основном, экономический подход, рассматривая миграцию в первую очередь как способ перераспределения рабочей силы. Среди существующих теорий миграции одной из самых распространенных является теория английского ученого Е. Равенштайна «притяжения и отталкивания» (,,push and pull theory”) [23]. В пределах данной теории предложены факторы «отталкивания» из одной страны и «притяжения» в другую. Первыми выступают экономические кризисы и нестабильность, социальные потрясения, стихийные бедствия. «Притягивают» же, наоборот, позитивные факторы вроде экономической и политической стабильности, высокого уровня социального обеспечение и т.д. Таким образом, миграция рассматривается в контексте «привлекательности» одного государства, что способствует прибытию в нее граждан другого государства, которое настолько непривлекательно, что этим «отталкивает» от себя.

По аналогичному принципу Е. Равенштайн создал «законы миграции», согласно которым мигранты покидают регионы с ограниченными возможностями и ресурсами и прибывают в более развитые, где факторы притяжения преобладают над факторами отталкивания [23; 8, с. 72]. Довольно общий характер данной теории, на наш взгляд, не является ее недостатком, поскольку позволяет использовать ее для большинства классических иммиграционных стран, которые привлекательны для иммигрантов именно уровнем своего развития и высокими стандартами жизни.  

Теория «притяжения и отталкивания» дала толчок для развития и других теорий, например, неоклассической экономической. Она рассматривает миграцию как результат расширения капиталистических отношений, интеграции капитала и доходов, интернационализации ринков [25]. Исходя из этого, трудовые ресурсы в стране-доноре и стране-реципиенте становятся взаимозаменяемыми, а миграция позволяет поддерживать занятость населения. Такой подход используют, в основном, на макроуровне, поскольку он носит весьма широкий обобщенный характер. 

На микроуровне миграцию изучает новая экономическая теория, исходя из которой, решения относительно миграции принимаются не индивидуально, а коллективно [8, с. 73]. Особо интересной, на наш взгляд, является теория человеческого капитала, исходя из которого, каждый человек рассматривается как результат инвестиций в его квалификацию, образование, состояние здоровья. Т.е., по сути, миграция выступает инвестицией в человеческий капитал, если выгоды от нее превышают расходы. Примечательно, что кроме, экономических расходов и выгод, непременно учитывается и психологический аспект, например, отсутствие возможности общения с друзьями, пребывания в семейной кругу, а также иные нематериальные аспекты [18, с. 398].

Исследователь М. Пайоре разрабатывал теорию «двойного или сегментного рынка труда», согласно которой, в каждом развитом государстве существует двойной рынок труда – первичный и вторичный. Вторичный рынок охватывает те виды трудовой деятельности, которые не пользуются широкой популярностью среди населения в силу своей непрестижности, низкой оплаты, небезопасности или низкими условиями труда. Именно на этот рынок привлекают приезжую вследствие миграции рабочую силу [20, с. 35-38]. Эту же теорию поддержал А. Портес [22]. Процесс подобной сегментации рынка труда особо характерен для больших городов – мегаполисов. 

Все чаще в экспертном мире звучат призывы к тому, чтобы изучать миграцию не только на междисциплинарном, но и на «межгосударственном уровне» [7, с. 22]. Существующая в рамках социологического подхода теория миграционных сетей называет миграцию социальным процессом, который связан с образованием сетей на основе переплетения социальных взаимоотношений [17, с. 734]. Основой для этой теории служит понятие «сообщество мигрантов», которое функционирует следующим образом: первые мигранты начинают формирование упомянутой миграционной сети, в дальнейшем облегчая процесс адаптации для следующих миграционных волн. Таким образом, снижаются риски миграции, облегчается процесс адаптации, когда с помощью дружественных, приятельских или родственных связей обеспечена поддержка с поиском жилья, работы и т.д.

Согласно теории международных систем, которая основана на системном подходе, миграция вызвана множеством различных факторов, а страны-доноры и реципиенты связаны между собой в рамках единого пространства – миграционной системы [19]. Для полного понимания динамики этой системы изучает ее необходимо комплексно.

С. Сассен объясняет миграцию с точки зрения активизации интеграционных процессов в глобализационном мире и роста международных трудовых потоков как результата растущей мобильности трудовых ресурсов и капиталов [24]. Подобные взгляды соответствуют теории мировых систем или мирового хозяйства, согласно которой благоприятные предпосылки для миграции складываются между бывшими колониальными государствами и их колониями [15]. Однако, стоит заметить, что теория мировых систем не оценивает должным образом роли, которую играет в социальных и экономических изменениях политика и государство. Поскольку мы исследуем миграцию как процесс, который регулируется политическим институтом – государством, считаем необходимым сделать акцент на политологическом подходе к изучению миграции.

Политологический подход

Политическая составляющая в мигрантоведении четко выкристаллизировалась  только в 80-х годах ХХ века. Именно тогда ученые, которые раньше сосредотачивались преимущественно на социально-экономических аспектах изучаемой проблемы, начали рассматривать политические аспекты международной миграции и уделять им должное внимание. Такие изменения произошли из-за значительного увеличения объемов иммиграционных потоков, в первую очередь в Соединенные Штаты Америки, а также в страны Западной Европы. Это привело к возникновению значительных проблем, связанных с иммиграцией, продемонстрировав тем самым, что существующие ранее теории и концепции были не в состоянии должным образом спрогнозировать последствия иммиграции. Поэтому возникла острая необходимость проведения новых теоретических исследований и научных изысканий динамики развития международных миграционных процессов.

Первыми к этому пониманию пришли американские исследователи в силу того, что именно в США результаты либерализации иммиграционной политики 60-х годов ХХ века привели к небывалым прежде последствиям. Интенсивный рост иммиграционных потоков приобрел невиданные прежде масштабы. Американские эксперты, обратившись к политическому аспекту международной миграции, изобразили государство как институт в центре анализа тех явлений, которые связаны с процессом миграции. При этом учитывалось как государство-реципиент, так и государство-донор. Так, по мнению уже упомянутых нами исследователей К. Бреттел и Дж. Холлифилда, в пределах политологического подхода исследование миграционного процесса следует проводить, учитывая  такие аспекты:

1. Роль национального государства в управлении миграционными потоками и контроле собственных границ.

2. Влияние миграции на институты суверенитета и гражданства, а также   взаимовлияние миграции и внешней, а также внутренней политики государства.

3. Процесс ассимиляции, приобретение мигрантами гражданства и прав [13, с. 137-186].

В контексте последнего приведенного аспекта следует упомянуть модель инкорпорации, предложенную исследователями А. Портесом и Р. Румбо [21]. Эта модель рассматривает миграцию с точки зрения официальной политики правительства, реакции внутреннего рынка рабочей силы и характера этнических отношений в государстве.

Согласно политологическому подходу в исследованиях миграционного процесса выделяют два измерения: государственный и ситуативно-политический [4, с. 214-215]. Под первым подразумевают влияние мигрантов на социально-политическое устройство государства и национальную идентичность его граждан, систему внутригосударственных отношений, человеческий потенциал государства, который определяет его роль и место на политической арене. В пределах указанного измерения изучают контроль над миграционными потоками и, соответственно, условия въезда, выезда и пребывания на территории национальных государств. То есть в рамках этого измерения политологического подхода изучается непосредственно миграционная  политика государства.

Исследования в рамках второго – ситуативно-политического – измерения обращены к изучению проблем национальной безопасности и угроз, к которым могут привести неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. В рамках этого измерения, ставшего особенно актуальным после 11 сентября 2001 года, мигранты и их сообщества выступают политическими актерами, которые принимают участие в политической жизни как страны происхождения, так и страны-реципиента. 

Украинский исследователь Б. Юськив предлагает и третье измерение – глобальное [12, с. 214]. Он делает акцент на политическом характере миграции [12, с. 220-228]. По его мнению, политический характер миграции проявляется на трех уровнях: микроуровень (деятельность отдельных индивидуумов), мегауровень (охватывает миграционные группы и процессы), а также макроуровень (миграционные потоки). Сами мигранты могут стать как объектами политического влияния, так и субъектами, полагает Б. Юськив. При этом следует заметить, что сама миграция не является политической деятельностью, но может быть с ней связана учитывая, что она может быть вызвана политическими действиями или, наоборот, их вызвать. 

Кроме того, Б. Юськив предлагает довольно интересное объяснение того, что политологический подход стали широко использовать для изучения миграционной проблемы относительно лишь недавно. Причину этого он видит в аполитическом поведении самих иммигрантов, которых в первую очередь всегда интересовали экономические проявления своего обустройства в новом государстве [12, с. 212]. 

О самостоятельном характере поведения государства в проведении миграционной политики заявляют сторонники теории политического реализма [13, с. 200-201], одним из приверженцев которого является Ф. Дювель. Главным актером миграционной политики он называет национальное государство, с позиций которого и обосновывается политологический подход к изучению миграционной политики. Ведь именно государство регулирует миграционный процесс и регламентирует условия въезда и пребывания иммигрантов на своей территории, руководствуясь своими интересами и задачами собственной национальной безопасности.

В отличие от сторонников теории политического реализма представители глобализационной теории говорят о снижении роли национальных государств в регулировании миграционного процесса, что, по их мнению, вызвано деятельностью наднациональных организаций и транснациональных корпораций тогда, когда миграция приобретает глобальные и транснациональные характеристики. Об этом в своей работе утверждает украинский исследователь Б. Юськив [12, с. 153]. Таких же взглядов придерживается уже упомянутая нами ранее американская исследовательница С. Сассен [24]. Она считает, что национальное государство при формировании и ведении миграционной политики не способно полностью влиять на миграционные движения, хотя и сохраняет при этом определенные полномочия при организации собственной миграционной политики.

Выводы

Как было определено, миграция – это широкое понятие с целым комплексом сложных междисциплинарных связей. Именно это определяет ее изучение с точки зрения междициплинарного подхода для отображения всей широты спектра ее природы и сущности. Именно исходя из этого подхода, большинство исследователей предлагают определение понятий,  связанных с миграцией (миграция, миграционная политика, иммиграционная политика, иммигрант, эмигрант). В течение длительного периода определяющим для изучения и анализа миграционных процессов служил экономический подход. С целью отобразить важную роль государства как института, регулирующего миграционный процесс, стали использовать теории в рамках политологического подхода. Считаем, что изучение миграции и миграционной политики целесообразно проводить именно с позиции государства и его национальных интересов. Кроме того, учитывая то, что политологический подход к изучению данной проблемы возник сравнительно недавно, необходимо проведение  дальнейших исследований и новых теоретических разработок, принимая во внимания всю разноплановость феномена миграции в современном меняющемся мире. 

 

Список литературы:

1. Євтух В. Етнополітика в Україні: правничий та культурологічний аспекти / Володимир Євтух. – Київ: Фенікс, 1996. – 214 c.

2. Катеринчук М. Правове регулювання обмежувальних заходів щодо імміграції до США / Микола Катеринчук // Науковий вісник Чернівецького університету: Збірник наук. праць. Вип. 91: Правознавство. – Чернівці: ЧДУ, 2000. – С. 89-94.

3. Малиновська О. Мігранти, міграція та Українська держава: аналіз управління зовнішніми міграціями / Олена Малиновська. – Київ: 

Вид-во НАДУ, 2004. – 236 с.

4. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 337 с.

5. Міграційні процеси в сучасному світі: світовий, регіональний 

та національний виміри (Понятійний апарат, концептуальні підходи, теорія та практика) / За ред. Римаренка Ю. – Київ: Довіра, 1998. – 

911 с.

6. Петрова Т. Концепція державної міграційної політики України: цільова орієнтація і основні напрямки / Тетяна Петрова. – Київ: 

Наук.-дослід. центр з проблем зайнятості населення та ринку праці, 1996. – 41 с.

7. Полтораков А. Миграция как вызов безопасности: национальные и международные аспекты / Алексей Полтораков // Дневник Алтайской школы политических исследований. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Трансграничные мигранты и общество страны пребывания: взаимное восприятие и проблемы межкультурного взаимодействия): [сборник научных статей; под ред. Ю.Г. Чернышова]. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – С. 22-27.

8. Пуригіна О. Міжнародна міграція / Ольга Пуригіна, Сергій Сардак. – Київ: ВЦ «Академія», 2007. – 312 с.

9. Урсуа Р. Социальные исследования и меры по взаимодействию в общественной политике. Международная миграция, социальные науки и общественная политика / Рауль Урсуа // Международный журнал социальных наук. – 2001. – № 32. – С. 207-217.

10. Хорев Б. Расселение населения: основные понятия и методология / Борис Хорев. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 320 с.

11. Юдина Т. О социологическом анализе миграционных процессов / Тамара  Юдина // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 102-109.

12. Юськів Б. Глобалізація і трудова міграція в Європі / Богдан Юськів. – Рівне: видавець О.М. Зень, 2009. – 479 с.

13. Brettell C. Migration Theory: Talking Across Disciplines / Caroline Brettell, James Hollifield. – New York: Routledge, 2007. – 304 p.

14. Castles S. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World / Stephen Castles, Mark Miller. – New York: Guilford Press, 1993. – X, 307 p.

15. Hollifield J. Migration, Trade and the Nation-State: The Myth of Globalization / James Hollifield // Journal of International Law and Foreign Affairs. – 1998. – № 3 (2). – P. 595-636.

16. Massey D. An Evaluation of International Migration Theory. The North American Case /  Douglas Massey // Population and Development Review. – 1994. – № 20. – P. 699-751.

17. Massey D. The Social Process of International Migration / Douglas Massey, Felipe España // Science. – 1987. – Vol. 237. – P. 733-738.

18. Molho I. Theories of Migration – a Review / Ian Molho // Scottish Journal of Political Economy. – 1986. – № 33. – P. 396-419.

19. Nogle J. The System Approach to International Migration: an Application of Network Methods / June Nogle // International Migration. – 1994. – № 2. – P. 329-342.

20. Piore M. Birds of Passage: Migrant Labor and Industrial Societies / Michael Piore. – London: Cambridge Univ. Press, 1979. – 217 p.

21. Portes A. Immigrant America. A Portrait (Third edition. Revised, Expanded and Updated) / Alejandro Portes, Rubén Rumbaut. – Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2006. – 460 p. 

22. Portes A. Immigration Theory for a New Century : Some Problems and Opportunities / Alejandro Portes // International Migration Review. Special Issue: Immigrant Adaptation and Native-Born Responses in the Making of Americans [Ed. by J. DeWind, C. Hirschman, P. Kasinitz]. – Center for Migration Studies. – Vol. 31. – № 4. – 1997. – P. 799-825.

23. Ravenstein E. The Laws of Migration / Ernest Ravenstein // Journal of the Royal Statistical Society. – 1889. – Vol. 52. – P. 241-301.

24. Sassen S. The Mobility of Labor and Capital. A Study in International Investment and Labor Flow / Saskia Sassen. – Cambridge: Cambridge University Press, 1988. – 224 p.

25. Stark O. The New Economics of Labor Migration / Oded Stark // American Economic Review. – 1985. – Vol. 2 (75). – P. 173-178.

 

Сведения об авторе:

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, исследователь Института гуманитарных и социальных наук Университета Санкт-Галлена (Санкт-Галлен, Швейцария), преподаватель кафедры психологии и социологии Буковинского государственного медицинского университета, эксперт-аналитик научной организации «Квадривиум» (Черновцы, Украина);

Data about the author:

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, post-doctoral researcher of the Institute of Humanities and Social Sciences, the University of St. Gallen (St. Gallen, Switzerland); Lecturer of Psychology and Sociology Department, Bukovinian State Medical University; expert-analyst of the scientific organization “Quadrivium”(Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: nadia.bureiko@gmail.com.